Систему образования Советского района можно назвать одной из самых лучших в Нижнем Новгороде. Каждое образовательное учреждение самобытно, в чем-то уникально. Каждое имеет собственное лицо, собственные неповторимые традиции. О каждом из них Наталья БУНИЧЕВА, руководитель Управления образования Советского района, может рассказывать так, как обычно говорят о любимых детях, с любовью и гордостью.
– Во главе каждого лицея, гимназии и школы стоят яркие личности. Например, гимназию №25 имени Пушкина возглавляет Марина Николаевна Рат, человек исключительно талантливый. Там все пронизано поэзией, уважением к культуре. Дети получают хорошее гуманитарное образование, изучают русское наследие через погружение в творческое пространство. И сама директор, и весь ее коллектив – люди творческие. В школьном хоре, замечу, поют как дети, так и педагоги. Во всех школьных мероприятиях взрослые участвуют наравне с учащимися, и микроклимат там чудесный. Я вообще считаю, что все зависит от руководителя. Если он в чем-то по-настоящему заинтересован, то все реализуется, находятся резервы и возможности, своим примером он вдохновляет всех. То же самое можно сказать о лицее №28. Его директор Ермилова Ольга Александровна, заслуженный учитель РФ, ведет очень серьезную работу с коллективом. Профиль 28-го лицея – медицина и экология, старшеклассники успешно выступают в профильных олимпиадах и конференциях. Недавно этому образовательному учреждению было присвоено имя нашего замечательного земляка Бориса Королева, кардиохирурга, пионера в сфере операций на открытом сердце. Гимназия №53 известна как лингвистическая, ее коллектив реализует множество различных интересных проектов. 38-й лицей очень успешно работает по программе «школа – вуз – предприятие», развивает естественно-научное направление. 186-я – авторская школа, пилотная площадка многих новых направлений и методик. 187-я школа работает с епархией как духовно-нравственный центр. Из 18 школ 10 – победители национального проекта. Кроме того, на территории района есть детские сады – победители губернаторского конкурса грантов. 122-я школа 4 года назад стала школой полного дня, ее профиль – досуговая внеурочная деятельность. В нашем районе мало мест для досуга, нет кинотеатров, нет Дворца культуры, дома творчества, как и клубы по месту жительства, занимают приспособленные помещения первых этажей жилых домов, поэтому школа полного дня – это то, что сегодня востребовано. Вообще, должна сказать, что у нас в районе много инноваций. Например, на уровне города и области не проводятся конкурсы для молодых специалистов и педагогов дошкольных учреждений, а мы в своем районе проводим их уже три года подряд. В конкурсе молодых учителей участвуют те, кого мы приняли в свое педагогическое сообщество на прошедшей августовской конференции. Все участники проходят через серию открытых уроков (они по примеру конкурса «Учитель года» ведутся не в тех классах, где учителя работают, а в других школах), для многих это было довольно сложным испытанием. Вообще же конкурсы нужны, чтобы молодежь могла заявить о себе. Ведь не только победа, но даже участие может стать началом успешной карьеры. – Да, это правда. Ведь трудно удержать в школе окладом в 4300 рублей. И даже если ставки повысят на 30 процентов, это никак не скажется на благосостоянии молодежи. – Тем более что исчисляться будет с минимальной заработной платы. Безусловно, молодым нужны еще какие-то стимулы… – Старение педкадров вас тоже коснулось? – Конечно. У нас есть школы, где возраст педагогов переходит за 70 лет. Правда, с приходом молодых руководителей, мы замечаем, что-то начинает меняться. Например, Валерий Анатольевич Малинин, молодой директор 187-й школы, привел за собой несколько молодых преподавателей математики, информатики, ОБЖ и других предметов. Обновление кадров идет, но не везде с одинаковым успехом. Но хочу вернуться к нашим достижениям. Одновременно с президентскими мы запускали свои, так называемые малые национальные проекты. Каждая школа разрабатывала свой проект, актуальный именно для нее. Например, 122-я школа, не имеющая большого спортивного зала, разработала проект тренажерного зала. Проект выиграл грант, на полученные средства было оборудовано помещение для силовых тренировок. Победой для нас является постройка второго корпуса 151-й школы, он был пущен почти два года назад, затем корпус для занятий физкультурой. – Насколько мне известно, физкультурно-оздоровительного комплекса в районе нет. Как вы выходите из положения? Где занимаются спортом ваши школьники? – На территории района есть спортивные сооружения городского и областного уровня – это и два бассейна, и училище олимпийского резерва, в котором недавно сдан новый современный корпус с бассейном и несколькими залами. Хотя они не относятся к инфраструктуре района, наши дети имеют возможность ими пользоваться. Что касается собственных сооружений, то тоже есть отрадные моменты. В этом году достроен физкультурно-оздоровительный комплекс школы №186, к дню города (он проходит у нас в начале сентября) первая очередь будет пущена. Уже есть договоренность на строительство второй очереди. Мы оставили этот объект в образовании, не отдали его никому, хотя нам предлагали, потому что у нас большая потребность в таких площадках. Надо сказать, что в городе их вообще мало и пока не хватает на всех желающих. Всего четыре школы города не имеют больших оборудованных спортзалов, две из них находятся в нашем районе. Хорошо, что городская программа позволила оснастить пришкольные площадки для зимних и летних видов спорта. – Будет ли ФОК 186-й школы доступен учащимся других школ? – Поскольку у руководства школы есть намерение перейти на автономную систему финансирования, то они смогут оказывать платные услуги населению, в том числе подросткам. – Будете ли вы рекомендовать цены, социальные в том числе? – Нет, это не наша сфера. Вообще ни управление образования, ни сами директора не имеют права назначать никаких цен. Есть алгоритм ценообразования при оказании платных услуг, все цены согласуются с Департаментом экономики. Есть формула, которая учитывает очень многие факторы. Это позволит сделать прозрачными все финансовые отношения. А вообще у нас внутри района проблем нет. Если нужно провести какое-то общее мероприятие, то мы легко договариваемся с учреждениями, используем резервы, имеющиеся у нас. – К сожалению, своими силами нельзя обойтись во всех случаях. Какие проблемы вам хотелось бы решить в первую очередь? – Пока больше всего нас беспокоит нехватка детских садов. Дефицит наблюдается в целом по городу, но у нас особенный. Земли свободной для строительства социальных объектов нет. Все отдано под жилую застройку, в новое жилье заселяются молодые семьи, у которых уже есть и еще родятся дети. Мы не сможем их обеспечить садами. Мы ищем ресурсы, нас поддерживают наверху, дают деньги на ремонт, мы поэтапно его делаем, вводя новые группы, но… На начало отчетного периода очередь составляла 2200 человек на 700 мест, мы обеспечили только треть. Остальные дети дошкольным воспитанием не охвачены, а ведь они обязательно должны ходить в садик. Это головная боль. Проблема в том, что два больших садика у нас были в свое время переданы в федеральную собственность, то есть от нас ушли безвозвратно. Ведомственные садики, переданные на баланс предприятий, тоже уже проданы и перепроданы, их возврат невозможен. – И как же быть? – Мы пытаемся решать проблему своими силами. Например, мы вытеснили все, что не связано напрямую с дошкольным образованием, то есть кружки, студии, вернули все, что было переоборудовано под дополнительные занятия в период демографического провала. На сегодняшний день свободных площадей в действующих детсадах больше нет. Мы вернули из системы здравоохранения четырехгрупповой детский сад (это больше 100 мест), сделали там капитальный ремонт. Теперь идет работа по возвращению в систему образования еще одного садика на этой же улице, переданного в подчинение городскому здравоохранению и соцзащите. Сейчас мы используем школьный резерв – открываем подготовительные группы, соответствующие всем нормам СанПиНов, при образовательных учреждениях. Первую такую открыли два года назад. В этом году ввели в эксплуатацию еще две группы в двух других школах. Но мы отдаем себе отчет, что все наши хлопоты решают проблему лишь отчасти. Эти меры временные. Когда подрастет поколение, которое сегодня ходит в детсады, школам придется помещения отдавать, потому что детей придется где-то учить. Поэтому больше всего я мечтаю о строительстве новых садиков. Есть и еще проблемы. Например, нехватка учителей начальной школы. Поскольку наш педуниверситет несколько лет назад прекратил набор на эту специальность, педагогов начальной школы катастрофически не хватает. У нас заявлений в первые классы значительно больше, чем мест. Набрали бы мы еще классы – нет педагогов. Может быть, решением проблемы могла бы быть переквалификация педагогов-предметников, если бы этим занялся Институт развития образования. Резервы опять-таки нужно изыскивать свои, потому что если к нам пойдут учителя из сельской местности, мы не сможем предоставить им жилья, а снимать на заработанные в школе деньги они не смогут. К сожалению, программа «Дом и машина молодым специалистам», которая успешно действует в районах области, для городских учителей не работает. Хотелось бы, чтобы больше было высококвалифицированных педагогов дошкольного образования – их очень не хватает, потому что низкая зарплата и невозможность подработок выдавила из дошкольных учреждений умных и талантливых людей, думающих о завтрашнем дне. Жить на эти деньги трудно. Определенное беспокойство вызывает и переход на новые стандарты. Хотя вовсю идет подготовка учителей, вопросы еще есть. – Чем вы гордитесь больше всего? – Успехами наших детей. Многие из наших школьников хорошо учатся, успешно сдают ЕГЭ; как правило, выпускники школ Советского района получают самое большое количество медалей. У нас в администрации традиционно проводится день самоуправления, в нем принимают участие члены совета старшеклассников. В течение всего дня они работают в наших кабинетах. Я могу сказать с уверенностью: ребята очень хорошие, очень порядочные. Во взрослой жизни они проявят себя не хуже нас. И это вселяет оптимизм. Радует, что власть внимательно относится к нашим проблемам, помогает их решать. Сейчас 43 процента городского бюджета идет в образование, это гораздо больше, чем в то время, когда я была директором. Победители нацпроекта смогли закупить технику, обновить мебель. Сегодня при государственной поддержке в образовании работать легче. А еще приятно работать, если любишь свою работу и понимаешь, что ты делаешь. Когда понимаешь, но не любишь – ничего не получится. Я начинала свою трудовую деятельность пионервожатой, была и учителем, и заместителем директора, и директором. Уже десять лет работаю в управлении. Признаюсь, мне везде было интересно. С возрастом начинаешь понимать, что если хочешь получать от жизни удовольствие, старайся работать с душой на любом месте. Нижний Новгород МнениеНаталья ЯКИМЕЦ, проректор Нижегородского государственного педагогического университета:Проблема решаемаяУдивительно, что о нехватке преподавателей начальных классов для городских школ НГПУ ничего не известно, к нам никто из директоров школ и руководителей управлений не обращался с подобной проблемой, хотя именно мы могли бы помочь ее решить. У нас заключен прямой договор о сотрудничестве с городским Департаментом образования. Его специалисты могли бы обратиться к нам с соответствующим запросом. Я уверена, что, получив его, мы смогли бы обеспечить педагогами все школы. Порекомендовали бы хорошо успевающих и ответственных студентов старших курсов. Но почему-то к нам с таким вопросом никто не обращается. По поводу того, что наш университет не готовит учителей начальных классов, могу сказать следующее. Я не знаю, откуда идет такая информация, но набор не прекращался: мы ежегодно выпускаем педагогов этой специальности – обучение проходит как по очной, так и по заочной форме, дополнительно к основной студенты имеют возможность получить специальность социального педагога, коррекционного педагога и учителя иностранного языка в начальной школе. Психолого-педагогический факультет – один из самых старейших и уважаемых в нашем университете, преподаватели очень опытные, заслуженные. Кафедру социальной педагогики и предметных методик начального обучения возглавляет доктор психологических наук Татьяна Михайловна Сорокина – известный в городе человек. Срок обучения для выпускников педколледжа – от 3 до 4,5 лет в зависимости от формы обучения. Кроме того, у нас специальность учителя начальных классов можно получить как второе высшее образование. Кстати, многие предметники не против переквалифицироваться, и у нас было несколько случаев, когда учителя среднего звена (историки, литераторы, биологи, учителя технологии) за счет школы или за собственный счет получали второе высшее образование по специальности «педагог начального обучения». Кто-то недобирал часов по своему предмету, у кого-то возникала потребность работать с детьми младшего возраста, кого-то просто просили директора. Мы даем качественную подготовку, так что считаю озвученную в статье проблему вполне разрешимой.
Комментарии