search
main
0

Рациональное расходование средств зависит от наших обдуманных действий. ​Андрей ШАРОНОВ, вице-мэр Москвы по экономическим вопросам:

– Я пришел в команду Собянина потому, что это как раз был тот случай, когда главным или даже единственным преимуществом была интересная работа, интересная команда, интересная задача – сделать новый современный город, прозрачный, дружественный к своим жителям, не обремененный ненужными функциями и имуществом; город, в котором хочется жить, в котором модно и удобно жить, в котором могут найти себя разные по возрасту, по духу люди, жители и гости; город, который хочет быть международным финансовым центром и сравнивать себя с Нью-Йорком, Лондоном, Шанхаем, Гонконгом. Такой набор неслабых задач, в общем, и повлиял на мое решение.

Если говорить об определенных задачах, то мы хотим к апрелю сформулировать стратегию, сформулировать основные направления деятельности Правительства Москвы, переформулировать городские программы на период до 2016 года. Я считаю эту задачу поисковой, поскольку мы уточняем те параметры, которые раньше закладывались в перспективные планы, от чего-то отказываемся, что-то подтверждаем, что-то ищем новое.Если говорить об экономике, то, на мой взгляд, одна из проблем, которую тоже надо решать, состоит в том, что под задачами и под темой градостроительного планирования было очень мало экономики. То есть было больше абсолютных цифр, было больше архитектурных, планировочных решений. Соответствует ли это ожиданиям экономических агентов, как они себя поведут, поедут ли сюда, останутся ли здесь? Мне кажется, что сейчас задача городских властей смотреть на градостроительную политику с точки зрения экономических последствий, с точки зрения ожиданий жителей, ожиданий экономических агентов. Мы можем кучу денег вбухать в строительство какой-то дороги, какой-то промышленной зоны, но она окажется невостребованной. Это ошибочное решение, которого каждый мегаполис старается избегать.К сожалению, очевидны некоторые серьезные проблемы Когда шла пресловутая точечная застройка, она серьезно ухудшала инфраструктурные возможности, усложняла движение, увеличивала нагрузку на все виды инфраструктуры. Дорожная проблема – одна из приоритетных для нового мэра, это прежде всего транспортные ограничения, создание более или менее человеческих условий для передвижения в городе. Каждый месяц количество машин в Москве увеличивается на несколько десятков тысяч, каждый год соответственно на несколько сотен тысяч. Считать, что мы сможем, во-первых, довести дорожную инфраструктуру до того уровня, когда она просто рассосется, абсорбирует весь этот транспортный поток, вровень с ним будет продолжать развиваться до бесконечности, в общем, наивно. Наверное, это можно сделать, но это стоит астрономических денег и физически это невозможно реализовать в сколько-нибудь ограниченное время. Поэтому меры будут в любом случае комбинированные: расширение улично-дорожной сети, строительство парковок. Но, видимо, это и усиление ограничительных мер, связанных с въездом грузового автотранспорта, с появлением некоторых зон, где движение будет серьезно ограничено. Понятно, что только стройкой вопрос не решить, это вопрос физических возможностей, ведь дороги все равно можно расширять до определенного предела.Наш город достиг определенных успехов в социальной защите населения, уровень социальных расходов в бюджете существенно выше, чем в стране, то есть город тратит на социальные расходы чуть меньше 50% своего огромного бюджета. Это очень большая и хорошая для жителей цифра, но оборотная сторона то, что это социальная поддержка безадресная. Это означает, что ее ровным слоем получают все: и те, для кого она составляет существенную долю в доходах, и те, для которых она вообще незаметна. То есть получается, что определенными управленческими усилиями мы можем сократить эти суммы для тех, для кого они вообще не играют никакой роли (в Москве много таких людей), и увеличить эти денежные средства для тех, для кого это существенный источник доходов. Это очевидное решение, но оно сложное, поскольку связано с учетом, с организацией информационных систем. Многие города и регионы в России это уже сделали, потому что они гораздо беднее Москвы и не могут позволить себе такой политики. Москва могла и это делала. Поэтому, конечно, в Москве в системе социальной защиты 52 вида выплат, которые начисляются из бюджета, то есть это тоже очень сложная система, которая должна как-то упрощаться, должна быть более дешевой в администрировании, более понятной и, самое главное, опять-таки более адресной. Доплаты должны получать те, кто в этом нуждается и для кого это смягчает разницу в их доходах.Третья проблема – поддержка  малого предпринимательства. В Москве один из самых больших гарантийных фондов, который участвует в программе кредитования малого бизнеса, я считаю, что это неплохо администрируемая и достаточно прозрачная система. Алексей Комиссаров, бизнесмен, организатор бизнес-инкубаторов, владелец крупного производства, будет теперь заниматься темой развития малого бизнеса в Москве.В столице зарегистрировано 300 тысяч малых предпринимателей.  Сергей Собянин на одной из встреч говорил о том, что хотя доля малого бизнеса в ВРП Москвы достаточно заметна, но это все равно не то, что имеют развитые мировые европейские мегаполисы. Москва – объективно дорогой город, мы не сможем предоставить абсолютно равные условия всем, в том числе низкопроизводительным бизнесам, которые не смогут себя физически окупать в дорогом городе – это должны понимать все экономические агенты.