Советы молодых педагогов есть в каждом районе Санкт-Петербурга. Не отстает от соседа и Ленинградская область: здесь также созданы органы молодежного педагогического самоуправления, которые объединяют активных учителей, способных не только сами зажечься, но и вдохновить других.
Например, силами Совета молодых педагогов Красносельского района Санкт-Петербурга при поддержке межрегиональной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского профсоюза образования был проведен первый Межрегиональный форум молодых педагогов.
Площадкой для него стал музейно-выставочный центр «Россия – моя история», чему искренне порадовался генеральный директор центра Олег Черняга. Он заметил, что исторический парк – это колоссальный образовательный и воспитательный ресурс, и учителей здесь всегда ждут с нетерпением. «Каждый ученик, вышедший из стен школы, – это ваша победа, и я желаю, чтобы таких побед у учителей было как можно больше», – сказал директор МВЦ «Россия – моя история», – подчеркнул Черняга.
За основную тему форума приняли «Культурный код Петербурга», и председатель Межрегиональной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского профсоюза образования Иван Кайнов подчеркнул, что это очень своевременная повестка. Без традиций, без культурной основы общество не сможет существовать, ему просто не на что опираться. У бездуховности нет будущего.
Дебютный форум собрал большую аудиторию – порядка 200 участников. По словам идейного вдохновителя, организатора мероприятия, председателя Совета молодых педагогов Красносельского района Санкт-Петербурга, члена президиума Всероссийского совета молодых педагогов при ЦС Профсоюза образования Антона Левцова, пообщаться друг с другом, ознакомиться с опытом работы коллег приехали молодые учителя из четырех районов Петербурга, а также Тосненского и Гатчинского районов Ленинградской области. У многих из них нет трех лет стажа работы, поэтому в рамках форума были затронуты актуальные и важные аспекты педагогической деятельности.
Например, директор Информационно-методического центра Красносельского района Санкт-Петербурга Татьяна Сенкевич рассказала, что работа с молодыми педагогами сегодня – это приоритетное направление образовательной политики. Для того чтобы период адаптации в профессии был безболезненным, в регионах разрабатываются системы научно-методического сопровождения молодых учителей. Идет постоянный поиск новых форм поддержки и наставничества. Как пояснила Татьяна Сенкевич, девизом системы методического сопровождения педагогической молодежи в Санкт-Петербурге могут служить слова Иммануила Канта, который утверждал: надо учить не мыслям, а мыслить.
Чтобы дела и помыслы были согласованы и не создавали в профессии дискомфорта, в ИМЦ Красносельского района разработано более 30 образовательных программ, из которых можно выбрать любую. Также различные площадки для профессионального роста предлагает Совет молодых педагогов Красносельского района, не только проводя творческие конкурсы и фестивали, но и транслируя лучшие практики наставничества.
В свою очередь заведующий отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского профсоюза образования Елена Елшина напомнила, что у истоков молодежного педагогического движения стоял профессиональный союз. 9 лет назад была проведена первая Всероссийская педагогическая школа, и вот уже молодежь рулит, организуя интереснейшие встречи, обмениваясь практиками, учась у опытных мастеров и друг у друга. В то же время не следует забывать: в слове «профсоюз» одним из составных является слово «профессионал». Для того чтобы учитель мог расти и развиваться, отраслевой профсоюзной организацией проводится огромное количество мероприятий – от Всероссийской олимпиады «Мой первый учитель» до туристических слетов, от Всероссийского конкурса «Учитель года» до фестиваля «Виват, таланты!». Среди новых интересных проектов – Всероссийский профсоюзный тренинг-лагерь, где можно погрузиться во все тонкости конкурсного движения и получить компетенции, позволяющие выступить успешно, и «Профсоюзный эдьютон», помогающий восполнить дефициты при использовании цифровых технологий.
По словам Елены Елшиной, ВПШ – это, конечно, мощное молодежное движение, но чем больше работаешь с молодыми, тем больше понимаешь: нужно поддерживать и тех, кому за 35. Отсюда создание клуба «Наставник», который включает в себя серьезное экспертное сообщество. Все эти объединения, как считает Елена Елшина, являются территориями роста – профессионального, творческого, карьерного.
Нелишней для участников форума была и информация о социальных гарантиях для молодых специалистов. Как сообщил председатель территориальной организации Профсоюза образования Калининского района Санкт-Петербурга Александр Афанасьев, в Северной столице и Ленинградской области выпускникам вузов и колледжей, пришедшим работать в школы, выплачиваются так называемые подъемные. Сроки выплат у каждого региона свои. Также компенсируются затраты на проезд на общественном транспорте, затраты на отдых и оздоровление и т. д. При этом, подчеркнул Александр Афанасьев, нужно быть не только знакомым с мерами социальной поддержки, но и знать, что все они носят заявительный характер. Если молодой специалист сам не проявит инициативу, никто ему ничего не предложит. В случае же отказа от выплаты той или иной денежной компенсации педагогу обязательно нужно обратиться за помощью в профсоюз.
Любопытно, что у каждого Совета молодых педагогов есть свой девиз. К примеру, в Гатчинском районе он звучит так: «Учитель имеет право жить интересно!». Преподаватель русского языка и литературы Елизаветинской школы, председатель Совета молодых педагогов Гатчинского района Михаил Солонников сообщил участникам форума об основных направлениях деятельности совета, коими являются культура и досуг, методическая и правовая поддержка, информатизация. Он убежден: сегодня особого внимания заслуживает вопрос культурно-досуговой деятельности педагога. Духовное совершенствование учителя, его культурная образованность – это основа, благодаря которой можно избежать многих спорных моментов, в том числе возникающих в правовом поле. Однако проблема заключается в доступности, а вернее, зачастую недоступности для молодого педагога выездов для посещения знаковых культурных мест. Это весьма актуально для жителей малых населенных пунктов, особенно в сельской местности.
Как пояснил Антон Левцов, когда задумывался форум, важна была не только теоретическая составляющая, но и практическая. Поэтому на секционных площадках молодые учителя могли увидеть мастер-классы коллег – участников и победителей различных профессиональных конкурсов из других регионов России. Свой опыт представляли учителя-предметники, воспитатели детских садов и педагоги дополнительного образования. При этом ознакомиться можно было с очень широким спектром тем – от функциональной грамотности до работы в инклюзивном классе, от классного руководства до участия в профессиональном конкурсе.
Большинство мастер-классов проводилось в интерактивном формате, а постоянная включенность в них педагогической молодежи говорила о ее искреннем интересе. Поэтому, заключил Антон Левцов, уже решено сделать подобный форум ежегодным, расширяя круг тем и вопросов, а также число участников.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии