Вероятно, кто-то усмотрит счастливое совпадение в том, что два года подряд на Всероссийском конкурсе «Учитель года» побеждают московские учителя: в 2007 году – учитель математики центра образования №2030 Анна Мехед, в 2008 году – учитель музыки школы №1060 Михаил Стародубцев. Самое интересное, что оба учителя «родом» из школ, работающих в Центральном округе столицы, к тому же разрабатывающих модель Школы будущего. Есть и еще одно совпадение: конкурсантов готовила, поддерживала на конкурсе директор Центрального окружного научно-методического центра Марианна Лебедева, в 1999 году тоже ставшая лауреатом конкурса «Учитель года Москвы».
Работа Марианны Владимировны отмечена премией мэра столицы, и это правильно, так как за годы директорства ей удалось создать очень мощный коллектив методистов и в центре, и в целом в округе, причем опыт работы этого коллектива востребован не только в Москве, но и во многих регионах России. На пресс-конференции в Интеллект-центре МГУ Михаил Стародубцев на вопрос, что обеспечило победу ему и его коллеге Анне Мехед, ответил просто: «У нас в округе сильная методическая служба, которую возглавляет Марианна Лебедева!» Как же оценивает роль методической службы в развитии школы сама Марианна Владимировна, какие задачи ставит?
В прошлом году 10 окружных научно-методических центров Москвы, в том числе и наш, отметили свой 15-летний юбилей. У каждого центра свое неповторимое лицо, своя структура, свой, если можно так сказать, почерк. Это уникальное достояние, которое необходимо сохранить. Социальный запрос к образованию в Москве очень высок, поэтому образовательные учреждения Центрального округа находятся в постоянном поиске, работая в режиме эксперимента и инновации. Совершенно очевидно, что основная задача методической службы заключается в том, чтобы дойти до каждого учителя, индивидуализировать работу с ним, обеспечить методическую поддержку по всем направлениям деятельности педагога и образовательного учреждения. Прежде всего это диагностика и мониторинг возможностей и образовательных потребностей педагога для построения плана или программы его непрерывного образования.
Уникальность нашего округа в том, что он представлен в шестнадцати из восемнадцати существующих направлений экспериментальной и инновационной работы по Москве. В практику успешно введены методическая поддержка экспериментальной деятельности, а также постоянно действующий практико-ориентированный семинар для заместителей директоров по экспериментальной работе. Доказательством эффективности такой системы работы стал, в частности, высокий результат округа на городском конкурсе «Учитель года» – за последние 5 лет преподаватели Центрального округа составляют более 20 процентов финалистов конкурса «Учитель года Москвы», и на федеральном уровне два наших педагога стали в последние годы лучшими учителями России.
В течение последних более чем шести лет в московской системе образования развернута огромная экспериментальная деятельность. Как показывает практика, ключевую роль в этой деятельности играла и играет методическая служба, потому что именно она формирует инновационные сети, ресурсные центры, обобщая и внедряя в массовую школу результаты и продукты экспериментальной деятельности самых лучших, ведущих школ города. Новым шагом в нашей деятельности стала разработка моделей Школы будущего.
Во все времена человечество стремилось заглянуть в будущее. Сейчас перед нами стоит более грандиозная и более масштабная задача, чем та, что стояла перед Рузвельтом, – мы должны построить Школу будущего, мы должны решить, какой учитель должен работать в такой школе, какова роль методистов в решении этой непростой задачи. О роли методической службы сказано уже очень давно, и слова эти произнес Байрон: «Ученый, ты объясняешь нам науку, а кто объяснит нам твое объяснение?» Поэтому мы действуем в соответствии с регламентом нашей деятельности, прописанной во всех документах, на которые мы опираемся: это консультирование, информирование, повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников, методическая поддержка системы образования в целом. При этом отмечу, что каждый раз новое в педагогической науке, которое сегодня активно врывается в школьную практику, требует от методической службы не только расширения и изменения функционала сотрудников центров, но и прежде всего новых подходов к организации собственной деятельности, осмысления роли и места методических центров в разработке стратегии и тактики в реализации разных моделей, в том числе модели «Школы будущего». А что это означает?
