Комплексный проект модернизации образования принципиально предполагает переход от стратегии «реструктуризация сети ради экономии средств» к стратегии развития сети для «создания условий качественного образования независимо от места жительства школьников».
В прошлом году проведена значительная разъяснительная работа, и мы можем констатировать, что данный подход нашел поддержку у педагогической общественности и встречает понимание у местного сообщества. Министерство образования придерживается позиции, что изменение структуры (закрытие и реорганизация школ) невозможно без учета мнения общественности и комплексной экспертизы влияния данного решения на условия обучения и социализации детей.
Большое значение имело утверждение Федерального перечня современных требований к качеству условий организации образовательного процесса и проведение на его основе экспертизы с участием общественности. Данный перечень стал по ряду позиций дискуссионным, но в целом у нас появилась возможность уйти от расплывчатых представлений о достойных условиях для обучения, объективно оценить существующее положение дел и соотнести его с нормой.
Это, правда, привело к несколько парадоксальной ситуации с показателем «Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса»: значение снизилось с 35 процентов (факт на 2006 год) до 34,05 (вместо запланированных 50 процентов), поскольку подход к оценке при определении обязательств области при подаче заявки отличался от принятого в декабре набора требований.
Вместе с тем более высокий стандарт качества условий образовательного процесса объективно имеет положительное значение для обучающихся, и мы будем стремиться взять «установленную планку».
Это тем более перспективно, что в Московской области используется кластерная оценка, позволяющая определить связь качества условий и качества результатов образовательного процесса. Сегодня на этой основе мы можем дать конкретные и обоснованные рекомендации по направлениям инвестиций и моделям оптимизации муниципальных сетей.
Но и при столь высоком стандарте уровень качества условий обучения в Московской области остается одним из лучших в стране.
Реализация КПМО позволила привлечь не имевшие ранее аналогов инвестиции (из федерального бюджета и бюджета Московской области) в улучшение условий обучения учащихся: ремонт, закупки учебных кабинетов, оборудования для столовых, оборудования для оснащения медицинских кабинетов, технологического оборудования для пищеблоков, закупки учебно-наглядного и компьютерного оборудования.
В 2007 году на улучшение условий организации обучения из федерального бюджета получено 383,960 миллиона рублей. Бюджет области выделил 4627,28 миллиона.
В 2008 году федеральный бюджет составил 200,0 миллиона рублей, Московской области – 300,0 миллиона.
Естественно, что развитие сети не может быть сведено к укреплению материальной базы. На областном уровне разработан пакет нормативных и инструктивно-методических документов по реализации перспективных моделей развития сети: базовая школа с подвозом и филиалами (отделениями), сельский социокультурный комплекс.
В большинстве муниципальных образований разработаны и начали реализовываться программы и планы оптимизации сети.
В I квартале 2008 года мы отмечаем возрастание активности по всем направлениям преобразований сети. В частности, по данным проведенного мониторинга планов развития сети, в этом году будет создано 122 базовые школы в 25 муниципальных образованиях Московской области, в 2009-м – 92 базовые школы в 21 муниципальном образовании.
Как показывает анализ данных федерального мониторинга и качественный мониторинг, проводимый министерством и региональным оператором, на сегодняшний день наибольшее затруднение вызывают разработка и реализация моделей оптимизации городских сетей общеобразовательных учреждений.
Эта проблема имеет особую остроту для Московской области, в которой значительная доля небольших городов и городских поселений, в том числе закрытых административно-территориальных образований.
Вместе с тем проведение оптимизации городской сети сдерживается ограничениями федерального нормативного регулирования вопросов создания и деятельности отдельных видов образовательных учреждений (школа старшей ступени, школа – ресурсный центр), не решенными пока вопросами финансирования сетевых моделей организации профильного обучения.
Сегодня, когда в Московской области реализуются масштабные программы социально-экономического развития, предполагающие строительство, по сути, новых городов, возрастают требования к эффективному проектированию и управлению сетями образовательных учреждений. Развитие сетевого взаимодействия школ (ассоциации, договорные отношения), «филиализация» городских сетей – перспективная задача на 2008-2009 годы.
К началу нового учебного года реализация мер по оптимизации сети, в частности изменение подходов к комплектации классов, даст свои результаты, и обязательство по наполняемости классов будет выполнено.
В качестве ключевых условий, создание которых обеспечит успешность реализации направления в 2008 году, выделены:
– уход от ведомственного подхода к решению вопросов развития сети к межведомственному, включение их в зону приоритетов и ответственности глав и органов местного самоуправления муниципальных образований;
– переход от «ручного управления» развитием сети к механизмам саморегуляции, связанным с введением нормативного подушевого финансирования и стандартов качества условий.
Беспокойство вызывает заметная дифференциация муниципальных образований по ключевым показателям. Одну из причин мы видим в том, что, к сожалению, сегодня в ряде муниципальных образований вопросы развития сети не стали зоной ответственности глав администраций, органов местного самоуправления, продолжают рассматриваться как узковедомственные задачи. Развитие сети школ мы считаем неотъемлемым элементом стратегии территориального развития. Не случайно показатель, характеризующий наполняемость классов, результативность развития сети образования, включен в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.
В сводной аналитической записке Счетной палаты об использовании средств федерального бюджета на обеспечение реализации нацпроекта применительно к вопросу о сети сельских школ справедливо отмечается, что «необходимо решать вопросы развития сельской школы в комплексе с вопросами возрождения села, развития всего агропромышленного комплекса, его социально-культурной сферы, а также повышением уровня нравственности, культуры, сохранением традиций сельского населения как основы современной демографической политики, проблема сельских школ – это проблема не только образовательного ведомства, а межведомственная, которая должна решаться интеграцией усилий государственных, общественных, коммерческих структур, объединением достижений науки и практики в реформировании и помощи сельской школе».
Как показывает анализ, отсутствие в 2007 году в области нормативного подушевого финансирования (включая базовые расчеты) ограничило возможности муниципальных органов управления образованием в объективном анализе и оценке ситуации с сетью и выступило сдерживающим фактором для принятия решений о ее оптимизации.
Мы надеемся, что продвижение в плане введения НПФ с сентября 2008 года создаст условия для трезвой оценки, построения прогноза и планирования системы обоснованных мер по развитию сети.
Мы утверждаемся в понимании, что резервы развития сети следует искать и за рамками «ведомственного» сектора, что особенно актуально при решении доступности услуг дошкольного образования. Область стала одной из первых, где законодательно закреплена норма государственного финансирования НОУ по нормативу. В 2007 году в Московской области разработана концепция развития негосударственного сектора образовательных услуг. Концепция предусматривает меры по дальнейшему обеспечению равенства доступа к финансированию на конкурсной основе образовательных организаций независимо от организационно-правовых форм.
Вопросы развития сети в 2008 году остаются в центре внимания Министерства образования Московской области.
13 мая 2008 года во Дворце спорта «Надежда» Серпуховского района состоялся областной Фестиваль общеобразовательных учреждений Московской области, в котором приняли участие 3000 руководителей муниципальных органов управления образованием, директоров школ, педагогов.
В рамках фестиваля прошла выставка оборудования школьных кабинетов, модной школьной одежды, мебели для дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ, продуктов школьного питания, спортивного инвентаря, сельских школьных автобусов, а также состоялась церемония награждения лауреатов фестиваля по номинациям: «Развитие сети общеобразовательных учреждений Московской области» (10 награждаемых – образовательные учреждения, активно внедряющие инновационные образовательные программы); «Обеспечение здорового качественного питания школьников» (19 награждаемых – образовательные учреждения, уделяющие серьезное внимание вопросам питания в школах); «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс» (19 награждаемых – образовательные учреждения, активно использующие здоровьесберегающие технологии); «Обеспечение безопасных условий организации образовательного процесса» (12 награждаемых – образовательные учреждения, особое внимание уделяющие организации обеспечения безопасных условий образовательного процесса); «Обеспечение транспортной доступности качественного образования» (10 награждаемых – образовательные учреждения, реализующие программу по приобретению автобусов для школ, расположенных в сельской местности).
27 мая 2008 года в Мытищах прошла коллегия Министерства образования Московской области по подготовке общеобразовательных учреждений Московской области к новому учебному году и развитию сети общеобразовательных учреждений Московской области, что обеспечит условия для получения качественного образования независимо от места жительства.
В 2008 году в Московской области планируется ввод в действие 38 муниципальных образовательных учреждений. Их них 9 школ, 29 детских садов.
Муниципальные образования Московской области уделяют особое внимание оснащенности учебных кабинетов общеобразовательных учреждений в соответствии с современными условиями организации образовательного процесса.
Льготным питанием охвачено 22,3 процента от общего числа обучающихся. В 2007-2008 учебном году питание учащихся обеспечивают 39 комбинатов школьного питания. 1007 школ имеют школьные стационарные столовые, соответствующие современным требованиям. По результатам мониторинга наиболее качественное питание, удовлетворяющее учащихся и их родителей, обеспечивают стационарные школьные столовые, работающие на сырье.
Работа Министерства образования Московской области по реализации направления «Сельский школьный автобус» в рамках нацпроекта предоставляет школьникам, проживающим в сельской местности Московской области, возможность получения качественного образования за счет организации гарантированного бесплатного проезда от дома к месту обучения и обратно.
Министерством образования взят под жесткий контроль вопрос обеспечения безопасности перевозки детей и предотвращения риска совершения дорожно-транспортных происшествий. Из 116 поставленных автобусов 79 транспортных средств находятся на обслуживании в филиалах Мострансавто. По отзывам, взаимодействие с Мострансавто, являющимся важнейшим пассажирским автоперевозчиком в Подмосковье, позволяет быть уверенным в качестве получаемых услуг по перевозке школьников, хранению, техническому обслуживанию и эксплуатации сельских школьных автобусов.
По итогам проведенного мониторинга, ежедневно сельскими школьными автобусами доставляются от места жительства к месту учебы 3430 обучающихся Московской области.
В Подмосковье работают свыше 80 тысяч педагогических работников, из них 697- прибывшие молодые специалисты.
Автоматическая пожарная сигнализация установлена в 2226 образовательных учреждениях, кнопка тревожной сигнализации – в 3832 школах, в 1704 дошкольных учреждениях и во всех интернатах и детских домах.
Отделом безопасности учреждений образования Управления контроля и надзора в сфере образования министерства области завершена работа по созданию информационно-аналитического банка данных по частным охранным предприятиям. В настоящее время охрану школ Подмосковья осуществляют 411 частных охранных предприятий.
Телефонные аппараты с автоматическим определителем номера установлены в 2880 образовательных учреждениях.
Сергей КОСАРЕЦКИЙ, руководитель Центра стратегических разработок Академии социального управления
Комментарии