Представьте, что вы пришли к себе домой и неожиданно встретили там… себя. Не в том смысле, что в зеркало погляделись. Нет, в комнате или на кухне сидит ваша абсолютная копия. Полностью раздетая. Просит одежду, горячего чаю и поговорить. Как, в обморок упали бы? Некоторые герои сериала «Осенние визиты», снимаемого режиссером Георгием Саенко по мотивам книги Сергея Лукьяненко, так и делают – теряют сознание. Но есть и такие, что держатся.
Дело в том, что в ноябре 2019‑го на Землю явились визитеры, представители иной цивилизации. Каждый – олицетворение одного из векторов: Власти, Знания, Силы, Развития, Добра и Творчества. Во Владивостоке они нашли своих так называемых прототипов, соответственно: чиновника, ученого, военного, поэта, врача и писателя. И если у визитера-Власти и его двойника из мэрии Рашида Гулямовича (в обеих ролях – Виктор Галкин) разговор короткий, потому мало что проясняющий, то у других гостей беседы с прототипами содержательные.
Визитер-Знание поясняет профессору философии Аркадию Львовичу (Виктор Бусаренко), что он, ученый, может сделать мир полностью соответствующим его представлениям об идеальном. Пришелец поможет в этом. Но для того чтобы это случилось, нужно уничтожить других инопланетян, которые намерены помогать своим прототипам воплощать их мечты о земном рае. Аркадий Львович убежден: нельзя ради всеобщего благоденствия уничтожать несогласных с его собственным идиллическим сценарием. «А если какой-нибудь писатель захочет, повинуясь амбициям, уничтожить половину человечества?» – спрашивает его двойник. И профессор, у которого из-за борьбы с тяжелой болезнью силы уже на исходе, погружается в раздумья…
Двойник писателя Ярослава Зарова (Сергей Кашуцкий) с виду мил, обаятелен и добр. «Этика визитера соответствует морали прототипа», – весело сообщает он ошеломленному прозаику. Но маска хищника проступает на его беззаботном лице при словах, что для мировой гармонии «нужно снести с доски часть фигур». У Ярослава уже есть свои неурядицы: творческий ступор, серьезный, вплоть до развода, конфликт с женой. И вот на тебе. Нужно сделать большой человеческий выбор.
Анна (Татьяна Иванашко), врач-реаниматолог областной больницы, ежедневно рыдает почти над каждым тяжелым пациентом. «Добрая ты, Анька, нельзя так», – говорит ей коллега. Однако, когда ночью к ней приходит визитер-Доброта, представившаяся Марией, у зрителя появляется возможность узнать Анну поближе и усомниться в ее эмпатии.
Пришелец-Сила настигает землянина Николая Шедченко (Денис Глушенко) в поезде. Долгий и тяжелый разговор, горькие слова о войне между Украиной и Россией, вирусах и бунтах на национальной почве. Николай с честью выдерживает первый раунд, отказывается участвовать в сомнительной операции, но кто знает, что будет потом?
Четырнадцатилетний поэт Кирилл (Алексей Венцель) застает у себя в комнате пришельца, олицетворяющего Развитие (Андрей Венцель). Это самая хрупкая и слабая пара, которая по логике должна первой вылететь из страшной игры. Но вдруг случится чудо?
В это же время по городу ходит некий Илья. Для многих он корректор в издательстве «Белый единорог», на самом же деле – слуга невидимой людям силы. Повинуясь внутреннему голосу, он ищет и прототипов, и пришельцев… Что-то будет, когда встречи состоятся?
Проект, создаваемый по одноименному роману Лукьяненко, без преувеличения уникален. Он из категории «народное кино», как объяснил автор книги в предваряющем первую серию вступительном слове, создается «читателями для читателей».
Сама история начала съемок заслуживает отдельного фильма: на одном из кинофестивалей Приморья к Лукьяненко подошли поклонники его творчества, заявили, что хотели бы экранизировать «Осенние визиты», и, можно сказать, попросили благословения. Денег, стоит отметить, под это не требовали. «Делайте, я посмотрю», – пожал плечами автор. Спустя некоторое время владивостокские энтузиасты показали ему рабочие материалы. И Лукьяненко, имеющий в своем багаже экранизаций и победные «Дозоры» Тимура Бекмамбетова, и провальный «Черновик» Сергея Мокрицкого, неожиданно для себя остался доволен. Настолько, что согласился стать генеральным продюсером и включился в процесс.
Как уже было отмечено, деньги на съемки были выделены друзьями создателей, несколькими небольшими компаниями. Плюс после премьеры первой серии, состоявшейся в декабре прошлого года на YouTube, некоторые суммы пришли от зрителей, которые посчитали фильм интересным и достойным продолжения. Но все уходит в основном на техническую составляющую, оборудование, спецэффекты. Актеры же, артисты владивостокских театров, работают бескорыстно, как и музыканты – участники группы «Оргия праведников», продюсеры и многие другие.
Первую серию за почти полгода посмотрели почти 150 тысяч человек, и это дает надежду на дальнейшее существование проекта, более того, на его развитие. На презентации второй, которая прошла недавно в Москве, Сергей Лукьяненко не исключил возможности выхода «Осенних визитов» на крупнейших российских стриминговых видеосервисах.
В самом деле, эпизоды оставляют хорошее впечатление. Не все удачно в плане оригинальности картинки (скромность бюджета дает о себе знать), но понятно, что из имеющегося оборудования выжат максимум возможностей. И, например, спецэффекты вполне достойны. Юные актеры, близнецы Андрей и Алексей Венцели, не всегда справляются с поставленной задачей, но в самых важных эпизодах берут планку.
Самое главное – эту историю, окруженную аурой энтузиазма, творческого горения, любви к делу, хочется смотреть. Тогда как вышеупомянутый «Черновик», в котором сияют едва ли не все звезды российского кино, такого желания не вызывал уже на 15‑й минуте. Впрочем, о нем в сериале сказано устами Евгения «Бэдкомедиан» Баженова, не пропустите этот не лишенный самоиронии отрывок.
Итак, две серии «Осенних визитов» уже ждут новых зрителей, их поддержки. Остальные должны выйти до конца 2021 года – это обещание Сергея Лукьяненко. Судя по зрительским отзывам в сетях, количество просмотров у них будет солидным.
Комментарии