Для нас это означает управлять будущим или научиться управлять изменениями, освоить тот научный подход к реализации моделей, который сегодня предъявлен и широко представлен московской педагогической наукой. Во-первых, это повышение квалификации методистов городской системы методической службы. Во-вторых, это отработка различных моделей и модулей Школы будущего на практике. Как известно, роль методиста в том, что он не над учителем, а рядом с ним. Это мы, методисты, сядем рядом с учителем и будем вместе планировать деятельность, моделировать уроки и отслеживать результат. Сегодня методическая служба Москвы насчитывает более полутора тысяч высококлассных специалистов в самых разных областях педагогической деятельности. Они широко востребованы, им доверяют, без методической поддержки сегодня невозможно инновирование продуктов экспериментальной деятельности, внедрение новых подходов в школе. В-третьих, это управление изменениями, причем, чтобы управлять будущим, необходимо зафиксировать настоящее, обобщить и осмыслить тот накопленный потенциал, который нужно сохранить, без которого мы не представляем будущего. А ведь на это направлен приоритетный национальный проект «Образование», в рамках которого лучшие школы и педагоги столицы каждый год представляют свой инновационный опыт. Опять же это работа методистов и методических служб по обобщению и распространению этого передового педагогического опыта, без которого мы не представляем себе Школу будущего. В-четвертых, есть очень острая проблема – решение задачи по построению Школы будущего. Это задача формирования нового мышления педагога, его способности отказаться от стереотипов в образовании, от тех традиций, которые отжили свой век.
Труд учителя очень индивидуален, ему нужны педагогические часы, чтобы сверять с ними свою деятельность. Этому служит система повышения квалификации, этому служит опыт лучших педагогов. Поэтому для формирования нового мышления мы используем (и давно используем, потому что научились это делать) метод «стартовой площадки», формируя интеллектуальное профессиональное поле из группы педагогов, поддерживающих эти изменения и готовых работать по-новому. Примеры этому есть. Так, в Центральном округе столицы отработана технология приема на работу учителей, способных работать в Школе будущего, – прием на работу на конкурсной основе, когда учитель представляет свое видение того, как должна выглядеть новая школа – школа завтрашнего дня.
Изменения необходимо анализировать. В готовом виде сегодня уже сложилась и качественно работает служба мониторинга. Именно она, на мой взгляд, призвана дать сравнительный анализ уже достигнутых и будущих результатов, определить их по отношению к планируемым, освоить новые технологии и методы диагностики, в том числе и в области информационной, коммуникативной и других компетентностей наших учеников и, возможно, учителей.
Еще одна задача методической службы – информационная поддержка проекта. Если мы говорим о Школе будущего как о Школе информатизации (а это действительно так, как мы это уже поняли), то должны создать такие условия, чтобы использование информационных, в том числе интернет-ресурсов, стало неотъемлемой частью жизни школы и учителя. Это отлаженный электронный документооборот, который мы обеспечиваем, это использование цифровых образовательных ресурсов, которые будут накапливаться благодаря труду наших учителей, это создание форумов для обсуждения важнейших проблем образования, в том числе и модели Школы будущего, это интернет-конференции, это разнообразные банки данных. Сегодня мы тоже умеем это делать, пример тому – сайт по проекту «Задонщина», созданный в центре образования «Школе будущего» №2030.
Очень трудно отказываться от достигнутого, потому что московское образование сегодня находится на высоком уровне. Думаю, российская школа и сегодня конкурентоспособна в мире. Но, как сказал Питер Друккер, основоположник теории менеджмента, «защищать вчерашнее намного рискованнее, чем создавать день завтрашний». Мне очень нравится в проекте «Школа будущего» слово «строить», потому что строить – это значит создавать. Строить – это значит модернизировать. Может быть, ошибаться, может быть, что-то исправлять по ходу. Но обязательно создавать новое. Это очень важный процесс, потому что будущее начинается сегодня.
Комментарии