search
main
0

Работа значительная, диагностика точная

Сегодня задача каждого учителя – помочь детям освоить новые эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству, сформировать предпосылки к исследовательской деятельности.

Способствует этому системно-деятельност-ный подход, положенный в основу новых стандартов. И здесь никак не обойтись без цитирования Д.Эльконина: «Результат учебной деятельности, в которой происходит усвоение научных понятий, – прежде всего изменение самого ученика, его развитие. В общем виде можно сказать, что это изменение есть приобретение ребенком новых способностей, т. е. новых способов действий с научными понятиями». Одним словом, когда детей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, тогда исчезнут всякие недоразумения.

Итак, важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся универсальные, или метапредметные, умения (и стоящие за ними компетенции). Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Все эти особенности нового стандарта требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и учеников, отбор и организацию учебного материала, создание новой предметной среды. Соответственно должны быть представлены и новые подходы к системе оценивания.

Система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов освоения программ начального образования. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит четкие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:

• фиксировать цели оценочной деятельности: ориентировать на достижение результата:

– духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты);

– формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты);

– освоение содержания учебных предметов (предметные результаты);

– обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

– обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов;

• фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления ее результатов – отмечать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе, не используя фактор времени;

• фиксировать условия и границы применения системы оценки – ориентировать ученика на успех.

Вот уже второй год мы в нашей школе в рамках пилотного проекта апробации новых стандартов пытаемся создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий. Мы пытаемся создать оценочную систему, которая смогла бы дать действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.

Здесь нам на помощь пришли различные методы системы оценивания, которые уже давно используются при безотметочном обучении:

– «Лесенки достижений», где помещенная на ту или иную ступеньку лесенки фигурка символизирует исходный уровень владения данным навыком;

– «Волшебные линеечки», подробно описан-

ные в книге «Оценка без отметки» Галины Цукерман;

– «Светофор» – оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, желтый – я умею, но не уверен, зеленый – нужна помощь.

– листы индивидуальных достижений;

– листы наблюдений. Однако эти способы требуют

дополнения такими методами, которые позволяли бы получать интегральную оценку. Эта оценка очень важна, она позволяет посмотреть динамику роста того или иного уровня компетентности, по крайней мере в решении учебных задач. Один из таких методов – проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения. Методы, служащие цели получения интегральных оценок, – портфолио, выставки и презентации, проекты учеников. Таким образом, складывается следующая совокупность данных об отдельных сторонах учения ребенка и его учебных достижениях:

• листы наблюдений, отражающие динамику образовательных достижений учащихся (начиная с 1-го класса).

• оценка выполнения работы, отражающая объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися;

• результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса;

• результаты оценок ответов учащихся, отражающих этапы формирования системы предметных знаний, важнейших технических навыков (чтения, письма, вычислений);

• результаты самоанализа учащихся, отражающие меру осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного процесса обучения.

На мой взгляд, такая система позволит обеспечить достаточно объективный взгляд, позволяющий проводить итоговое оценивание ребенка на основе результатов внутренней, накопленной за четыре года обучения оценки. Однако соблюдение этого условия требует дополнительных усилий и времени со стороны учителя. Эту работу можно значительно упростить, если использовать с этой целью информационные технологии.

В нашей школе идет активная работа в сети «Электронный журнал городской школьной информационной системы» на сайте нашего образовательного учреждения www.schz712.mskzapad.ru, в информационном пространстве -nachalka.seminfo.ru, что позволяет проводить дистанционное обучение и консультирование, а также сделать образовательный процесс открытым для всех его участников. В частности, родители имеют возможность получать оперативную информацию о состоянии учебного процесса и участвовать в его организации через тематические форумы. Теперь родители под индивидуальным логином и паролем могут войти на страничку электронного журнала своего ребенка и получить там конкретную информацию об учебном процессе. Это позволяет персонифицировать учебный процесс и вместе с родителями выстраивать индивидуальные траектории развития ребенка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте