search
main
0

Ради нескольких строчек в газете. Почему не все школьные издания выживают

«Сквозняк» – так называется школьная газета, в которой я работаю главным редактором. А также выпускающим редактором, корректором и верстальщиком. Слава богу, корреспондентами работают школьники. «Сквозняк» существует в ЦО Измайлово №1811 уже лет 6, если не больше. До него и параллельно с ним были другие школьные издания, но все они рано или поздно минимизировались и растворялись в череде школьных дел. «Сквозняк» тоже достался мне в усохшем виде. И я решила назвать газету не просто газетой, а СМИ-проектом. Теперь мы представляемся как «участники проекта «Сквозняк».

Урок, с которого можно сбегать

Разумеется, в пространстве школы на все существует регламент. Вступив в новую должность, я получила программу, одобренную Департаментом образования. Там подробно объяснялось, как делать школьную газету. В целом она представляла собой ряд «уроков журналистики»: столько-то часов теории, столько-то – практики. Курс рассчитан на два года. Предполагается, что в первый год ребята досконально освоят теоретическую основу, выпустят один номер, а со второго года перейдут в режим нормальной редакционной работы. Тем временем следующие новички будут учиться брать интервью и писать вводные. Целый месяц я старательно придерживалась программы. В итоге, потеряв почти всех корреспондентов, я поняла, что дальше так продолжать нельзя. Все бы ничего, будь газета в «сетке», но мы же «доп»! Дополнительное образование, добровольное и внеурочное. Это значит, что вы входите в класс, когда за окном никакое не утро, а ранние сумерки, и работать вам предстоит с выжатыми, усталыми и голодными детьми, отсидевшими за партой 8 (!) часов – полный взрослый рабочий день. Конечно, педагог может, удержав дисциплину железной рукой, заставить ребят конспектировать. Но каким образом эти титанические усилия превратятся в свеженький шуршащий номер?

В чем измерять гармонию?

Форма организации – это полдела, треть, четверть. Содержание – куда более серьезная проблема. Газеты, стенные или типографские, как «Сквозняк», есть во многих школах. А зачем? «Чтобы ученики писали про свою жизнь» – скажет педагог или родитель. Ладно, допустим, они пишут. Их со вчерашнего вечера ждут «Вконтакте», у них в почте валяется двадцать пять личных сообщений с разных форумов, им еще нужно отметиться в ЖЖ, но они усердно строчат в школьную газету, наши работящие творческие дети. Какую отдачу подразумевает их труд? Возможность поступления на журфак? А если школьник не собирается ни в журналисты, ни в писатели? Ребят, которые уже в 8-9-м классе выбрали профессию, немного. Еще меньше их в 6-7-м, да и в 11-м классе народ определяется не столько с будущей специальностью, сколько с институтом. Все еще может резко поменяться. Так нужна ли газета школьному большинству? Обратимся к программе. Цель, заявленная в ней, – «гармоничное развитие личности». В любой хорошей школе и без нее найдется с десяток студий: спорт, музыка, изо, скульптура, театр, бисероплетение, дизайн, туризм – широкий ряд интересных направлений для развития личности. Со своей профессиональной колокольни я не вижу, чем журналистика может быть полезна для общей «гармонизации».

Пропавший креатив

На мой взгляд, основная цель школьной газеты – научить ребят осознанно действовать в информационно-коммуникативном пространстве. Научить создавать его и работать с ним. Сегодня мы все включены в информационный процесс. Проблема в том, что едва ли десятая часть этой информации потребляется осмысленно. Чаще мы ее глотаем на ходу, как гамбургер. До определенного момента организм сопротивляется подобному издевательству, потом начинаются сбои: хронические болезни, усталость, депрессия, глубокое безразличие ко всему. Весь прошлый год я наблюдала за учениками одной замечательной московской школы, где во главу угла поставлено развитие проективного мышления. Класса до четвертого он такой жизнью вполне доволен и заслуженно горд. А потом начинается резкий спад. Не у всех, но у многих. «Не хочу, неинтересно, надоело…» Одновременно у ребят возникает сильная тяга к виртуальной жизни: к играм и игрушкам, чатам, общению онлайн, скачиванию музыки и фильмов. Запретите им это – и они станут жаловаться на скуку, будут чувствовать себя не у дел. Словом, начнут испытывать самый настоящий информационный голод. На глазах изумленных воспитателей креативные дети превращаются в телепузиков, готовых нажимать любые кнопки, но совершенно не способных внятно объяснить, почему они это делают! Еще пара лет – и вот в класс идут безынициативные люди, потерявшие творческий импульс, утратившие мотивацию к обучению.

Не все потеряно

Мы захлебываемся в море фактов, событий, мнений, а ведь можно научиться плавать. Кстати, некоторый опыт информационной активности есть у многих школьников. Он складывается в процессе создания личного виртуального пространства, будь то блог, сайт или страничка «Вконтакте». Там пользователь может заявлять собственные цели, подбирать наиболее адекватные средства, устранять провокации, удерживать свою позицию, работать с чужой информацией, быстро отделяя важное от ненужного. Школьная газета позволяет ребятам попробовать себя в роли «производителя» информации, используя навыки, появившиеся в результате общения в Сети. Ведь главное качество газетчика – «быть в теме». Кроме того, у газеты есть одно бесспорное преимущество: осязаемость. Что получает автор в ответ на интернет-сообщение? Набор фраз, подтверждающих или опровергающих предыдущий постулат. А с помощью газеты можно добиваться изменения законов, правил, взглядов. В идеале газета становится не просто листком для чтения, но органом активного неформального взаимодействия школьников, учителей и администрации друг с другом.

Кадры рулят

В отличие от департамента я не знаю, как надо делать газету. Просто существуют «киты», на которых держится любой подобный опыт: интерес ребят, демократичность процесса, личность руководителя. «Увидел что-то интересное – тащи в газету, – говорю я своим репортерам. – Пришла неординарная мысль – в газету, наболело – в газету. Сложились стихи, родился рассказ – неси!» Условие одно: хорошая подача материала. За ним должна стоять личность автора, его заинтересованность. Лучше сразу задать высокую планку, чем остаться без ярких публикаций. К слову, об авторах: первыми в газету идут смелые. Далеко не каждый подросток, зубоскалящий на уроках и спорящий с учителем, – готовый репортер. Большинство ребят панически боятся любой публичности. И конечно, во главе СМИ-проекта должен стоять человек, который сам регулярно пишет и печатается. Действующий журналист.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте