Главной гостьей XVI кинофестиваля «Литература и кино» в Гатчине стала королева французского кино Катрин Денёв. Ей оказали царский прием, задарили роскошными подарками, среди которых был бриллиант в пять карат от губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова. В насыщенную программу включили даже стрельбу из пушки в Петропавловской крепости.
Досье «УГ»Катрин Денёв родилась 22 октября 1943 года. Специального образования не получила, оставшись талантливой самоучкой. Трижды снималась со своими сестрами. Один раз с Симоной Дорлеак в 1958-м в «Котятах» и дважды с Франсуазой Дорлеак в 1960-м в фильме «Сегодня вечером или никогда» и незадолго до гибели Франсуазы в автокатастрофе в мюзикле Жака Деми «Девушки из Рошфора» (1967). Статус звезды приобрела в 1964-м после каннского триумфа мюзикла «Шербурские зонтики». История трагической любви нежной продавщицы зонтиков Женевьев и рабочего парня Ги (Нино Кастельнуово) заставила рыдать не одно поколение зрителей. Такого успеха у Деми больше не будет: и «Девушки из Рошфора», и другие музыкальные сказки с участием Денёв – «Ослиная шкура» (1970) и «Самое важное событие с тех пор, как человек ступил на Луну» (1972) – подтвердили известную мудрость, что в одну реку не войти дважды.В последующие годы укрепила репутацию ведущей французской актрисы, снявшись у гения сюрреализма Луиса Буньюэля в провокационных шедеврах «Дневной красавице» (1967) и «Тристане» (1970), а также у лидера «новой волны» Франсуа Трюффо в ленте «Сирена «Миссисипи» (1969), где ее партнером был знаковый актер «nouvelle vague» Жан Поль Бельмондо. Но короткий и бурный роман Денёв пережила не с ним, а с Трюффо. Спустя 11 лет премия «Сезар» достанется актрисе за участие в другом фильме бывшего любовника «Последнее метро», где она сыграла директрису театра во время немецкой оккупации.Карьера в Голливуде у Денёв не задалась. Американцам актриса запомнилась лишь как персонаж роликов, рекламирующих парфюмерию, и одна из вампирш из культового фильма «Голод» (1983). Однако успех продолжал сопутствовать Денёв в европейских проектах. Критики благосклонно восприняли ее роль в драме «Индокитай» (1992), удостоенной «Оскара» как лучший иностранный фильм. Мелодрама «Пола Х» Лео Каракса стала сенсацией 1999 года, дав повод желтой прессе обсудить смелость 56-летней актрисы, снявшейся обнаженной. Даже коммерческий проект Габриэля Агьона «Любимая теща» (1999) отличается от прочего мейнстрима – там царственная Денёв курит коноплю с парижским тинейджером и устраивает экстатический dance performance в мужском сортире. Вокальные данные актрисы можно оценить в фильме «Я вас люблю» (1980), где она вместе с Сержем Генсбуром исполняет его песню «Dieu est un fumeur de Havanes…». Характеры героинь Денёв становятся с годами все более сложными и загадочными – в полном соответствии с ее личной жизнью, которую она не любит выставлять напоказ. У Катрин Денёв двое детей: 47-летний сын Кристиан – от режиссера Роже Вадима (Племянникова) и 38-летняя дочь Кьяра Мастроянни – от итальянского актёра Марчелло Мастроянни.
– Мадам Денёв, актерскую карьеру вы начали в 14 лет, снявшись в незатейливой комедии Андре Юннебеля «Гимназистки». Каким было ваше первое культурное потрясение? Обстановка на съемочной площадке вас вдохновляла, удивила, потрясла?
– Мое первое культурное потрясение не связано с миром кино. Я родилась в актерской семье, и все, что связано с лицедейством, было мне хорошо знакомо с детства и не удивляло. Однажды мы с классом ходили в Лувр смотреть египетскую коллекцию. Вот эти экспонаты меня потрясли до глубины души. До сих пор перед глазами стоят те мумии, горшки, рисунки и украшения.
– Сейчас в рамках Года Франции в России и Года России во Франции в московский Музей имени Пушкина привезли потрясающую выставку картин Пабло Пикассо из его парижского собрания. А вы уже видели ответную экспозицию старинных икон «Святая Русь», что открылась недавно в Лувре?
– К сожалению, «Святую Русь» еще не успела посмотреть. Последний мой культпоход был осенью в парижский Музей человека на выставку черепов древних людей. Их, кстати, раскопали на юго-западе Франции в разные годы. Увидеть своими глазами, как выглядели разные там неандертальцы и кроманьонцы, – это действительно сильное впечатление.
А с начала года я была плотно задействована на съемочной площадке, поэтому все культурные события последнего времени пропустила. Но вот меньше недели назад у меня начался маленький отпуск. Постараюсь наверстать упущенное.
– Если вы так неравнодушны к произведениям искусства, то, наверное, коллекционируете картины или драгоценности?
– Я очень люблю изобразительное искусство. Но у меня, к сожалению, в доме нет коллекций. Я бы с удовольствием собирала картины или бриллианты, если бы мне их регулярно дарили поклонники. А дарят настолько редко, что у меня не получается выстроить из этих подарков сколь-нибудь осмысленную коллекцию.
