Нам, учителям, повезло! Мы отмечаем Новый год дважды – 1 января и 1 сентября. И сентябрьский для нас не менее важен, чем январский. В обоих случаях – ожидание нового, чудесного, интересного, необычного. Каждый учитель заранее готовится к этому дню. Новый костюм, новая ручка, новый блокнот… Новые задачи, новый ФГОС, по которому будут учиться первоклассники и второклассники, новые ФООП, новые усовершенствованные рабочие материалы к учебно-методическим комплектам.
В моей школе уже готовы новые учебники по русскому языку для начальных классов авторов В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого, которые выпустило издательство «Просвещение» в 2023 году. Они полностью соответствуют новому ФГОС и входят в новый Федеральный перечень учебников от 21.09.2022 года согласно приказу №858. Сравнив их с теми, что были ранее, мы с коллегами отметили, что существенных изменений практически нет. Особенно это заметно в учебнике 1‑го класса. В некоторых темах задания поменяли местами. В иных заданиях переформулированы вопросы или добавлены новые. В определенные задания добавили очень важную фразу «Проверь себя», которая помогает учителю на уроке организовать работу по самопроверке. А при работе с безударными гласными в корне (с. 72) появилась новая рубрика «Запомни!» для тех случаев, когда безударный гласный звук нельзя проверить ударением.
Большая часть изменений оказалась в первой части учебника по русскому языку для 2‑го класса. Кроме новой нумерации, перестановки упражнений внутри темы, незначительной правки формулировок, добавления некоторых заданий (как в первой части учебника, так и во второй) появилась рубрика «Обратите внимание», привлекающая внимание учеников к особенно важным моментам изучаемой темы. В первой части добавились и совершенно новые для второго класса и, на наш взгляд, абсолютно необходимые темы «Какие бывают предложения по цели высказывания и интонации» (с. 25‑30), «Что такое формы слова? Что такое окончание?» (с. 62), «Что такое состав слова?» (с. 66).
Надо отметить, что все изменения, которые мы обнаружили в учебниках, отражены и в рабочих тетрадях к ним, созданных издательством «Экзамен». Рабочая тетрадь по русскому языку, 1-й класс: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 1 класс», ФГОС новый (к новому учебнику) (серия «Учебно-методический комплект»), автора Е.М.Тихомировой. Елена Михайловна создала и для 2‑го класса рабочую тетрадь к новому учебнику русского языка, которая также полностью соответствует ФГОС для начальной школы и построена в соответствии с авторской программой по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.
Задания в рабочих тетрадях удивляют разнообразием. Они направлены на формирование необходимых навыков младших школьников, способствуют достижению как предметных, так и метапредметных результатов. Здесь можно найти все, что душе угодно: работу со схемой и с таблицей (рис. 1), со словом и его значением (рис. 2), с деформированным предложением и текстом.
Здесь можно найти задания как для индивидуальной работы, так и для групповой: «Разделитесь на команды. Сыграйте в звуковую игру. Выберите любой согласный звук. Называйте по очереди слова, которые с него начинаются. Кто последним назовет слово, тот выиграл». Много дидактических игр, занимательных рисунков, раскрасок, героев известных детских сказок, то есть того, что помогает мотивировать ребенка на изучение русского языка с увлечением.
Важной задачей в формировании универсальных учебных действий является развитие умения младшего школьника контролировать себя. В рабочих тетрадях Е.М.Тихомировой учитель найдет задания, помогающие организовать как самопроверку, так и взаимопроверку обучающихся (рис. 3).
Использование во время урока или при выполнении домашних заданий упражнений из рабочей тетради позволяет сделать учебный процесс интересным и познавательным. Ребятам предлагается разгадать ребусы, загадки, кроссворды, заполнить сетки слов с исходными буквами, научиться произносить быстро и правильно скороговорки, при этом устраивая соревнования между командами: «Разделитесь на группы. Составьте кроссворд, в котором будут слова с мягким знаком в середине или в конце слова», «Разделитесь на команды. Устройте конкурс скороговорщиков». То есть при выполнении подобных заданий ребятам необходимо не только показать уровень своих знаний по изучаемой теме, но и усвоить новые грани урока, проявить смекалку, фантазию. В итоге ребенок более глубоко и осознанно усваивает новый материал.
Характеристика предложения по различным параметрам не каждому ребенку дается легко. Как определить, какова цель высказывания предложения? Какую эмоциональную окраску оно имеет? С какой интонацией произносится? Замечательно, что в новой редакции учебников по русскому языку для 2‑го класса эта тема уже внесена. И в рабочей тетради учитель найдет задание, направленное на закрепление новых знаний (рис. 4).
Здесь же можно отработать умение определять формы слова, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, находить способ проверки безударного гласного в корне (рис. 5).
Все эти задания эффективны при закреплении новых тем, внесенных в учебник. Например:
«Прочитай. Отметь те группы, в которых представлены формы слов.
смелый, смельчак, осмелел, смелость
мороз, мороза, морозом, морозы
ветер, ветерок, ветреный, ветряная
высота, высоты, высотой, высоте
Выдели окончания в этих словах».
В тетради очень много заданий на развитие внимания и умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Работая в классе или дома, второклассник имеет возможность анализировать языковой материал, самостоятельно искать ответы. Все это повышает активность ребенка на уроке, делает процесс обучения более результативным.
Кроме того, издательство «Экзамен» выпустило контрольные работы по русскому языку для 1‑го и 2‑го классов автора О.Н.Крыловой, соответствующие новым учебникам. Контрольные и проверочные работы представлены к каждой изучаемой теме в четырех вариантах. Первая работа содержит задания на проверку теории. Например:
«Допиши предложения, используя слова для справок.
Приведи примеры таких слов.
Слова, имеющие одно лексическое значение, называются ___________».
Каждый учитель без труда найдет в них множество заданий по проверке умения обучающихся работать с деформированным предложением и текстом; может предложить упражнение для списывания, и не только с грамматическим, но и с творческим заданием, а также с работой над понятиями «тема текста» и «основная мысль текста»; организует творческую работу по составлению текста с использованием опорных слов и словосочетаний.
Выполнение предложенных заданий способствует формированию и пополнению лексического запаса младших школьников: «Определи однозначные и многозначные слова», «Используя слова для справок, запиши синонимы и антонимы к словам», «Подчеркни сочетания слов, которые использованы в переносном значении», «Соотнеси слова с их лексическим значением», «Определи слово по его лексическому значению. Найди это слово в тексте» и др.
Хочется отметить, что все представленные выше тетради радуют оформлением, удобны в использовании, полностью соответствуют возрастным особенностям младших школьников. Представленные учебные комплекты можно уверенно брать для работы любому учителю начальных классов, ведь они полностью подходят к обновленным учебникам, а значит, позволят экономить время для подготовки к уроку, сделают процесс обучения комфортным для всех. Регулярная работа с ними позволяет в существенной мере повысить эффективность обучения, помогает добиваться необходимых результатов реализации ФГОС. Учиться с такими пособиями интересно и полезно.
Пусть новый учебный год будет для всех нас удачным! В новый год с новыми учебниками и новыми тетрадями!
Оксана ЗРАЕВА, учитель начальных классов, заместитель директора по УМР школы №8, Ачинск, Красноярский край
Комментарии