Профсоюзные итоги – каковы они? Есть ли результат? Чем измерить? Что получилось за год? Чему мало уделили внимания? А до чего руки вообще не дошли? Мы попытались ответить на эти вопрос на итоговом совещании председателей ППО образовательных организаций СВАО, которое традиционно проходит в июне, по окончании учебного года.
К концу года нас стало на одну первичку меньше – 49 ППО. КШИ №6 реорганизована и вошла в состав КШИ №5 «Преображенский кадетский корпус». Но радует то, что по количеству членов профсоюза территориальная организация стабильно растет. За отчетный год рост составил 3 процента. И это результат эффективной работы первичных профсоюзных организаций, стоящих на учете в территориальной организации (ТО). Сегодня ТО СВАО насчитывает 10400 членов профсоюза, это 63 процента от числа всех работников образовательных организаций Северо-Востока столицы.Увеличение процента членства подтверждается данными поступления денежных средств на счет территориальной организации. Положительная динамика поступления денежных средств от первичных профсоюзных организаций, несомненно, сказалась на активности работы первичек в целом. Разнообразие и качество так называемых профсоюзных продуктов заметно повысились. Мы максимально поддерживаем интерес к существующим профсоюзным программам как действующих членов профсоюза, так и потенциальных. Хотя не могу не согласиться с мнением нашей коллеги, председателя ППО гимназии №1504, что «профсоюз – это не фирма по предоставлению услуг его членам взамен на уплаченные ими профсоюзные взносы…». Однако замечу, что такое расхожее сегодня понятие, как «профсоюзный продукт», лишний раз подтверждает – услуги-то мы оказываем. Более того, нас оценивают, как мы эту услугу оказали. И когда слышишь в ответ слова благодарности, то хочется работать дальше! Работать на перспективу! И все же помимо традиционной материальной поддержки главной задачей профсоюза остается качественное исполнение им защитной функции. Здесь все непросто и неочевидно! Кто защищает, кого защищает, от кого защищает? Кто? Точно не председатель ППО в единственном лице, а выборный коллегиальный орган – профсоюзный комитет. Кого? Члена профсоюза, обратившегося в письменном виде в профком, и это принципиально! От кого? Вопрос самый интересный. Этот год показал, что в отдельных случаях приходится защищать даже от родителей, которые откровенно клевещут на учителя. К сожалению, практика показывает, что акценты при взаимодействии «учитель – родитель» смещены в сторону последних, и все по причине пресловутых услуг, которые одни заказывают, другие оказывают! Безусловно, на наших коллегах лежит большая ответственность за образование, воспитание, безопасность детей! Но если в ситуации откровенной агрессии со стороны родителя оставлять учителя одного, то силы могут оказаться неравными! Я участвовала на Московском образовательном канале в обсуждении вопроса: надо ли защищать учителя и как это делать при необходимости? И то, что такая проблема обсуждается на образовательном канале, учредителем которого является Департамент образования города Москвы, говорит о многом. Проблему защиты учительства видят не только профсоюзы. Столичные чиновники от образования, по всей видимости, тоже задумались над этим! Но защищать надо исключительно цивилизованными способами. Одной из цивилизованных форм профсоюзной защиты является защита прав работников через заключение коллективного договора. Хочу с удовлетворением отметить, что сама процедура разработки и обсуждения данного документа постепенно становится очень неформальной. Может быть, поэтому в отдельных случаях нам не хватает тех положенных по регламенту трех месяцев, чтобы окончательно согласовать в коллективах все позиции договора. Высокая заинтересованность коллектива в обсуждении позиций коллективного договора является подтверждением того, что в современных условиях работодатель и работник выстраивают свои отношения не путем взаимных уступок, а через взаимные требования сторон! И это отличительная черта времени! Справедливо замечу, что включение в мониторинг «Надежная московская школа» позиции по регистрации коллективного договора значительно активизировало работу профсоюзов и администраций образовательных организаций в этом направлении. До конца 2017 года процедура переговоров по разработке и подписанию коллективного договора будет запущена в 30 процентах образовательных организаций СВАО. Пожалуй, самой болевой точкой в этом вопросе остается работа комиссии по подготовке, заключению, контролю исполнения коллективного договора в последней части полномочий (контроль исполнения). Здесь работа выстроена недостаточно.