search
main
0

Работаем на опережение . Факультеты разные – призвание одно

Образование сегодня – одна из самых динамично изменяющихся сфер нашей жизни. Дети давно уже учатся не только в обычных школах, но и в лицеях, колледжах, гимназиях, а учителя работают по вариативным программам и учебникам. В начальной школе введены основы информатики и иностранный язык. Идут эксперименты по переходу к профильному обучению и единому государственному экзамену. Школа – это еще и системная работа по воспитанию детей, организации их досуга. Словом, задачи, которые стоят перед школой, сложны и многообразны, а требования к педагогам высоки как никогда. Готовы ли будущие учителя к работе в новых и постоянно изменяющихся условиях? Что нового появилось в их подготовке? Как повысить качество образования? Об этом шел разговор на «круглом столе» деканов МПГУ.

Петр САВЕЛЬЕВ, декан исторического факультета, кандидат исторических наук, доцент:

– Мне кажется, что ответ на многие вопросы можно найти в уникальной 132-летней истории нашего вуза. А она убеждает в том, что качественным может быть только фундаментальное образование. Это значит образование, основанное на прочном союзе науки и учебного процесса. Только оно может дать студенту уверенность в будущем, позволит ему и в профильной школе работать, и авторские программы создавать. На историческом факультете мы всегда стараемся следовать принципам настоящего академизма. Как историки мы должны чутко реагировать на изменение ситуации в обществе, заботиться о духовном облике молодежи. Вот, например, в последние годы мы видим возрождение интереса к традиционным духовным ценностям нашего народа. Мы знаем, что школе очень нужны специалисты по таким важным проблемам. Поэтому мы несколько лет назад открыли на факультете новую специализацию – «История русской православной культуры». Преподавание там ведут со строго научных позиций, в культурологическом ключе, профессиональные историки.

Алевтина ДЕЙКИНА, декан филологического факультета, доктор педагогических наук, профессор:

– Принципиальное отличие деятельности филологического факультета – стремление интегрировать усилия различных областей науки и образования в деле подготовки будущих учителей. Это особенно важно, когда речь идет о профильном обучении, которое требует углубленной подготовки учителя. Он должен уметь преподавать свой предмет на базовом и профильном уровне, самостоятельно проектировать содержание образования, использовать разные технологии обучения. Учителю сегодня крайне необходимы углубленные знания не только своего предмета, но и смежных с ним областей знаний. И, конечно, просто не обойтись без навыков научного исследования, проектной деятельности.

С учетом всех этих задач на нашем факультете разрабатываются учебники для школ и вузов по русскому языку, русской и зарубежной литературе, методике преподавания русского языка и литературы, риторике. Эти учебники ориентированы на возможность использования их как в основной школе, так и в классах профильного обучения. Они прошли и проходят апробацию по всей России, получают высокие отзывы. В числе их авторов – известные всей стране ученые: Н.П.Михальская, В.И.Коровин, Т.А.Ладыженская, В.В.Бабайцева, Л.А.Тростенцова.

Учитель – профессия творческая, а для филолога это особенно важно. Поэтому преподаватели факультета ищут новые формы работы со студентами. Например, на семинаре по литературной критике студенты изучают не только теоретические проблемы, но выступают с оценкой современных литературных произведений, которые зачастую еще не нашли отклика в официальной критической литературе. Как заключительный этап планируется провести обсуждение новинок литературы в форме «круглого стола» на заседании кафедры русской литературы ХХ века.

Филфак осуществляет целый ряд уникальных проектов. Например, Международный студенческий фестиваль «Учитель русской словесности», который в нынешнем 2005 г. будет проходить пятый раз. Поистине это праздник учительства настоящего и будущего, он на несколько дней собирает и школьников, и учителей школ Москвы и Подмосковья, преподавателей и учащихся педколледжей, студентов и преподавателей университетов и педвузов, по существу определяя приоритетные направления в педагогической и филологической науке сегодня.

Вообще надо сказать, что наш факультет очень чутко откликается на все современные тенденции в образовании, участвует в разработке стратегии его развития, принимает участие в создании новых стандартов, ЕГЭ, рецензировании учебников. Наши ученые принимают участие в программе федерального значения «Русский язык», которую курирует Л.А. Путина.

Кому как не нам готовить учителей для профильной школы! Ведь на нашем факультете работают более 170 преподавателей, из них третья часть – доктора наук, профессора. Лишь единицы из вузов имеют такой научный потенциал.

Виктор ДРОНОВ, декан географического факультета, доктор географических наук, профессор:

– Модернизация образования не застала нас врасплох. Более того, многое в этих процессах мы подготовили сами. На базе факультета работает учебно-методическая комиссия нашего УМО по специальностям педагогического образования. Наши ученые участвовали в разработке обязательного минимума содержания образования по географии для школы, стандартов для педагогических вузов.

Традиционный «фирменный знак» факультета – подготовка учебников и учебных пособий. Конкуренция в этой сфере резко обострилась, но мы остаемся единственным географическим факультетом в стране, который подготовил полный комплект учебников для всех классов школы. Преподаватели факультета готовят новые линии учебников по географии в крупнейших издательствах страны: «Просвещение», «Дрофа», «АСТ», «ВентанаГраф».

Не забыта и высшая школа. Созданы новые учебно-методические комплексы по геологии, географии почв, физической географии материков и океанов, физической географии России, общему землевладению и ряду других дисциплин предметной подготовки. Многие пособия готовятся к изданию. О том, что учебники, написанные на факультете, – продукция высокого качества, свидетельствует присуждение в этом учебном году премии Правительства РФ в области образования проф. В.В. Добровольскому за подготовленный им комплект учебников для вузов.

Направление работы, значение которого стремительно растет , – подготовка мультимедийных учебных пособий. Для факультета это не отдаленные перспективы, а реалии сегодняшнего дня. Уже созданы такие пособия для 7, 8 и 9-го классов.

Александр КАРАЧЕВ, декан факультета технологии и предпринимательства, кандидат технических наук, доцент:

– Наш факультет не первый год активно работает в области информационных технологий. А недавно мы одними из первых в стране стали участниками эксперимента по целевой подготовке специалистов в области информационных технологий в образовании. Это новая и – замечу! – инженерная специальность. Но помимо «железа» очень важно знание возрастных особенностей ребенка, психологии восприятия информации. Вот в этом мы гораздо опытнее, и поэтому вместе с МГТУ имени Н.Э. Баумана участвуем в корректировке содержания образования по экспериментальной специальности.

Маргарита САМОЙЛОВА, декан факультета славянской и западноевропейской филологии, кандидат филологических наук, профессор:

– На нашем факультете за последнее время появилось много нового. Важнейшим, на мой взгляд, является изменение структуры занятий, их перевод на модульную основу. Благодаря такому подходу студентам проще осваивать новый материал и закреплять приобретенные знания, отрабатывать навыки. Отдельные темы лекционного материала были выделены для самостоятельного изучения. При этом проверку знаний студентов мы проводим ежемесячно в форме рейтинга, аналогично западной системе оценивания.

На занятиях сейчас мы активно используем электронные носители. Это в корне изменило подход к изучению иностранного языка: раньше, например, занятия по фонетике проводились в лингафонном кабинете – сейчас же мы используем специальные компьютерные программы. Они иллюстрируют произношение студента на схеме, позволяют сравнить его с образцом.

Евгений ШОРОХОВ, декан художественно-графического факультета, доктор педагогических наук, профессор:

– Говорят, что искусству нельзя научить. Мы опровергаем этот тезис. Нашему факультету 60 лет. Все эти годы мы предлагали абитуриентам традиционную педагогическую специальность – «Изобразительное искусство» с квалификацией «Учитель изобразительного искусства». Теперь у нас открыты непедагогические специальности: «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» с квалификацией «Художник декоративно-прикладного искусства». Это открывает новые пути и перспективы нашим выпускникам.

На факультете работает прекрасный коллектив, среди них – 17 членов Союза художников.