Масштабы московской экономики поражают. Валовой региональный продукт – то, что Москва производит за год, – составил в прошлом году 8,6 триллиона рублей, это почти в 2,5 раза больше, чем произвела вся Украина, бюджет Москвы составляет 1,39 триллиона рублей – это тоже гигантская цифра. Но есть и дефицит бюджета. Правительство Москвы сознательно шло на формирование дефицита. Вы можете ужаться и не покупать себе что-то, если речь идет о домохозяйстве, а можете занять у соседей и купить себе эту вещь, если вы понимаете, что она вам очень нужна и вы сможете расплатиться с долгом, или что та вещь, которую вы купите, будет генерировать денежный поток, из которого вы будете оплачивать долг и жить. Примерно так же поступают и муниципалитеты, субъекты Федерации, так же поступала Москва. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что мы будем гораздо осторожнее смотреть на заимствования. Они будут продолжаться, но, скорее, для того, чтобы гасить выпущенный долг, сокращать его, при этом он не исключил возможности займов, обусловив это наличием серьезных проектов. То есть Собянин не хочет тратить деньги просто на текущие расходы, ибо опасное занятие – занимать под текущие программы и просто проживать деньги.Более разумная стратегия – занимать под проекты, которые создают добавленную стоимость. Вы заняли, что-то построили, что-то создали, что-то купили, что-то внедрили и получаете дополнительный источник денег в бюджет, который сначала помогает вам расплатиться с долгом, а потом постоянно добавляет средства в базу доходов города. О таком подходе к долговой политике и говорит Сергей Собянин. Не проблема для Москвы обслуживать этот долг, Москва имеет достаточно и внутренних, и внешних источников. Если у тебя есть достойные цели, если доходность, которую ты получишь в результате этих вложений, превышает стоимость денег, которые ты занимаешь, то это рациональный подход к привлечению этих денег. И наоборот: если ты занимаешь деньги, они у тебя лежат, ты размещаешь их одновременно на депозите, зарабатывая меньше, чем ты тратишь на привлечение этих денег, то это неразумная политика и с этим, конечно, надо бороться.Сегодня много разных жалоб на проведение конкурсов по госзакупкам. Я недавно столкнулся с ситуацией, когда закупали услуги по гардеробному обслуживанию, так там придумали делать не аукцион, а конкурс, то есть сравнивать кандидатов не только по цене этих услуг, но и по качеству. Один поставщик гардеробных услуг взялся это сделать за 600 тысяч рублей, а другой – за 900 тысяч рублей (это было в одном из учреждений образования). Но по критерию «качество» один набрал 10 баллов, а другой 1 балл. Я не знаю, может быть, тот, кто предложил 10 баллов, еще и танцует с клиентом, когда он его раздевает, но тем не менее получилось так, что предложивший 900 тысяч рублей выиграл по сравнению с тем, кто предложил 600. Я не нахожу объяснений, что за качество такое, которое перебило полуторакратную разницу в цене. По этому конкретному поводу мы должны разобраться, но таких случаев много, не  все удается отследить. Могу сказать, что много злоупотреблений случается на этапе формирования технического задания к конкурсу. Вы можете таким образом его сформировать, что даже блестящая процедура не поможет, потому что в самом задании заложена мина, которая всех остальных отбрасывает либо совсем выводит из конкурса. Думаю, что если речь идет о закупке каких-то сложных лекарств или реагентов и это делает узкий круг профессионалов, то нужно иметь и другую группу профессионалов, которая будет оппонировать, искать, где зарыты блохи. Я сталкиваюсь из года в год с ситуацией невозможности победить, а конкурс – это не бесплатное удовольствие для тех, кто в нем участвует, – подготовка документации, залоги и так далее. Хотя они и возвращаются, но это все равно как минимум затраты времени, интеллектуальной силы, как максимум – какие-то финансовые издержки. Поэтому, поучаствовав 2, 3, 4 раза с предсказуемым результатом, многие компании просто перестают появляться на этом конкурсе. Второй аспект – сговор, когда крупные игроки, которых немного, делят: «Ты участвуешь и побеждаешь здесь, я тебе составляю компанию, но даю тебе выиграть, и, наоборот, мы с тобой идем на следующий конкурс, и там выигрываю я». Такое тоже есть, и не надо представлять бизнес белым и пушистым. Если ему позволяют себя так вести, некоторая часть бизнеса будет себя так вести. Мы должны быть последовательными, чтобы показать: такие условия будут, они не меняются. Бюджет  Москвы на 2011 год был уже скорректирован при Собянине, и как раз при Собянине произошло увеличение расходов, то есть в некотором смысле даже рост дефицита и перераспределение между статьями. Собянин серьезно увеличил расходы на городскую инфраструктуру, прежде всего на транспортную инфраструктуру, сформулировав это как один из приоритетов и подкрепив изменением структуры бюджета. Поэтому мы имеем дело уже, конечно, с унаследованным бюджетом, но серьезно скорректированным. Сейчас у нас начинается новый бюджетный цикл, мы начинаем готовить прогноз и бюджет на 2012 год. По закону города, который существует по бюджетному процессу, первые цифры у нас должны появиться уже в конце апреля этого года. А бюджет будет внесен в Московскую городскую Думу в конце лета.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте