Несмотря на то что не утихают споры в профессиональном сообществе относительно целей, общей направленности, содержания и формата итогового сочинения (изложения), оно стало доброй, хорошей традицией школьной жизни, как форма допуска к государственной итоговой аттестации обрело свое законное место в системе среднего полного образования.
Государство заботится о том, чтобы знакомство заинтересованных лиц с нормативной базой проведения итогового сочинения (изложения) было заблаговременным. Согласно письму Рособрнадзора от 01.10.2015 г. №02-448 «О направлении методических материалов по проведению итогового сочинения (изложения) в 2015-2016 учебном году» в субъекты Российской Федерации были направлены: методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения):- для органов исполнительной власти;- для образовательных организаций;- для участников;- для экспертов; образцы:- заявления на участие в итоговом сочинении (изложении);- согласия на обработку персональных данных;- бланков (регистрации и записи);- протоколов; технический регламент проведения итогового сочинения (изложения).Департамент образования дополнил пакет документов перечнем образовательных организаций, на базе которых формируют независимые комиссии по проверке.Особое внимание при подготовке к итоговому сочинению (изложению) как организаторов, так и обучающихся следует обратить на общие моменты: черновики работ не обрабатывают и не проверяют; во время написания итогового сочинения можно пользоваться орфографическими словарями, а во время написания итогового изложения – орфографическими и толковыми словарями, однако запрещено иметь при себе любые средства связи, а также пользоваться текстами литературных и иных произведений; категорически запрещается использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо черной, карандаш, средства для исправления (замазку, ластик); после окончания работы, если на бланке остается свободное пространство, необходимо поставить прочерк «Z» (в том числе на оборотной стороне); при проведении итогового изложения текст, предназначенный для изложения, зачитывают вслух трижды (глухим, слабослышащим участникам, а также участникам с тяжелыми нарушениями речи текст изложения выдают на 40 минут для визуального восприятия).В 2015-2016 учебном году изменения коснулись в основном критериев оценивания (за счет усиления требований по объему и самостоятельности написания работ), а как следствие оформления бланков, изменился порядок проверки экспертами итоговых сочинений (изложений), в частности, теперь четко прописаны требования к экспертам, которые должны владеть нормативной базой, предметными компетенциями (высшее профильное образование, опыт работы в выпускных классах, знание содержания образования), компетенциями, необходимыми для проверки. Для повышения объективности процедур не рекомендуют привлекать учителей, обучающих выпускников этого учебного года.Что касается плана проверки экспертами работ выпускников, то в 2015-2016 учебном году он будет выглядеть так: Проверка работ на соответствие требованию №1 «Объем итогового сочинения (изложения)». Заметим, что если в тексте итогового сочинения менее 250 слов, а в тексте итогового изложения менее 150 слов (причем в подсчет включаются все слова), то выставляют «незачет» за невыполнение требования №1 и «незачет» за всю работу в целом. Проверка работ на соответствие требованию №2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)». Проверка основана на тезисе о том, что если сочинение (изложение) признано экспертом несамостоятельным, то выставляют «незачет» за невыполнение требования №2 и «незачет» за всю работу в целом. Далее проверку осуществляют по уже известным с прошлого учебного года пяти критериям (вариант для итогового сочинения):- соответствие теме;- аргументация, привлечение литературного материала;- композиция и логика рассуждения;- качество письменной речи;- грамотность.Подчеркну, что первые два критерия определяющие. Иначе говоря, если по первому и/или второму критерию обучающийся получает «незачет», то он получает «незачет» за всю работу в целом. Тем не менее если даже «зачет» выставлен по первым двум критериям, выпускнику необходимо получать «зачет» еще хотя бы по одному из трех критериев. Только в этом случае работа в целом может заслужить оценку «зачет».Претерпели изменения в текущем учебном году и направления тем сочинений, они были объявлены Советом по сочинению в сентябре 2015 года. Напомню их: «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и эпоха. «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о ее светлых и трагических сторонах. «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. «Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта этой тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.Следует отметить, что конкретные темы сочинений, сформулированные по часовым поясам, станут известны за 15 минут до начала экзамена. Необходимо различать направления тем и конкретные темы. Направления тем представляют собой определенные концепты, смысловые поля, философские категории, конкретные темы находятся в рамках общих значений, заданных направлениями тем, но они более разнообразны и вариативны, например, конкретные темы могут быть сформулированы так:- «Вишневый сад» А.П.Чехова как пьеса о прошлом, настоящем и будущем России».- «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».- «Люби ближнего, но не давайся ему в обман» (К.Прутков)».- «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага».- «О Русь, малиновое поле…» (по поэзии С.А.Есенина)».Важно заметить, что итоговое сочинение задумывал Президент РФ как еще один способ заинтересовать школьников чтением, заставить обратиться к анализу текста художественного произведения. Формулировка «метапредметное сочинение» отнюдь не отменяет его литературоцентричности, поскольку, во-первых, главный критерий оценивания прямо говорит о тесной связи сочинения с предметом «Литература», а во-вторых, не надо забывать, что проверкой работ не случайно по-прежнему занимается исключительно учитель русского языка и литературы.Для педагогов и проверяющих экспертов необходимо иметь в виду, что сочинение не может быть оценено как зачетное, если в нем только присутствует ни к чему не обязывающая отсылка к литературному источнику. Мы, профессиональное сообщество, должны приложить все усилия для того, чтобы в сочинениях наши выпускники не просто обращались к текстам художественных произведений (классических и/или современных), а непосредственно производили их разбор, анализировали свои личные впечатления от прочитанного. Именно работа с литературным материалом должна стать инструментом написания сочинения, его содержанием и формой.Роман ДОЩИНСКИЙ, доцент, член ФПК, член ОП РФИнформация к сведениюНайти всю необходимую информацию можно на сайтах Рособрнадзора (obrnadzor.gov.ru), Департамента образования (dogm.mos.ru), Московского института открытого образования (www.mioo.ru).
Комментарии