Начальник Управления образования Западного округа Москвы Валентина Бадил – кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России. Из всего этого ряда выделяю сегодня одно слово: «учитель». Для меня учитель – это человек, рядом с которым тепло и надежно. Ее голос – голос учителя, умный, добрый, проникающий в самое сердце, хотя говорим мы преимущественно о вещах сугубо практических. Но ведь 28 лет работы в школе, с детьми, с педагогами – этого не забудешь, даже если уже семь лет руководишь окружным образованием. Однако задача сегодняшнего нашего разговора, повторяю, абсолютно практическая: выяснить, чем живет и дышит образовательная система Западного округа столицы.
– Однажды вычитала поэтическую строчку: «Август – месяц упадания яблок». Плоды созрели. Труд вложенный дает итоги…
– Все верно, – соглашается со мной Валентина Александровна. – Для нас август – это время, которое мы целиком посвящаем хозяйственной деятельности. Управление образования занимается вопросами строительства, благоустройства, капитального и текущего ремонта. В начале августа мы сдали после серьезного капитального ремонта три школы и станцию юных техников в Солнцеве. Готовы еще три детских дошкольных учреждения. Надо сказать, что ими мы нынче занимаемся очень много. Поскольку город выделил средства специально на детские сады. В этом году планируем ввести дополнительно более 70 групп, а это ни много ни мало – 1400 мест!
– А новые садики в округе строятся?
– Конечно! Хотя должна сказать, что некоторые из них возводятся на месте старых, 50-60-летней давности. Теперь это современные здания с бассейнами, великолепными игровыми площадками и другими достоинствами, о которых раньше можно было только мечтать. В нашем округе таких садиков будет одиннадцать. Два уже вошли в строй в рамках программы мэра Москвы «100 детских садов».
Западный округ одним из первых стал получать в собственность ведомственные детские сады. В прошлом году мы получили 539-й детсад. Достался он нам, мягко говоря, не в очень хорошем состоянии. 10 августа его сдали после капитального ремонта. В прошлом же году аэропорт Внуково передал свой садик №2516. Сейчас мы и его тоже полностью подготовили для приема детей.
– В какие средства обходится эта программа по детским садам?
– Около 20 миллионов рублей – на каждый. И это без оснащения, без оборудования. Деньги кроме нас самих вкладывают еще и город, и округ. Западная префектура дала восемь миллионов.
– В каждой семье, я помню это с детства, август всегда был знаковым месяцем. Все разговоры моя мама-учительница приводила к одному: скоро педсовет!
– Ну еще бы, – смеется Валентина Александровна, – конечно, знаковый! И для каждого учителя, и для всего образования! В нынешнем августе мы как всегда думаем о молодых педагогах, которых очень ждем, об учебных планах, о переходе на хозяйственную самостоятельность, о профильном обучении.
– Когда вы говорите «мы», то что имеете в виду? Кого конкретно? Иначе говоря, как устроено сегодня управление образования? Отличается ли оно по стилю и методам от управления прежних лет?
– Безусловно. Сегодня мы говорим не только о государственном, но и об общественном управлении образованием. Сегодня это государственно-общественное управление. В управлении Западного округа работает всего 24 человека, а в округе 400 учреждений. Без помощи общественности не только решать проблемы, но даже и иметь подлинную, неискаженную информацию о деятельности каждого из них просто невозможно. Поэтому мы опираемся на общественные комиссии, на самоуправление на местах. Через них и получаем сведения о том, что, где и как происходит. Созданы мобильные группы, своеобразные мини-роно. Тринадцать наших специалистов – кураторы районов, которые и возглавляют мобильные группы. В их ведении методист, инженер, представитель советов молодых учителей, директоров школ, заведующих детскими садами, разнопрофильных учреждений, ветеранов педагогического труда… Все стратегически важные вопросы решаются на коллегии управления образования.
– И какой же стратегический вопрос сегодня наиболее важен для образования Западного округа?
– Это вопрос развития. Для того чтобы правильно выстроить образовательную сеть в рамках такого мегаполиса, как Москва, нужно учитывать специфику не только самого округа, но и всех регионов, в него входящих. Поэтому мы в каждом своем районе провели мониторинг, который помог определить, какие образовательные услуги хочет получить население конкретного района. Наша задача желаемые услуги предоставить, чтобы детям не пришлось ездить за этими услугами в другие места. Ну, например, мы выяснили, что в Очакове преобладает потребность получать экономическое образование, а в Солнцеве – юридическое.
