search
main
0

Ради чего меняться? Педагог должен находиться в поиске прорывных решений

Работать по-новому – этого от педагога сегодня требуют все. И изменившиеся за последнее десятилетие родители, и ученики, которые порой могут знать больше учителя, и прежде всего нормативные документы, регулирующие образовательную сферу. Каждая школа старается соответствовать этим требованиям по-своему. О том, какие подходы к организации инновационной деятельности удается сегодня найти, рассказывает заместитель директора по УВР школы №20 г. Вологды Светлана ТИХАНКИНА.

Одной из актуальных проблем современного этапа развития российского образования, стоящего перед необходимостью преодоления традиционной зуновской парадигмы, является вопрос о понимании сущности инновационной деятельности в образовательном учреждении. Интерес к данной теме вызван также тем, что образование, пережившее в 90-х годах инновационный подъем, постепенно перешло в режим функционирования и даже застоя, что имеет как объективные, так и субъективные причины. Безусловно, кризисные явления в обществе нашли свое отражение и в образовании. Творческий подъем 90-х, вызванный свободой в выборе содержания, программ, учебников, технологий, учебных предметов, внеурочной деятельности, постепенно угас. Усталость и материальная неустроенность педагогов, нехватка и старение кадров, введение процедуры аттестации и аккредитации образовательных учреждений – все это не способствовало развитию инновационной деятельности в образовательных учреждениях. Постепенно система образования унифицировалась и стандартизировалась, а все, что не соответствовало новым требованиям, уничтожалось. Таким образом, инновационная деятельность стала неактуальной и невостребованной.Ситуация изменилась с появлением новых образовательных стандартов, которые дают школам возможность большей свободы и в составлении учебного плана, выборе учебно-методических комплексов, технологий, и в организации внеурочной деятельности. Необходимость переосмысления парадигмы образования с позиций системно-деятельностного подхода вызвана сменой целевых установок и планируемых результатов. Сегодня, прежде чем браться за реализацию стандартов второго поколения, педагогу нужно самому измениться, а значит, принять необходимость давно назревших изменений в образовании.Для реализации ФГОС педагогическим коллективам надо выработать новые критерии оценки результатов обучения и развития обучающихся, создать систему мониторинга личностных, предметных и метапредметных результатов, овладеть педагогическими технологиями и т. д., что вполне можно рассматривать как начало инновационной деятельности.Инновации сами по себе не рождаются, они появляются из проблем, требующих решения, а значит, прежде чем приступить к инновационной деятельности, необходимо сделать проблемный анализ деятельности школы. Задача это непростая, так как требует усилий всего коллектива. Конечно, администрация может и сама проанализировать работу школы, но тогда для остальных членов коллектива эти проблемы останутся чужими.После выявления проблем надо ответить на вопрос: ради чего и ради кого мы будем меняться? Если не понять смысл вводимых изменений, не сформулировать четко цели и задачи, то вся работа будет обречена на неуспех. Это самый сложный и самый необходимый этап инновационной деятельности.Часто можно услышать такое мнение, что сначала мы начнем работать, а потом под деятельность уже подберем цели и задачи. Такой подход бессмыслен и даже вреден. Не надо забывать, что мы имеем дело с детьми и не имеем права на ошибку. Педагог, приступающий к инновационной деятельности, должен иметь четкое представление об ожидаемых результатах и возможных рисках, чтобы вовремя вносить коррективы.Определившись с целями и задачами, необходимо проанализировать и выбрать средства достижения результата и имеющиеся ресурсы. Не секрет, что одной из причин снижения масштабов инноваций в образовательных учреждениях является нехватка кадров. Учитель, работающий на 1,5 и более ставки, просто не в состоянии заниматься еще и инновационной деятельностью, которая предполагает систематический контроль, то есть мониторинговые исследования. Процесс подбора и апробации методик исследования достаточно трудоемкий и затратный по времени.При организации инновационной деятельности в образовательном учреждении должна быть предусмотрена процедура внешней и внутренней экспертизы результатов, для успешной реализации которой необходимо точно определить критерии и показатели эффективности. Разрабатывая модель мониторинга, важно ответить на вопросы: Что будем замерять? Кто? Кого? Когда? Как или чем? Где будем представлять результаты? Таким образом, выстроится модель мониторинга, в которой будут учтены показатели, сроки, объекты, методики (инструментарий), ответственные, форма представления результатов. Важно помнить, что выбор критериев показателей должен соотноситься с целями и ожидаемыми результатами инновационной деятельности.Внешняя экспертиза может проводиться как по заказу образовательного учреждения (аудит), так и во время процедуры контроля и надзора, аккредитации образовательного учреждения, государственной итоговой аттестации и т. д.Проектная деятельность становится сегодня основополагающей при реализации нового стандарта. В идеале было бы очень полезно, чтобы каждый учитель пропустил через себя технологию проекта, с тем чтобы затем обучать детей проектной деятельности и организовывать ее с обучающимися.Таким образом, инновационная деятельность будет способствовать развитию не только педагога, но и всего образования, а значит, и решать главную задачу, стоящую сегодня перед школой, – развитие личности ребенка. Анна ШЕИНА, ВологдаФакт2 октября 1962 года на улице Папанинцев (ныне проспект Победы) в Вологде была открыта новая восьмилетняя школа. За более чем полвека школа №20 обрела высокий статус одного из передовых учебных заведений города.Комментарий- В современной жизни, особенно в экономике, мы часто слышим о необходимости внедрения инноваций. Что такое инновация? В словарях обычно говорится, что это внедренное новшество, способное обеспечить качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованных рынком. Инновация является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий и т. д.Можно задаться вопросом, а какое отношение это может иметь к образованию? И оказывается, что самое прямое, ведь сегодня перед школой и образованием в целом поставлены новые цели и задачи. Они сформулированы в новом федеральном государственном образовательном стандарте как требования к результатам, качеству образования. Общество ждет от нас выпускника, который бы был конкурентоспособным и компетентным. Но чтобы выдать качественно новый продукт (результат), необходимо изменить не только условия, но и сам процесс.Стандарт предлагает осуществлять образовательный процесс на основе системно-деятельностного подхода, овладение которым активизирует инновационную деятельность в педагогических коллективах. Здесь уже нельзя будет отсидеться в надежде, что пока одни творят, другие работают так, как привыкли. Ведь система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство. А значит, без усилий всего коллектива на каждом уроке и во внеурочной деятельности данный подход не реализовать и, следовательно, не получить новый результат.Так что, по сути, внедрение и реализация нового федерального государственного стандарта и становится основой и стимулом для инновационной деятельности в образовательном учреждении.

Ольга ШМАКОВА, директор школы №20,  Вологда:

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте