Региональные различия зарплат работников бюджетной сферы становятся все более заметными и все менее объяснимыми. Даже в Поволжском регионе учителя получают на удивление разные суммы. Конечно, не все области одинаково устойчивы, есть в Поволжье и доноры, и дотационные территории, но в целом нельзя сказать, что разница между Марий Эл, скажем, Чувашией и Мордовией очень существенная. Но зарплаты, которые получают учителя этих республик, отличаются друг от друга. Судить об этом можно и по показателям средних зарплат, заявленным на сайте министерств, и по конкретным примерам.
Вот что удалось узнать из официальных правительственных источников. Владимир Иванов, министр образования и науки Республики Чувашия, выступая на коллегии правительства, сказал, что к концу текущего года средние показатели региональной учительской зарплаты составят 15244 рубля (88 процентов от средней по экономике Чувашии), зарплата воспитателей детсадов составит 12836 рублей (или 80 процентов от средней по экономике). Скажу по опыту: это значит, что в реальности большинство учителей Чувашии получают 8-9 тысяч, некоторые – 15, а единицы – 20 и больше тысяч рублей. Точно так же нужно «индексировать» зарплату дошкольных работников. В Марий Эл зарплата на начало текущего учебного года составляла, по данным министерства, 12958 рублей в среднем, к концу года, по прогнозам того же министерства, она должна вырасти до 14129 рублей. А вот цитата из официального источника Республики Мордовия: «В рамках реализации проекта модернизации общего образования республика довела среднемесячную зарплату учителей в IV квартале 2012 года до среднемесячной зарплаты работников по экономике республики за 2011 год (!), которая составила 13305,1 рубля (с учетом 6% повышения). В настоящее время решается задача по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части доведения в 2012 году средней зарплаты педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в республике. Дополнительная потребность в средствах составляет 418999,2 тыс. рублей для доведения до средней заработной платы в республике, которая, по прогнозу Минэкономики, ожидается в размере 15352 руб. Доведение к 2013 году средней зарплаты педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до 80% от средней заработной платы в сфере общего образования потребует дополнительного вливания бюджетных ассигнований в объеме 26760,0 тыс. рублей». И вот вам задача на сложение и деление. Каким образом министерства регионов собираются серьезно поднять годовые показатели? Обычным. Повсеместно (по всем регионам, не только в Марий Эл и Мордовии) к концу декабря ожидается «сброс» денег в бюджеты образовательных учреждений. Это значит, что все учителя получат значительно больше, чем, скажем, за ноябрь или октябрь. Этот «сброс» позволит министерствам отчитаться перед вышестоящим начальством о «проделанной работе». И все бы хорошо: Новый год и чиновники, и педагоги встретят радостно, в хорошем настроении, кто же против? Плохо то, что за январь и февраль учителя снова получат меньше, в этом можно не сомневаться, для того чтобы спрогнозировать такую безрадостную перспективу, не нужно быть семи пядей во лбу, плавали уже в прошлом году, знаем…Учителям не светит ни стабильность в оплате труда, ни открытость ее начисления. Увы, пока об этом мечтать не приходится. Хотя определенные шаги в этом направлении все же предпринимаются. Так, по словам лиц, ответственных за финансирование бюджетных учреждений в Республике Марий Эл, серьезно повышена базовая ставка всех работников отрасли, и теперь соотношение базовой и стимулирующей частей заработной платы составляет не 55 на 45 процентов, как было прежде, а 70 процентов к 30. Это делает учительскую зарплату более стабильной и просчитываемой. И даже более высокой. Так, зарплата начинающего педагога республики со всеми доплатами составляет сегодня 8107 рублей. В общем-то неплохо по сравнению со многими другими регионами. А теперь обратимся к реальным примерам. Зарплаты, которые получают педагоги в одной из самых крупных школ райцентра Мордовии, отличаются от средних по республике. Прошу обратить внимание, что школа крупная. Учителя высшей категории, ведущие ставку 18 часов, элективные курсы, получающие доплату за организацию работы школьного учебного приусадебного участка, получают на руки (чистыми) 10 тысяч рублей. Молодой педагог, имеющий стаж 2,5 года, 1,5 ставки и региональную доплату, положенную всем молодым педагогам, имеет около 7 тыс. рублей. Учитель высшей категории за 2 ставки плюс тьюторство в своем районе получает около 20 тысяч. Разумеется, он практически не имеет свободного времени. Проводит в школе не только все рабочее время, но и выходные. К нему постоянно обращаются за помощью коллеги из школ района, так что возможности подрабатывать на стороне у него нет. За эти деньги администрация считает себя вправе требовать от педагога высоких результатов – первых мест в олимпиадах и конкурсах. Но чтобы подготовить победителя олимпиады (об этом все знают), учитель должен потратить на него много личного (неоплачиваемого) времени, потому что в рамках спецкурса, на который ходят 6-10 человек, работать с олимпиадником довольно трудно. Учителя знают: если хочешь добиться результата, то должен, невзирая на оплату и загруженность, уделить перспективному ребенку внимание. Окупаются ли эти затраты? Смотря где. Опыт общения с учителями говорит о том, что далеко не всегда и не везде учителя, подготовившие победителя конкурса или олимпиады, получают по заслугам. Есть школы, в которых наставник олимпиадника получает премию в размере 5 тысяч рублей (это большая редкость). Но есть школы, и их немало, где заслуга педагога оценивается в 200-500 рублей. Многие учителя, подготовившие десятки