Кроме того, должна быть предоставлена возможность получить коррекционное обучение. У нас в округе сегодня – две коррекционные школы для детей с нарушениями интеллекта. Но одновременно с этим и в обычной массовой школе мы открыли классы коррекционного обучения. Считается, кстати, что Западный округ хорошо работает с инвалидами. Это наша особенность, то, чем мы отличаемся от других округов. Произошло это, я думаю, потому, что когда-то давно, слушая на своей коллегии отчет 804-й школы, в которой как раз такие дети и учатся, мы определили для себя в качестве главной цели создание непрерывного образования для детей-инвалидов. Пришел, например, ребенок с нарушением слуха в детский сад, он должен получить там и специальную медицинскую помощь, и образовательные услуги. Дальше он обязательно попадет в специальную школу или класс. И все это – в своем родном районе. Нельзя заставлять семью путешествовать по огромной Москве в поисках решения ее проблемы.
Опорным в решении проблем слуха стал у нас психологический центр «Благо» на Кутузовском проспекте. Этот центр курирует всю сеть учреждений для детей с проблемами слуха. У нас есть замечательный детский сад №1635 для глухих и слабослышащих детей. Садик, повторяю, замечательный! Глухие деточки там танцуют. Представляете, сколько радости это им доставляет? Выпускники этого садика заботливо передаются в руки специалистов и учителей 665-й школы. Это обычная массовая школа. Чтобы там было хорошо детям с проблемами слуха, нам пришлось создать мощную психолого-педагогическую и специальную материальную поддержку коллективу учителей. Мы должны были и особое оборудование закупить, и учителей научить работать со слабослышащими детьми. Ну, например, учитель не может даже на минуту повернуться к доске, объясняя материал, дети должны видеть его рот, как двигаются губы.
Есть у нас детский сад и для слепых детей. Его выпускники идут затем учиться в УВК №1665. И поскольку УВК – это лишь начальная школа, то продолжают они учебу в 807-й средней школе.
Однако мне кажется, что лучше всего у нас выстроена образовательная линия для детей с детским церебральным параличом. В Западном округе три детских сада для опорников и наша гордость – психологический центр «Раменки». Здесь есть дошкольное и школьное отделения. А еще – бассейн. Центр работает в связке с 17-й поликлиникой и городским педагогическим университетом, обеспечивающим мощную научную поддержку. В этом году в округе появился еще и интернат для детей с ДЦП. Эта новостройка – уникальное учреждение. Такого в России больше нет! Появление столь замечательного учебного заведения – заслуга Любови Петровны Кезиной. Интернат рассчитан на 120 детей. У него два здания длиной по 250 метров. Общая площадь более 20 тысяч квадратных метров. Два корпуса, огромная территория, более пяти гектаров. Есть учебное и лечебное отделения. Там у детей-инвалидов есть возможность получить хорошее допрофессиональное образование.
– Все это замечательно! Но вот окончил ребенок-инвалид такой интернат или другую школу… Что дальше?
– А дальше он может получить высшее образование. Московский университет экономики, статистики и информатики – наш замечательный, верный партнер. Сегодня там учатся 20 наших детей-инвалидов, причем бесплатно.
– Валентина Александровна, какие еще достижения в образовании Западного округа вы бы выделили сегодня?
– В течение трех лет наш округ занимается такой проблемой, как социальная инфраструктура детства. Прежде всего это создание разумного, безопасного жизненного пространства. С учетом мнения населения, разумеется. Это был эксперимент. Весь округ – огромная экспериментальная площадка. Его участниками стали 57 учреждений. Районная управа, территориальные комитеты по культуре, спорту, социальной защите, здравоохранению – все подписывали договор о проведении этой экспериментальной деятельности. За успешное выполнение эксперимента по созданию социальной инфраструктуры детства мы получили Премию Президента России. Решили, что перечислим эти деньги в детский дом.
– А можно чуть подробнее о самом эксперименте? В чем его суть? Что такое именно социальная инфраструктура? Это, как я понимаю, не дома, не игровые и спортивные площадки…
– В рамках этого эксперимента мы занялись, например, проблемой «Человек в культуре». Три года в округе проводится конференция «Москва. Россия. Мир». Уже само название говорит о том, что дети ощущают себя частицей города, страны и мира. Участники конференций представляли замечательные проекты (это проектная деятельность), заслужившие очень высоких оценок. В рамках другого мероприятия – «Забелинских чтений» – два года назад начал проводиться конкурс «Ученик года». Победители без экзаменов были приняты в Московский университет экономики, статистики и информатики. В этом году было два победителя, второй поступил в МГУ. Это очень яркие, талантливые ребята, умеющие мыслить нестандартно.
Очень нравится молодым учителям в Западном округе конкурс «Молодые – молодым». Его проводит совет молодых специалистов. Один из элементов этого конкурса – декада открытых уроков, которые проводят начинающие учителя. На заключительном этапе конкурса мы проводим заседание аттестационной комиссии. Совет молодых специалистов рекомендует нам молодых учителей для присвоения им более высокой категории.
– Есть ли у вас проблемы? Как, например, относятся в округе к ЕГЭ?
– Давайте-ка ответ на этот вопрос я начну с другого – с того, что наша связь с вузами сегодня стала особенно тесной. МГУ, МЭСИ, Институт труда и соцзащиты, Московский городской педагогический университет и Московская финансово-юридическая академия очень хорошо работают с нашими ребятами. Без этого стало бы невозможным профильное обучение. Мы, конечно же, стремимся, чтобы профильное обучение не превратилось в ориентационные усилия по подготовке детей в определенный вуз, не стало бы просто подготовительными курсами. И нам это удалось. Сегодня благодаря такой тесной дружбе с вузами мы пришли к мнению, что нужен специальный центр по подготовке ребят к единому государственному экзамену.
– И что это за центр такой? Зачем же он нужен?
– Я не стала бы утверждать, что сегодня любой педагогический коллектив обладает запасом людей, которые умеют профессионально готовить ребят к тестовому экзамену. Это все же особая форма проверки знаний. Центр подготовки к ЕГЭ, как мы его представляем, должен заняться, подчеркиваю – профессионально, только этим вопросом. Может быть, в рамках дополнительного образования.
Учитель учит детей. Учить – это его профессиональная обязанность. Но он теперь должен еще и подготовить их к ЕГЭ. А это требует от него несколько иных профессиональных склонностей, навыков, обязанностей. Не у всех, к сожалению, получается. А Центр подготовки к ЕГЭ целенаправленно и профессионально займется именно этим. Чувствуете, как это все увязывается с профилизацией образования?
– Честно говоря, пока не очень…
– В Центре будут работать ученые и специалисты из вузов. Уже есть договоренности. Мы сможем обеспечить все направления знаний. Сегодня ЕГЭ в Москве сдавали те, кто хотел, завтра это будут делать все. Значит, дело должно быть поставлено профессионально. Центр, в котором будет сосредоточен научный и творческий потенциал, вполне профессионально справится с поставленной задачей. И учителей будет учить этот Центр, и детей. Предполагаем, что это будет отдельное здание. Вначале это будет структурное подразделение окружного методического центра, а потом и вполне самостоятельная структура. Сегодня Центр подготовки к ЕГЭ – хорошо продуманная, тщательно обсужденная, проговоренная идея. Это наше будущее. Наш план.
– Вот уже достаточно много времени идет эксперимент по нормативному финансированию в образовании. Критика не умолкает. А что думаете по этому поводу вы, Валентина Александровна?
– Нормативное финансирование заставило многих директоров школ призадуматься о том, пойдут ли к ним дети. Так вот, чтобы пришли, нужно предложить им что-то яркое, какую-то интересную жизнь. А форм сегодня существует масса: и школа здоровья, и школа полного дня, и школа творческих дел… А иначе корабль даст течь!
– И округ даст ему потонуть?
– Ну нет! Мы стараемся работать дружной командой, всегда готовы прийти на помощь. Однако есть ведь разница для директора, в новостройке он работает, где всего достаточно, все новое, есть оборудование, крыша не течет. Или в школе, которой уже лет 20-30, и всего нужно добиваться. Иногда с нервотрепками, усилиями.
– Совет директоров округа придет на помощь?
– Конечно! Он же создается из самих этих директоров. Как правило, в него входят представители из районных советов директоров. Совет может выйти с проверкой в любую школу, заслушать на своем заседании любого директора, помочь ему. Или дает рекомендации рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности. На мой взгляд, это удачная форма управления образованием – государственно-общественная.
Так же, по такому же принципу работает и совет молодых специалистов. В прошедшем учебном году мы попросили его провести рейд по школам, посмотреть, как чувствуют себя молодые, не нужно ли помочь, удовлетворяет ли нагрузка, хороши ли кабинеты, что мешает в работе, о чем мечтается.
Вот таковы будни, такова живая, насыщенная жизнь образования Западного округа.
Комментарии