Юрий СТЕПНЯК, декан музыкального факультета, кандидат педагогических наук, доцент:

– 45 лет в стенах МПГУ звучит музыка. Это много или мало? Если учесть тот факт, что возраст МПГУ составляет уже 132 года, то музыкальный факультет еще не перешагнул и порога юности. А если взглянуть на плеяду выдающихся педагогов-музыкантов, ученых, вышедших из его стен, если учесть тот авторитет, которым пользуется наш факультет, то следует признать его зрелость.

С первого дня своего существования факультет не только готовит высококвалифицированных учителей музыки, но и осуществляет особую миссию – любовно и взыскательно растит хранителей и созидателей духовной культуры. Именно так воспринимал деятельность учителя музыки один из самых замечательных педагогов, композитор, общественный деятель Д.Б.Кабалевский. Имя этого удивительного человека носит международный фестиваль «Учитель музыки XXI века», который ежегодно проводит наш факультет. В 2004 г. фестиваль был посвящен столетию Кабалевского. Он стал праздником, в котором приняли участие представители всех континентов, а возобновление на базе МПГУ деятельности Российского общенационального отделения ИСМЕ (Международного общества по музыкальному воспитанию) открыло новые перспективы для сотрудничества, творческого обмена опытом педагогов-музыкантов, чья жизнь и профессиональная деятельность посвящена служению музыке. Студенты музыкального факультета МПГУ демонстрируют на этих конкурсах самый высокий уровень, становясь обладателями Гран-при. Присутствовавшая на последнем фестивале генеральный секретарь Международного общества по музыкальному образованию профессор Джуди Сенелл (Австралия) заявила, что музыкальный факультет МПГУ является форпостом подготовки учителя музыки в мире.

Лидия КОВРИГИНА, декан факультета начальных классов, кандидат физико-математических наук, профессор:

– Модернизация образования коснулась нашего факультета в первую очередь: пока еще развертывается эксперимент по профильному обучению в старшей школе, а мы уже сейчас должны выпускать учителей начальных классов, владеющих и информатикой, и иностранным языком. Но мы к этому готовы. У нас на факультете существует возможность обучаться по двум специальностям: педагогика и методика начального образования и иностранный язык. А прекрасные компьютерные классы дают возможность каждому студенту приобщиться к информационным технологиям обучения. И это особенно важно, так как предметов в начальной школе много. Учитель должен быть практически энциклопедистом, чтобы не только умело вести уроки, но и отвечать на многочисленные вопросы своих учеников. Этому наших студентов учат высококвалифицированные профессора и преподаватели 5 кафедр факультета. Среди них М.Р. Львов, заслуженный деятель науки, член-корреспондент РАО, В.Д. Шадриков, академик РАО, А.Н. Джуринский, член-корреспондент РАО, А.Е. Дмитриев, почетный профессор МПГУ.

Студенты нашего факультета веселые и талантливые, они лауреаты и дипломанты межвузовских фестивалей студенческого творчества, живо интересуются политической жизнью страны, возглавляют молодежные общественные организации, являются членами международного движения «Педагоги за мир и взаимопонимание».

Факультет начальных классов бережет свою историю и добрые традиции. Здесь царит атмосфера дружелюбия, взаимопонимания. Наверное, поэтому, ежегодно собираясь на встречах выпускников, учителя начальных классов и нынешние студенты ФНК называют факультет своим домом и тепло отзываются о нем.

Людмила ПОЗДНЯК, декан факультета дошкольной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, профессор:

– Мои коллеги говорили о подготовке школьных учителей, но не будем забывать о том, что все начинается с детства. Уникальность, самоценность и неповторимость дошкольного детства выдвигает перед нами особую задачу – подготовить теоретически грамотного, профессионально ориентированного и разносторонне развитого специалиста, владеющего современным содержанием и технологиями образования детей от рождения до поступления в школу.

Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ – один из старейших в России. Мы ведем подготовку специалистов в области дошкольного образования по всем его направлениям: воспитание и обучение маленьких детей, психологическое сопровождение, руководство дошкольными учреждениями. Факультет готовит также и педагогические кадры для педколледжей и вузов.