победителей, говорят о том, что их поощряют «красивыми бумажками» в рамочках, а прибавка к зарплате составляет не более 1 тысячи в год. Учителя задают резонный вопрос: почему вознаграждение за честный и добросовестный труд устанавливается на глазок? Щедрый директор, заинтересованный в том, чтобы у него работали лучшие педагоги, платит, не скупясь. Невзирая на ограниченный бюджет, дальновидный руководитель находит средства для поощрения талантливых учителей. К сожалению, гораздо чаще имеет место другое отношение – пренебрежительное, высокомерное, напоминающее отношение барина к собственным холопам. Дескать, зачем человеку платить, он и так никуда не денется. Расчет скупого директора оправдывается вполне. Энтузиасты, в том числе педагогического труда, действительно работают не ради денег. И чаще всего действительно бывают удовлетворены простым «спасибо». Им не важно, сколько будет составлять их премия – 500 рублей или 5 тысяч, плохо работать они все равно не умеют, значит, и не будут. Чем же тогда мы возмущаемся? Тем, что эта практика пагубно сказывается на всей школьной системе. Во-первых, потому, что это развращает руководителей образовательных учреждений. Привыкнув не платить за праведный труд, они выстраивают в руководимых ими учреждениях собственную систему ценностей. Доплаты и стимулирующие выплаты получают совсем не те, кто действительно хорошо работает, а те, кто умеет подольститься к директору, хвалит его внешний вид или мудрые решения. Когда молодой педагог попадает в такую систему и видит в зарплатной ведомости, что Ирина Ивановна, которая проводит все время с учениками, готовится то к конкурсу, то к празднику, то к олимпиаде, получает 12 тысяч, а Елена Леонидовна, которая общается только с бумагами и с директором, – 38 тысяч, он начинает понимать, кто тут на самом деле нужный человек. Молодые люди, попадающие в образование, не готовы и не намерены быть бессребрениками. Поэтому они очень быстро переходят в разряд чиновников или администрации. Или, если им это не по душе, уходят из школы в поисках другого места работы, которая будет оплачена по справедливости. Еще один момент. Родители учащихся элитных учебных заведений, которые не только при вступлении, но и ежегодно платят «добровольные пожертвования», резонно полагают, что учителя, которые преподают у их детей, получают намного больше коллег из обычных массовых школ. Родители вправе так думать. Потому что умеют складывать и умножать. Если мама каждого ученика ежегодно сдает в фонд школы 5-6 тысяч, то нетрудно высчитать, каков внебюджетный фонд школы. И если разделить этот фонд даже на 100 преподавателей, то доплата все равно вырисовывается очень красивая. Получают ли ее педагоги? Далеко не везде. Очень часто директор единолично решает, куда потратить внебюджетные средства. Далеко не всегда это спортзал, оконные блоки или новое оборудование в столовой. Нередко на глазах у всего педколлектива происходит грубый и наглый дележ вырученных средств между людьми, приближенными к директору. Бухгалтерия всегда прикроет подобные махинации, поскольку централизованных бухгалтерий теперь нет. Все это приводит к тому, что ученики педвузов стараются обходить школы за километр. Вопросы, которые я часто слышу от учителей, далеко не праздные. Педагоги интересуются, почему нет фиксированной суммы вознаграждения за вполне определенные достижения? Почему сумму доплаты определяет не управление образования, не профсоюз, а директор, руководствуясь своими соображениями и представлениями о потребностях школы? До каких пор руководители будут воспринимать школы, лицеи и гимназии как личную вотчину и чувствовать себя в них полноправными хозяевами? Правительство наивно полагает, что мониторинг показателей средней зарплаты по образовательным учреждениям будет побуждать директоров к честности и открытости. Но это призрачная надежда. Средняя зарплата складывается из всей имеющейся и премии. А ее получает небольшая кучка «помощников» директора. Вероятно, правительству необходимо разработать другой, гораздо более объективный критерий оценки реальной заработной платы. Чувашия – Мордовия – Марий ЭлПро информатикуВ этом году многие информатики столкнулись с тем, что их зарплата стала ниже в среднем на 3,5 тыс. рублей. Это связано с двумя факторами. Во-первых, уменьшилось количество часов. В качестве обязательного предмета информатика осталась 2 часа в 8-м и 1 час в 9-м классах. В 10-м и 11-м классах информатика преподается только в профильных группах. В младших классах информатика преподавалась только в рамках регионального компонента. Теперь эти часы отданы 3-му уроку физкультуры и ОРКСЭ. Наверное, чиновники посчитали, что информатика – предмет не очень важный и дети сами его освоят. Но все, кто сталкивался с предметом серьезно, знают, что построение программ – довольно сложная наука. Гораздо более сложная, чем умение пользоваться стандартными программами. Информатика была одним из предметов, которые развивают логику и способствуют развитию мозга. Видимо, теперь образовательное ведомство решило развивать другие способности. Сокращение нагрузки – лишь одна из причин снижения заработной платы. Есть и вторая. Если раньше информатики получали отдельно за вредность и за обслуживание компьютерного парка, то теперь все изменилось. Вредности больше нет, соответственно она не оплачивается. А за обслуживание расчет оплаты идет так хитро, что приходится лишь плечами пожимать. Количество компьютеров в школах переваливает за сотню, но оплата остается на уровне 10 компьютеров. То есть опять-таки расчет делается далеко не в пользу учителя. Немногие школы смогли выделить специальную ставку сетевого администратора. В большинстве школ эту роль с очень маленькой доплатой выполняет учитель информатики.
Комментарии