Александр АДАМСКИЙ, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика»:
– Сегодня уже заканчивается лимит времени, в течение которого мы можем повлиять на становление региональных систем оплаты труда. Отсутствие сигналов как со стороны Сводного департамента финансов Минобрнауки РФ, так и со стороны других влиятельных центров, в частности, Экономического совета Рособразования, приводит к тому, что регионы начинают действовать самостоятельно.
Субъекты РФ предпринимают активные шаги по введению отраслевой системы оплаты труда, потому что своеобразный мораторий, который был определен совместным письмом министерства и профсоюза на 2005 год, заканчивается. Если мы сейчас не отправим рекомендации в регионы, дискуссия по оплате труда станет бессмысленной.
Существующая система оплаты труда учителя не просто неэффективна, она ухудшает качество образования. В России 5 тысяч школ, где учатся меньше 10 человек, и 30 тысяч школ с количеством обучающихся до ста человек. При этом итоги ЕГЭ показывают, что именно в таких школах катастрофически низкий результат. В этих условиях колоссальные усилия по увеличению общего фонда оплаты труда приведут к ухудшению качества образования.
Метафора может быть такой. Представим себе галеру с сотней гребцов, у которых есть достаточно активный профсоюз. Профсоюзные лидеры приходят к начальнику порта и требуют: всем гребцам нужно повысить зарплату завтра и в два раза. Начальник порта отвечает: рядом стоит пароход, не хотите перевозить грузы на нем? Нет, говорят профсоюзы гребцов-галерщиков, у нас сотня работников, а на пароходе потребуются всего тридцать, к тому же другой квалификации. Понятно, каково качество работы на этой галере. Никакого эффекта от повышения зарплаты не будет, но и перейти границу между галерой и пароходом профсоюзные активисты не смогут.
Я рассматриваю институт заработной платы как инструмент повышения качества образования, а не выбивания социальных пособий неквалифицированным и малоэффективным учреждениям. Очень важный момент заключается в том, что в нашей профессии, с одной стороны, невозможно жестко определить шаблон качества, а с другой стороны, отсутствует стандарт профессиональной педагогической деятельности. В этом плане выдумывать различные варианты аттестации не имеет смысла. Они все равно будут субъективны. Каждый учитель понимает, что аттестация бессмысленна, ибо шаг в разрядах настолько минимален, что кардинальным образом изменить ситуацию невозможно.
Задача повышения оплаты труда за качество решается путем формирования профессионального стандарта педагогической деятельности. Тогда станет понятен предмет оплаты, относительно которого можно повышать или понижать ее уровень. Ведь сегодня никто не может ответить на вопрос: за что должен получать зарплату учитель?
Любые попытки системно изменить оплату труда на региональном уровне будут неэффективны, если неизменной останется норма труда, которую постановление Правительства РФ №191 определяет как недельную нагрузку. Что можно предположить взамен?
С точки зрения технологии, мне представляется рациональным и наиболее эффективным введение трех типов категорий. При этом оценивать квалификацию учителя можно по той образовательной программе, которую он реализует. Либо учитель работает по стандартной программе и получает минимальную базовую ставку в размере стоимости потребительской корзины в регионе. Либо он совершенствует образовательную программу и получает до 12-15 тысяч рублей. Либо это авторская программа, результаты которой подтверждены, и зарплата до 20-25 тысяч рублей в месяц. Социологические исследования последних двух-трех лет показывают, что с точки зрения родителей, 40-45% учителей – это спецалисты с низкой квалификацией. Отсюда вывод о том количестве учителей, которые могут быть отнесены к первой категории.
Как я уже говорил, жестких шаблонов измерения качества педагогической деятельности создать невозможно. Выход может быть только один – делегировать оценку качества потребителю. Он очень рискованный, но, мне кажется, мы должны на это пойти. В последние годы мы много работали над созданием попечительских, управляющих советов. И там, где советы действуют эффективно, они могут распределять деньги из стимулирующего фонда. Необходимо создать для них нормативно-правовую базу, и задача экспертного сообщества, профессионального сообщества – дать ориентиры для этой работы.
Техническим заданием на следующий год может быть, с одной стороны, предложение нормы труда, заменяющей недельную нагрузку, с другой стороны, разработка профессионального стандарта педагогической деятельности и процедуры аттестации. Если профсоюз не удосуживается это сделать, это нужно сделать профессиональному сообществу, причем как можно быстрей.
Модель региональной законодательной базы варьируется, но необходимо ввести статью «О региональной заработной плате учителя» в закон о бюджете и предложить
4-5 законодательных актов, модель которых необходимо разработать. Самое содержательное – параметры оценки качества на уровне школьных органов общественного самоуправления.
Пользуясь тем ресурсом, который заложен в национальном проекте, необходимо провести модельную апробацию этой системы на распределении грантов как по школам, так и по учителям. В 2006 году абсолютно реально с 1 сентября ввести новую систему оплаты труда в ряде субъектов РФ, тем более что количество регионов, желающих это сделать, уже приближается к двум десяткам.
Комментарии