Лет двадцать пять назад я был свидетелем, как профессор Галина Китайгородская и ее коллеги убеждали учителей иностранного языка, что преподавать его можно иначе, чем они это делают. А те не понимали, зачем им нужно что-то менять в своей педагогической практике. До тех пор, пока не пал «железный занавес», пока не приехали к нам иностранцы, с которыми нужно было разговаривать, никакие прекрасные идеи Китайгородской в школе не работали.
Поэтому у меня нет никакого ощущения, что у государства есть хотя бы какой-то запрос на компетентностный подход в образовании. Со стороны работодателей его точно нет. Петр Щедровицкий и Сергей Кириенко в одном из федеральных округов собрали всех работодателей и спросили: «Кто вам нужен?» В ответ им сказали: «Нужны толковые ребята».
Есть другой вопрос: а есть ли запрос общества на компетентностный подход в образовании? Судя по всему, он тоже отсутствует, общественно-государственное управление образованием не реализуется и обратной связи между обществом и школой нет. Боюсь, что сегодня даже нет определения компетентности. Вот в апреле появится приказ Министерства образования и науки РФ, и мы все узнаем, что это такое, потому что этим приказом компетентностный подход и будет введен. Хотя как раз этого-то я и боюсь больше всего.
Евгений БУНИМОВИЧ, учитель математики, депутат Мосгордумы
Комментарии