– Говорят, что после криминального мюзикла Франсуа Озона «8 женщин» вам просто проходу не дают молодые поклонники – отпрыски богатых французских семейств…
– Я даже не знаю, как прокомментировать эту информацию. Внимание молодых людей, конечно, всегда приятно женщине, а тем более актрисе. Но в большинстве случаев оно носит, так сказать, отвлеченный характер. Это просто интерес к французскому кино.
– В Гатчине вы открыли ретроспективу фильмов под названием «Гении и злодеи французского кино». Снявшись в 120 фильмах, вы, наверное, знаете не понаслышке, насколько злодейство присуще кинематографу вообще и французскому в частности?
– В душе каждого человека присутствует как гениальность, так и склонность, увы, к дурным поступкам. Поэтому я бы не стала разделять кинематографистов на хороших и плохих, гениев и злодеев. Единственная вещь, которую я могу назвать злом для французского кино, это влияние на него телевидения.
– В одном из последних фильмов с вашим участием «Рождественская сказка» ваша героиня Жюнона бурно выясняет отношения со своим сыном Иваном. А, как известно, в свое время вы противились тому, чтобы ваш сын Кристиан Вадим продолжил актерскую династию. Эта история вам как-то помогла в создании образа на экране?
– Знаете, между фильмами, в которых я снимаюсь, и моей личной жизнью нет никакой связи. В «Рождественской сказке» речь идет о женщине, у которой много отпрысков и она потеряла одного из своих детей. Это красивая история любви и супружеских взаимоотношений. Кстати, я там сыграла вместе со своей дочерью Кьярой Мастроянни.
Мне представляется естественным, что актрисы не хотят, чтобы дети продолжили их нелегкую, нестабильную, зависимую профессию. В кино есть вот какая опасность. Любой человек может удачно сняться в одном-двух фильмах, играя самого себя. Но быть актером – это совсем другое дело. Актер должен создавать много разных образов, без устали показывая палитру различных эмоций, чувств, характеров. Я пыталась это объяснить Кристиану. Однако он меня не послушался. Наперекор всему мой сын сделал карьеру в театре и стал приличным актером. И даже если сначала мне не очень хотелось этого, сегодня я им довольна. Ему действительно нравится лицедействовать и у него это получается.
– С отцом Кристиана, знаменитым режиссером русского происхождения, Роже Вадимом, который посвятил вам и еще двум своим женам – Бриджит Бардо и Монике Витти – биографическую книгу «Три самые прекрасные женщины на свете», вы сделали несколько фильмов. Кто еще из российских режиссеров вам близок?
– Мне ближе всего творчество вашего классика Сергея Параджанова. Сожалею, что наши пути в кино не пересекались. У русских и французов много общего. У нас долгая совместная история и много талантливых людей искусства. В свое время я с удовольствием снялась в российско-французском фильме «Восток-Запад», где моим партнером был талантливый мальчик Сережа Бодров, который, к сожалению, рано ушел из жизни. Еще раньше Жак Деми, у которого я играла в «Шербурских зонтиках» и «Девушках из Рошфора», хотел экранизировать «Анну Каренину». Предлагал мне главную роль. Жаль, что тот проект не удалось осуществить из-за материальных трудностей.
– Творческие люди нередко оказываются очень непростыми в общении. Как вам удается ладить с коллегами по цеху?
– Действительно есть такая проблема. Иногда серьезные отношения длятся всего несколько месяцев. К каким-то людям привязываешься сильнее, чем к другим. Не думаю, что актеры какие-то особенные, сложные существа. Я наблюдала за людьми разных профессий, куда более сложных, чем актерская. Наверное, это просто такая работа, где у людей вырабатывается повышенная чувствительность. Актеры гораздо более хрупкие, и, наверное, именно поэтому отношения вспыхивают как-то сильнее. Актеры, как и все люди, со временем взрослеют, но их просят оставаться детьми. Может быть, мужчинам даже сложнее быть актерами, потому что им нужно все время играть. Особенно парням, которые чувствуют свою мужественность. Актерство дается им намного сложнее, чем женщинам.
– На протяжении многих десятилетий вам удается оставаться образцом стильной женщины. Каким модным дизайнерам вы отдаете предпочтение?
– В последнее время Жану-Полю Готье.
– Вас неоднократно объявляли то французским секс-символом, то «последней мегазвездой Франции». А какими привилегиями пользуется символ Франции?
– Если вы думаете, что, представляя Францию, я могу не платить налоги, то вы ошибаетесь. Мне даже контрамарки на премьеры бесплатно не присылают.
– Сейчас многие актрисы с разной долей успеха прибегают к услугам пластических хирургов. А вы сторонница естественной красоты?
– Мы живем в мире, где внешность играет гораздо большую роль, чем, скажем, пятьдесят или сто лет назад. Поэтому нет ничего удивительного, что сейчас женщины, как, впрочем, и мужчины, обращаются к помощи медицины с тем, чтобы подольше задержать уходящую молодость. Но я считаю, что не стоит искусственно продлевать те вещи, которые должны неизбежно закончиться сами собой в какой-то момент. Это просто мой выбор.
Комментарии