Так получилось у меня, когда мне довелось стать ответственным секретарем «УГ», а потом, пять лет спустя, отправиться в бурное плавание под парусами любимого издания уже в роли первого зама главного.
Для освежения памяти взял в руки подшивку «УГ» за 1990 год, когда она стала двухцветным еженедельником, и сердце… вздрогнуло. Мы были тогда газетой ЦК КПСС. Но ни этой отметки, ни «Пролетариев всех стран…», как у всей советской прессы в то время, ни отчетов Политбюро я не нашел на ее очень привлекательных и вполне по-современному оформленных страницах. Уже тогда у нас не было проблем с гласностью: ведь я пришел в «УГ» из «Собеседника», где мы успели уже «распоясаться», но никакого партийного давления так и не ощутил. Работалось легко и радостно: на крыльях модели первого январского номера девяностого года, где на всю полосу формата А-2 шагнула во весь рост этакая Мэри Поппинс советской школы. Это была очень важная победа наших дизайнеров, которая заставила всех обратить внимание на ведомственную, правда, гремевшую перестроечными текстами газету. Тогда наш коллектив возглавлял Геннадий Селезнев, пришедший в «УГ» годом раньше из «Комсомолки». Поэтому всякий раз накануне очередного номера звонил своему коллеге – доброму другу еще по «Собеседнику», а тогда ответсеку «Комсомолки» Александру Куприянову и вызывал его в день нашего выхода на состязание с номером их газеты…
Потом – школа Аппарата Президента СССР и пятилетняя – самого махрового российского рынка, который рихтовал каждого по-своему. В конце девяносто пятого с рецепшина российского представительства КПМГ (одна из ведущих консалтинговых фирм мира. – Прим. ред.), где я служил начальником службы информации, мне сообщили, что звонят из «Учительской газеты». Ее главный редактор Петр Положевец просил подъехать. Я заглянул в «УГ» и остался там еще на пять бурных лет. Буквально кипящих потому, что заставляли крутиться перманентная реформа в образовании и борьба за место под солнцем на образовательном рынке СМИ.
Ценности остались у нас прежние, а вот средства и способы их отстаивания приходилось подбирать новые. Но высочайшее знание сразу двух предметов – образовательного и газетного – нашего главного редактора Петра Положевца делало мою жизнь сущим раем. Множество поездок по стране, вострение пера и первых полос и просто возможность творить без опеки и одергивания, поддержка самых дерзких замыслов и проектов делали мою жизнь насыщенной и творчески сладостной. Пять лет еженедельно выпускалось приложение «Открытый урок. Введение в рыночную экономику». И все эти годы и как его шеф-редактор, и как единственный сотрудник я вводил и себя в новые реалии жизни, открывая в себе новые возможности, заодно каждый год получая дипломы Всероссийского журналистского конкурса «Экономическое возрождение России».
Кончилось, как водится, это печально. В 2001 году мне предложили возглавить еженедельник «Россия». С тех пор его главные читатели и строгие ценители – мои самые дорогие друзья из «УГ», газеты, которую я очень любил и люблю независимо от ее масштаба в границах СССР или сейчас России, а она, щедро одарив меня всеми прелестями нашей профессии, взбадривает меня и ныне.
Юрий КОВЕШНИКОВ, главный редактор – генеральный директор еженедельника «Россия», ответственный секретарь (1989-1990 гг.), первый заместитель главного редактора (1995-2001 гг.) «Учительской газеты»
Комментарии