Нам удалось достичь понимания со стороны директорского корпуса образовательных комплексов СВАО в осуществлении п. 3.3.1 Отраслевого соглашения («…отчитываться не реже одного раза в год перед работниками образовательных организаций о выполнении коллективного договора»). Каждая организация самостоятельно определяет сроки и форму отчета. В начале 2016-2017 учебного года во многих первичных профсоюзных организациях прошли профсоюзные собрания либо председатели выступали на педагогических советах. Однако мало кто обратился к вопросу исполнения коллективного договора. Мы никак не научимся использовать ресурс данного документа как мотиватор к вступлению в профсоюз. Ведь коллективный договор распространяется на всех работников независимо от их принадлежности к профсоюзу. И при качественной работе комиссии в части контроля исполнения коллективного договора следующим шагом должен быть отчет комиссии перед всем коллективом о выполнении позиций договора. Профсоюзная организация тем самым окажется в поле зрения всего коллектива, а значит, потенциальных членов профсоюза, которые пока по разным причинам игнорировали ее. В новом учебном году территориальная организация планирует запустить работу окружной комиссии с целью проведения экспертизы коллективных договоров по выявлению повышающего уровня защиты социально-трудовых прав и гарантий, а также дополнительных гарантий и мер социальной поддержки членов профсоюза и трудового коллектива. Полученные результаты будут обобщены и лучший опыт предложен для использования в работе. Приятно, что опыт наших первичных профсоюзных организаций по данному вопросу интересен на уровне города. И руководители гимназий №1518 – М.М.Фирсова, №1554 – О.Н.Тертухина и Государственной столичной гимназии – И.Д.Патрикеева в течение года делились своим опытом деловых социально-партнерских отношений на профсоюзных селекторах. Охрана труда, пожалуй, самое неподъемное на сегодня направление работы в профсоюзе. В чем причина? Ответ у каждого свой. Мы провели опрос председателей ППО образовательных организаций СВАО. Были заданы три вопроса: как оцениваете работу уполномоченных по охране труда, в чем сложности, каковы причины? По первому вопросу оценку работе уполномоченных в своих комплексах дали следующую: «хорошо» – 8, «удовлетворительно» – 17, «неудовлетворительно» – 5. В чем же видят председатели основные трудности: на весь комплекс один уполномоченный; не хватает навыков; большая загруженность сотрудников основными обязанностями; отсутствие со стороны работодателя желания стимулировать работу уполномоченных. А причины кроются в следующем: не умеют применять полученные знания на практике; недостаточный навык, связанный с небольшим опытом работы в данной сфере; нет системного подхода к организации деятельности уполномоченных по ОТ; не доработана система управления охраной труда в организации; отсутствует система управления ОТ в организации. Для активизации работы в данном направлении был внесен ряд предложений: работа уполномоченного по ОТ должна строиться в тесном контакте со специалистом по ОТ; необходимо совместное обучение уполномоченного и специалиста по ОТ; при обучении уполномоченных делать упор на практику.Данный опрос помог сформулировать главную проблему на местах: нашим уполномоченным не хватает практического навыка ведения этой работы, ведь охрана труда – это не зона их профессиональных компетенций. А значит, надо повышать уровень практических умений и навыков в этом вопросе. По нашей доброй территориально-профсоюзной традиции были подведены итоги окружного мониторинга эффективности деятельности ППО за 2016-2017 учебный год. Это уже третий мониторинг. Каждый последующий по своим критериям более детализирован, чем предыдущий. В этом году МГО профсоюза предложила карту самообследования ППО. Вопросы для него касаются всех направлений деятельности первичек. Мы сопоставили разделы самообследования, предложенные горкомом, и разделы окружного мониторинга эффективности. Получилось, что многие разделы предложенного самообследования ранее были включены в окружной мониторинг. Но есть направления профсоюзной работы, которые логично вписались в этом году: социальное партнерство, мероприятия по охране труда, информационная работа.Окружной мониторинг эффективности деятельности ППО образца 2017 года стал более полным. Окончательный вес в баллах каждой позиции можно обсуждать. Но хочется отметить, что шаговый разрыв между первичками невелик. Названы 15 наиболее эффективных первичных профсоюзных организаций образовательных учреждений СВАО по итогам 2016-2017 учебного года: гимназии №1554 и «Свиблово», школы №950, 1573, 1370, 1518, 1381, 1577, 1412, 1095, 283, 1449, 967, 1416, ГСГ. Впереди новый учебный год. Для Профсоюза образования СВАО это новые приоритетные направления работы, работы на перспективу! Важно сохранить стабильно высокую членскую базу ППО и повысить ее там, где пока существуют проблемы; обеспечить заключение коллективных договоров в 100 процентах образовательных организаций СВАО, на которых распространяется действие отраслевых соглашений; обеспечить действенный общественный контроль за соблюдением работодателями законодательства о труде; организовать изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы первичных профсоюзных организаций по различным вопроса; осуществить меры по повышению статуса профсоюзных активистов (включая молодых педагогов), усилению их правовой и социальной защищенности. На последнем в этом учебном году профсоюзном селекторе были объявлены победители и призеры городского конкурса «Лучший публичный доклад». Приятно быть в их числе! Но отчитываться публично было бы не о чем, если бы не было работы. Мы благодарим наших социальных партнеров – председателей МСД О.Н.Тертухину, С.В.Ершову, А.С.Антипова, руководителей образовательных организаций СВАО, окружной Совет ветеранов педагогического труда, Совет молодых педагогов округа за достойную работу, о которой не стыдно было написать в нашем общем публичном докладе!Ольга ПОЛЯКОВА, председатель Территориальной профсоюзной организации СВАО
Комментарии