Мы одни из первых в стране начали вводить актуальные на современном этапе направления обучения – это менеджмент в образовании, новые информационные технологии в дошкольном образовании, гувернерство, организация работы в группах кратковременного пребывания, программы раннего обучения иностранному языку.

Преподаватели факультета участвуют практически во всех инновационных процессах в системе дошкольного образования. Они авторы вариативных программ для дошкольных образовательных учреждений, например, программ творческого развития детей («Детская одаренность», «Музыкальные шедевры»), программы социального развития детей («Дружные ребята»). Создали комплексную программу нового поколения «Из детства в отрочество». Во всех этих программах самое непосредственное участие принимали студенты.

У нас на факультете используются разнообразные формы и методы обучения: компьютерные технологии, проблемные лекции, деловые игры, тренинги, моделирование и проектирование профессиональной деятельности. По ряду дисциплин используем рейтинговую систему аттестации, методы взаимооценки студентов, электронные варианты проведения зачетов и тестирования.

Борис ПУЗАНОВ, декан дефектологического факультета, кандидат педагогических наук, профессор:

– К сожалению, нередко приходится сталкиваться с тем, что о специальном образовании «забывают». Но не в нашем университете. Уже более 80 лет дефектологический факультет занимается благородной задачей – возвращает обществу детей, обездоленных природой. Я бы хотел сказать о том, что дефектологический факультет МПГУ одним из первых в стране начал обучение инвалидов по слуху.

У истоков создания дефектологического факультета стояли выдающиеся ученые, педагоги и психологи: Л.С.Выготский, Х.С.Замский, В.П.Кащенко, А.Р.Лурия, Ф.А.Рау, Е.Ф.Рау, Г.И.Россолимо и многие другие. Они заложили основы развития высшего дефектологического образования, определили основные принципы построения учебно-педагогического процесса подготовки специалиста-дефектолога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В 2004 году мы получили грант Министерства образования и науки РФ и статус Федеральной экспериментальной площадки высшего профессионального образования инвалидов по слуху. Для оборудования площадки факультет получил уникальное оборудование стоимостью более 2,5 млн. руб., включающее ноутбуки, подключенные к интернету, мультимедийное оборудование, интерактивную электронную доску, средства оперативной полиграфии и копирования. Это позволит нам использовать активные формы и методы обучения специалистов.

Татьяна ШАМОВА, декан факультета повышения квалификации и переподготовки работников образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО:

– В нашем университете есть факультет, подобных которому буквально единицы в структуре вузов. Это факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Он еще молод – всего 30 лет, но за это время его преподавателями пройден большой путь от «школоведения» до научных основ управления образованием. Его слушатели – преподаватели школ, руководители образования. Именно им приходится организовывать, направлять процессы модернизации.

Чтобы работать эффективно, мы должны знать, в каком проблемном поле живет наш слушатель, какие затруднения в управленческой деятельности он испытывает. Образовательный процесс на факультете – это вариативная, индивидуализированная система. В ходе обучения постоянно проводится мониторинг его успешности, который сочетается с учетом личностных достижений каждого слушателя (в форме портфолио). Наша главная цель – поставить слушателя в активную ролевую позицию, выбрать конкретные пути для решения проблем в управленческой деятельности каждого руководителя. В связи с этим наши учебные планы и программы стали более проблемно ориентированы.

Во-вторых, с учетом перспектив развития образования считаем своей целью подготовить руководителей к будущей деятельности по снятию возможных проблем. Этому способствует огромная совместная работа вуза и школы, проведение практико-ориентированных научных исследований. Каждый преподаватель является научным руководителем по конкретной проблеме в 2-3 школах Москвы или регионов (Смоленск, Нижневартовск, Тамбов и т.д). Все это позволяет накапливать инновационный опыт и работать на опережение.

Высокая оценка

Каждый год Москва объявляет конкурс среди высших учебных заведений столицы, выясняя, какой вуз дает городу больше всего высококвалифицированных специалистов. В 2004 г. победителем стал МПГУ.

Особенность конкурса в том, что счет идет не по общему числу выпускников, а по количеству трудоустроенных. Для высшей школы это непростые конкурсные условия, ведь распределения нет, поэтому устройство по специальности зависит исключительно от той работы, которую ведет с выпускниками сам вуз. В кадровой работе с педагогами Москва пошла, как всегда, своим путем: открыла несколько собственных региональных вузов, предоставила им роскошные здания, закупила самое современное оборудование, установила надбавки к зарплате преподавателям, к стипендиям студентам. Словом, соревноваться с такими вузами федеральным было довольно сложно. И тем не менее по итогам работы в 2004 году Московский педагогический государственный университет, выдвинутый сразу тремя учебными округами – Западным, Центральным, Юго-Западным на конкурс «Лучший вуз Москвы по взаимодействию с образовательными учреждениями», был признан победителем конкурса мэрии. Университету присудили престижную столичную премию за наибольшее число выпускников, поступивших на работу в московские школы, за отличную работу с общеобразовательными учреждениями. По итогам комплексного анализа трудоустройства по полученной специальности оказалось, что более 78% выпускников педагогического университета сделали выбор в пользу московской системы образования.

Как же МПГУ удалось добиться такой высокой оценки? Во-первых, установлены тесные связи с Управлением по вопросам государственной службы и кадров Департамента образования – такое социальное партнерство позволяет четко определить потребности города в педагогических кадрах. Во-вторых, в городе 10 округов, 10 окружных кадровых служб. Поэтому каждый год МПГУ принимает участие в Ярмарке вакансий, а руководители кадровых служб, образовательных учреждений – частые гости на факультетах университета. Как правило, студенты, проходящие практику в образовательных учреждениях, остаются после получения диплома в этих коллективах. К примеру, в Московской городской педагогической гимназии и в аккредитованной при МПГУ школе № 1400 почти 70% учителей – выпускники университета.

Гимн МПГУ

Стихи выпускников МГПИ

Ю.ВИЗБОРА и Ю.РЯШЕНЦЕВА

Мирно засыпает родная страна,

И в московском небе золотая луна

Ночью над Союзом и над нашим вузом

Медленно слетает тишина.

Пусть издалека нам зачеты грозят,

Думать каждый час об этом все же нельзя.

С песней кончил день ты.

Мы с тобой – студенты!

Это значит – мы с тобой друзья!..

…Институт подпишет последний приказ:

Дали Забайкалья, Сахалин и Кавказ.

В мае или в марте взглянешь ты на карту –

Вспомнишь ты друзей, а значит, нас.

Но пока не кончен студенческий год,

Ждет нас не один еще серьезный зачет.

С песней кончил день ты, так поют студенты,

Это значит, молодость поет.

30 декабря 1953 года

Квартирный вопрос

В канун нового 2005 года сразу 154 преподавателя и сотрудника Московского педагогического государственного университета отметили новоселье. 73 получили муниципальные квартиры абсолютно бесплатно, 81 приобрели жилье по льготным ценам.

Как ни крути, а качество подготовки будущих педагогов во многом зависит от уровня профессорско-преподавательского состава. Но если профессор получает 5 тысяч рублей, то любая столичная фирма может с легкостью переманить его к себе, предложив зарплату, начиная с 1000 долларов. Конечно, профессура МПГУ традиционно отличается удивительным энтузиазмом и высокими моральными принципами, не позволяющими бросить любимое дело, преподавательскую работу. Но что делать профессору, если ему не под силу купить жилье и приходится ютиться в банальных хрущевках? На этот вопрос в МПГУ попытались ответить еще десять лет тому назад.

В 1995 году ректор университета, член-корреспондент РАН и академик РАО Виктор Матросов предложил коллегам разработать бизнес-план, предполагающий развитие не только материально-технической базы вуза, но и строительство жилья для коллектива вуза. Понятно было, что разработка, а самое главное, реализация такого плана потребовали немалых усилий и от руководства МПГУ, и от правительства Москвы. Вузу не пришлось тратить на квартиры для своих преподавателей ни копейки бюджетных средств – это в полном смысле слова подарок города за то, что МПГУ долгие годы поставлял в городские школы высококвалифицированные кадры. Это решение нашло живой отклик у коллег В.Матросова по Совету ректоров Москвы. Вот что написал в обращении его председатель, член-корреспондент РАН Игорь Федоров: «Совет ректоров Москвы и Московской области поддерживает вашу позицию о необходимости решения в первую очередь проблем быта и отдыха профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета. Ведь от этого во многом зависят вопросы сохранения вузовских научных школ, осуществления учебного процесса силами ведущих преподавателей, воспитания молодежи на лучших отечественных традициях».

Общение с детьми – это радость

Кирилл ФИЛОНЕНКО, выпускник дефектологического факультета МПГУ, получив диплом, без колебаний стал школьным учителем и одновременно логопедом:

– Сначала, перед тем как стать педагогом, я поработал в реабилитационном центре с дошкольниками и теперь знаю, что самое приятное для учителя – когда его внимательно слушают, а для логопеда – когда речь ребенка становится лучше.

Мария КАЛЕНКИНА была еще студенткой факультета дошкольной педагогики и психологии, но уже преподавала рисование в детском саду №1515:

– Дело в том, что в МПГУ я пришла учиться после окончания педагогического колледжа №6 с дипломом «воспитатель детей дошкольного возраста». А работать пошла потому, что только практическая работа делает педагога педагогом. Кстати, учеба помогала мне становиться день ото дня все более уверенной, потому что знания, которые я получала, делали работу осмысленной: глядя на ребенка, на то, как он рисует, лепит, какую делает аппликацию, можно оценить его психическое состояние, выстроить педагогическую траекторию индивидуальной работы с ним.

Анна САМОЙЛОВА, выпускница музыкального факультета МПГУ, обладательница Гран-при Второго международного конкурса имени Д.Б.Кабалевского «Учитель музыки ХХI века»:

– Наш факультет готовит учителей музыки, я сочла необходимым в период учебы в университете не ограничиваться педагогической практикой, а работать учителем музыки в школе. Не жалею об этом, хотя сочетать учебу с работой было не так-то и легко. Общение с детьми доставляет огромную радость. Видишь, как дети постепенно приобщаются к музыке, как загораются их глаза, какое наслаждение они испытывают в процессе рождения чего-то нового, будь то исполнение музыки или ее сочинение. С другой стороны, работа учителя музыки – это и творчество. Оно может проявляться в бесчисленном количестве музыкально-педагогических ситуаций, и здесь уже все зависит от самого себя. Я немного сочиняю музыку, и для меня огромная радость, если то, что я приношу в класс, нравится детям. Мне же нравится импровизировать на уроке, учиться чувствовать класс, приобретать навыки изменения плана урока в зависимости от той или иной неожиданно сложившейся ситуации. На нашем факультете, как известно, студенты на старших курсах сами выбирают себе специализацию: одни – музыкальную психологию, другие – теорию музыки, третьи – музыкальный инструмент. Мой профессиональный выбор между различными музыкально-педагогическими дисциплинами был сделан в пользу дирижерско-хоровой специализации. Решение пришло постепенно благодаря моим учителям. Я поняла, что не смогу жить без звучания хора, без выматывающих и счастливых репетиций, не смогу заставить «замолчать» свои руки. Стоит упомянуть, что музыкальный факультет несколько лет назад заключил договор с педагогическим колледжем №7 «Маросейка», и после четырехлетнего обучения учащиеся получают возможность поступить на второй курс университета.

Илья ГЛАДКИЙ, выпускник исторического факультета МПГУ, учитель московской школы №258:

– До университета я закончил исторический факультет 6-го педагогического колледжа. Сейчас веду 5-9-е классы. Дети в нынешнее непростое время сложные, по крайней мере, мне кажется, раньше моим старшим коллегам работать было проще. Но, думаю, я с ними справляюсь. Работаю так, как меня учили, и решаю проблемы, которых у каждого педагога с подопечными всегда хватает.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте