Не меньше методических находок, публикуемых в очень молодом издании “Сто друзей”, мне нравятся колонки редактора. Они практически без промаха действуют на чувства, пробуждают память. В одном из номеров, к примеру, читателю представлены интересные размышления о добротности, качестве и долговечности многих окружающих нас вещей, а вывод совершенно неожиданно затрагивает самих людей. И не просто людей, а педагогов, т.е. как раз читателей. Дескать, жизнь свидетельствует, что инициативны и плодотворны учителя со стажем 5-10 лет, вот их и надо использовать до дна, после чего заменить другими “лимонами” и – выжимать, выжимать их. Естественно, этот вывод делает не редактор, он просто ставит на обсуждение проблему, возникшую в обществе, и даже точнее – в чиновной среде.
У нас уже была некогда эпидемия поиска врагов народа, а вот сейчас, по-моему, ежедневно на слуху очевидные доказательства того, что враги существуют, и что именно бюрократическая машина и есть злейший враг страны, народа и каждого отдельного человека (и, возможно, даже того, кто сам есть часть этой машины). Похоже, чиновник представляется себе невероятно умным, единственным обладателем истины и настырно пробивает двенадцатилетку в школе с единым экзаменом. Или разрешение на ввоз радиоактивной грязи со всего мира якобы сулящее огромные выгоды. Только спустя десятилетия страна будет чесать затылок и пытаться понять, какой же дурак так изуродовал школьную математику, кто организовал ту перегрузку школьников, от которой единственным спасением виделись двенадцать лет учебы.
Хотя… Вот не чиновник я, но многие годы думаю почти о том же. Наша, например, кафедра в университете образовалась лет пятнадцать назад, отпочковавшись от самой большой и важной кафедры факультета. И вошли в ее состав люди в основном двух поколений, те, кому сегодня около пятидесяти, и те, кто слегка перевалил за шестьдесят. И вот я много лет сожалею, что нет никакой возможности раз в год-два вводить одного молодого преподавателя (не поворачивается язык сказать “вместо одного из…”). Причем я как раз первый кандидат на “вместо” и уходить, конечно, не хочу, несмотря на фантастически маленькую зарплату. Но ведь для дела, для будущего именно это разумно и необходимо! Решать же, тем более осуществлять такую политику ох как трудно и заведующему кафедрой, и декану. К тому же не каждый год рождаются молодые такой надежности, что есть смысл ими заменять старичков.
Даже в искусстве и науке пик творческой активности и высоких достижений по статистике приходится примерно на 35 лет, но можно с ходу назвать десяток-другой примеров, опровергающих статистику: Леонардо, Тагор, Луи Армстронг, П.Л.Капица, Б. Франклин, Майкельсон да тот же Рентген… Или вот был такой учитель в швейцарской гимназии И. Бальмер, вдруг в 60 лет занесло его в большую физику и каким-то чудом он придумал формулу для спектра водорода, с которой началась современная квантовая физика.
Нет, как в том анекдоте: бьют не по паспорту, а по физиономии. Работать надо в любом возрасте; именно в творческой деятельности, в том числе и в педагогической, нельзя единым законом решать эту проблему с пользой для общества. Во многих случаях нужны школа, команда, единомышленники, а при том хорошо бы разного возраста – для естественной смены поколений. Кто-то даже шутил, что для Нобелевской премии достаточно пройти хорошую школу и достаточно долго жить.
Давно, в первые послевоенные трудные годы, моя мама, начальник цеха маслозавода, получила комнату в коммунальной квартире. Дом был старый, дореволюционный, чей-то двухэтажный особняк. Мы, мальчишки, любили лазить на его чердак. Темный, загадочный, доступный только нам из-за полусгнившей лестницы, он был очень притягательным. Прошли годы, многие разъехались, дом наконец решили сломать. Разобрали крышу, и дело на том застопорилось. И вот почти ежедневно по дороге на работу я проходил мимо, и каждый раз меня потрясало, что торчащие дымовые трубы когда-то давно были обернуты от пожара железными листами. Только представьте – на этих листах были выдавлены цветы! Знал человек, что эту красоту никто никогда не увидит, но просто не мог свою работу сделать плохо. Вот бы нам такое отношение к своему – любому – делу! А остальное приложится.
Михаил СТАРШОВ,
преподаватель физики лицея N 62
Саратов
Комментарии