Анна СТАРИКОВА, студентка Московского государственного института стали и сплавов, дублер руководителя Департамента науки и промышленной политики: – По итогам предыдущей программы Департамент образования провел структурно-содержательную реорганизацию учреждений начального и среднего профессионального образования, сформировал региональную систему профессионального образования, состоящую из укрупненных учебных заведений и колледжей единого типа. Вместе с тем некоторые руководители колледжей считают, что эта система имеет серьезные недостатки. Сформированная структура затрудняет внедрение целевой системы подготовки, не учитывает при подготовке кадров особенности конкретных предприятий, что влияет на качество обучения и снижает заинтересованность работодателей во взаимодействии с колледжами.
Кроме того, эта структура затрудняет проведение отраслевыми департаментами Правительства Москвы аналитических работ, связанных с организацией перспективного планирования потребностей экономики города в квалифицированных кадрах, а также в формировании отраслевого заказа на подготовку работников, не способствует взаимодействию образовательных учреждений с отраслевыми предприятиями, то есть не обеспечивает активного влияния предприятий на формирование содержания подготовки кадров из-за отсутствия интереса работодателей в развитии материально-технической базы колледжа и в организации практики по специальностям, чего требуют государственные образовательные стандарты. Таким образом, система колледжей не связана с особенностями отраслей экономики города и, к сожалению, не стала привлекательной для работодателей. Поэтому мы предлагаем усилить в Москве отраслевой принцип формирования системы учреждений профессионального образования.
На наш взгляд, пока мало внимания уделяется долгосрочному планированию потребностей Москвы в рабочих кадрах. Программа «Рабочие кадры» предусматривает увеличение количества учащихся всего на несколько тысяч человек в год. Нынешние выпуски составляют менее 32 тысяч, а, по самым приблизительным оценкам, Москве требуется не менее ста тысяч рабочих. Нужен комплексный подход к прогнозированию потребностей рынка в квалифицированных кадрах, структурированный по отраслям, профессиям и специальностям, а также по гендерному признаку. Этот подход обязательно должен опираться на долгосрочный прогноз социально-экономического развития. К тому же у нас сегодня вместо контракта на подготовку рабочих кадров основой для формирования заказа стала заявка предприятия, которая никого ни к чему, по сути, не обязывает.
Поэтому мы предлагаем обеспечить подготовку рабочих кадров в Москве только по городскому заказу с учетом долгосрочной перспективы и потребностей экономики города, основанной на целевой подготовке молодых рабочих. Причем порядок его формирования, предусмотренный законом Москвы о профессионально-техническом образовании, должен быть изменен, так как в нем сегодня совершенно не предусматривается роль отраслевых департаментов Правительства Москвы.
Программа «Рабочие кадры» должна рассматривать вопросы, связанные с развитием начального и среднего профессионального образования комплексно, включая в себя такие важные вопросы, как организация тесного взаимодействия с работодателями и привлечение инвестиций. Кроме того, программа должна определять политику города в развитии иных форм подготовки рабочих кадров, таких, как корпоративные центры, курсы переподготовки и др. Эти и некоторые другие вопросы по тем или иным причинам не входят в компетенцию Управления науки и профессионального образования Департамента образования – разработчика программы.
В рамках увеличения численности обучающихся крайне важен вопрос повышения заинтересованности молодых москвичей в получении рабочих профессий. Сами колледжи из кожи вон лезут, чтобы привлечь абитуриентов. Однако с введением подушевого финансирования в школах делать это намного сложнее, многие директора школ просто не пускают представителей колледжей на порог.
В программе есть раздел «Пропаганда рабочего труда и профессиональная ориентация молодежи», однако, на наш взгляд, предусмотренные мероприятия не приведут к существенному изменению ситуации в ближайшее время. В частности, мероприятия, предусматривающие разработку и реализацию предложений по повышению престижа и популяризации рабочих профессий среди молодежи, будут проводиться только в 2009 году. На наш взгляд, это откладывание проблемы в долгий ящик. Необходимо в кратчайшие сроки разработать комплекс мер по привлечению молодежи в рабочие профессии, причем свои предложения по этому вопросу должны внести все органы исполнительной власти, а не только Департамент образования и Управление государственной службы занятости.
Мы должны рекомендовать работодателям активно включаться в этот процесс. Ведь если школьникам показать, что современные производства за последние годы стали чище, высокотехнологичнее, что предприятия оказывают социальную поддержку, то привлекательность их для молодежи возрастет. Мы уверены, что только совместные усилия могут привести к значимому результату.
Комментарии