search
main
0

Рада снегу детвора. Урок развития речи в классе «Особый ребенок» на тему «Сезонные изменения в природе. Зима»

Урок развития речи по теме «Сезонные изменения в природе. Зима» проведен для детей с особыми образовательными потребностями в 4-м классе группы «Особый ребенок». Дети с особыми образовательными потребностями имеют скудные представления о себе и окружающем мире, их речь бедна и дефектна, они не проявляют интереса к общению. Уроки развития речи способствуют речевому развитию, повышению мотивации общения, формированию у ребенка правильных представлений о себе, социальном и природном мире.

ЦелиКоррекционно-образовательные: способствовать формированию умения различать признаки зимы, с помощью мимики, жестов и движений изображать зимнюю погоду, формировать умение правильно одеваться в зависимости от погоды, согревать свое тело во время прогулок, распознавать деревья зимой, ознакомить с природным явлением «снегопад».Коррекционно-развивающие: способствовать развитию основных психических процессов, общей и мелкой моторики, речи, коммуникативных навыков.Коррекционно-воспитательные: способствовать созданию мотивации к общению, эмоциональной адекватности поведения, прививать интерес к занятиям.Оборудование: слайдовое сопровождение, пиктограммы, иллюстрация снеговика, конверт со снежинками, мешочек с фруктами и витаминами, иллюстрации веселой и грустной тучек, бумага для рисования, краски, вода, салфетки, карточки для индивидуальной работы, колокольчик.Ход урокаОрганизационный момент. Психологический настройУчитель: Добрый день, дети! Я очень рада встрече с вами.Ребята, я приглашаю вас на урок развития речи, на котором вы узнаете много полезного. Чтобы вам было уютно и комфортно, я хочу подарить вам улыбку и частичку своего тепла. Руки каждого ребенка беру в свои ладони, слегка пожимаю и улыбаюсь.Вступительная беседа. Сюрпризный моментУчитель: Ребята, я загадаю вам загадку, а вы угадайте, кто сегодня придет к нам на урок.В голове – снег,В животе – снег,И в ногах – снег,И в руках – снег.Что за чудо-человек? Дети отвечают.Учитель: Правильно, это Снеговик. Вывешивается иллюстрация Снеговика, в руках у него конверт со снежинками и мешочек с фруктами и витаминами.Учитель: Посмотрите, что в руках у Снеговика? Дети отвечают.Учитель: Ребята, в мешочке у Снеговика сюрприз для вас, о нем мы узнаем позже. А сейчас давайте посмотрим, что в конверте? Беру содержимое конверта.Учитель: Что же это такое? Дети отвечают.Учитель: Это необычные снежинки, на них написаны интересные задания, которые приготовил Снеговик.Вы хотите выполнять задания Снеговика?Итак, начинаем. Выполним пальчиковую гимнастику.Упражнения «Солнце», «Зайчик», «Кошка», «Гусь», «Дорожка», «Снег».Речевая разминка с движениями: Снег сегодня шел с утра.Рада снегу детвора.Снег на ветках, на дорожках, На носах и на ладошках.ЦелеполаганиеУчитель: Дети, посмотрите внимательно на иллюстрацию и найдите несколько одинаковых значков. (Слайд 1 презентации. Презентация опубликована на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/495)Ответы учащихся.Учитель: Правильно, это снежинки. Снежинки бывают разные. Много снежинок образуют снег. Явление в природе, когда падает с неба много снега, называется снегопад. В какое время года бывает много снега? Ответы учащихся.Учитель: Ребята, за чем и за кем можно наблюдать зимой, за какими явлениями? Ответы учащихся. Использую модели-иллюстрации зимних деревьев, животных и птиц зимой, зимней одежды и обуви, зимних забав.Учитель: Сегодня мы поговорим о погоде и деревьях зимой. Итак, тема урока: «Зима». Основная частьДети, давайте расскажем Снеговику о том, какая сегодня погода. Для этого выберите необходимые значки – пиктограммы. Предложения начинайте со слова «Сегодня…».Дети по желанию выходят к доске, выбирают нужную пиктограмму и составляют предложения о погоде.             Учитель: Дети, на что похож этот предмет? (Показываю пушистый белый шарик в виде снежного комочка.) Сейчас мы поиграем со снежком и расскажем, что бывает зимой. Игра. Учитель говорит: «Зимой солнце плохо греет» и передает снежок ученику. Ученик говорит, что бывает зимой, и передает снежок товарищу и т. д. Учитель: А сейчас мы изобразим зимнюю погоду мимикой, жестами, движениями. Покажите, что стало очень холодно.Покажите руками, как дует сильный ветер. Как спрячем лицо от ветра?Как согреем руки? Давайте выполним зимнюю разогревалочку:Если замерзают руки,Начинаем их тереть,Быстро мы сумеем руки,Как на печке, разогреть.Как согреем ноги? Попрыгайте, как зайчики.Ребята, чтобы согреться зимой на улице, можно поиграть в подвижные игры, побегать.Кто из вас любит играть в снежки? Давайте представим, что мы играем в них. Имитируем движения: берем снег, лепим снежный комочек, кидаем.Продолжаем выполнять задания Снеговика.Посмотрите на иллюстрации. Как назвать одним словом эти предметы? (Одежда.)Выберите одежду, которая необходима для зимы. Стрелочкой мышки показываю предмет, если эту одежду носят зимой, дети хлопают в ладоши.Учитель: Почему плащ, шорты не нужны зимой?Посмотрите на эти иллюстрации. Назовите одним словом эти предметы. (Обувь.)Выберите обувь, которую носят зимой. Почему туфли и сланцы нельзя носить зимой?МикрообобщениеУчитель: Дети, послушайте стихотворение, которое вам расскажет Алеша, и скажите, о чем говорится в стихотворении?Наступили холода,Все замерзло, вот беда!Снег все падает с небес,С головой укрылся лес.Ветер, холод, мерзнет нос -Это щиплется мороз.                          К. ТкачеваОтветы учащихся.Учитель: Ребята, зимой холодно всем: людям, животным, птицам, деревьям.Давайте вспомним, как выглядит зимой березка, за которой мы наблюдаем.Были ли листочки на березе?Где же листочки?Почему они опали?Почему мы их не увидели на поляне?Сейчас мы с вами нарисуем зимнюю березку. Что нам поможет красиво нарисовать березку на поляне?Изображение руки, пальчики.Учитель: Потренируем наши пальчики, выполним пальчиковую гимнастику.В гости к пальчику большомуПриходили прямо к домуУказательный и средний,Безымянный и последний –С ним мизинчик-малышок.Постучался о порог.Вместе пальчики-друзья,Друг без друга им нельзя.Наши пальцы – мастера,За работу им пора.Далее идет пошаговый анализ выполнения творческой работы. Выбираются пальчики-«художники». Ребята выполняют творческую работу «Березка зимой» с применением изображения руки и пальчиковой техники.Учитель: Ребята, а это что такое? Показываю рисунки учащихся по результатам экскурсии «Березка осенью», заслушиваю ответы детей.           Учитель: Давайте сравним березку осенью и зимой. Как изменилась березка зимой? Ответы учеников.МикрообобщениеУчитель: Дети, каждому из вас Снеговик приготовил интересные задания. Учитель раздает индивидуальные задания на развитие логического мышления, зрительного восприятия.Подумай, что было сначала, а что потом? Расставь по порядку цифры в кружочках.Соедини линией одинаковые варежки. (Пришей «резиночку».) Дорисуй снеговика.Итог урокаУчитель: Мы выполнили все задания Снеговика. Он помог нам узнать много полезного о погоде, о деревьях зимой. О чем мы рассуждали, говорили на уроке? Ответы детей.Учитель: Давайте скажем  Снеговику: «Спасибо!» Сейчас он позвенит каждому, кто ему понравился. Колокольчик звенит для каждого ребенка.Учитель: Еще он дарит вам мешочек с сюрпризом (в мешочке фрукты и витамины). Дети, кому понравилось выполнять задания Снеговика, возьмите и прикрепите снежинку к веселой тучке, а кому было неинтересно – к грустной тучке.Вот и закончился наш урок.​Надежда ВОЗЯКОВА, учитель начальных классов Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Суксунского района Пермского края, победитель XIV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте