Памятка освобожденному классному руководителю (классному воспитателю).
Продолжение. Начало в №№31, 34, 40, 44, 48 за 2008 г., №№4, 8, 12, 29 за 2009 г.
1. Обеспечение здоровья школьников
Если классный воспитатель хочет, чтобы ребенок был физически здоровым, то ему необходимо самому овладеть физической культурой, знать свой организм, уметь поддерживать его в здоровом состоянии.
Педагог должен знать психологические и физиологические особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, знать основные признаки физиологических расстройств организма детей, разбираться в причинах отклонений в здоровье, заниматься самообразованием в этой области.
А. Индивидуальная работа классного воспитателя
Классный воспитатель в течение всех лет работы с классом изучает особенности развития каждого ребенка. С этой целью он знакомится с семьей, выясняет наследственные и хронические заболевания ребенка, строит генеалогическое древо, которое помогает раскрыть причины имеющихся или возможных заболеваний или отклонений в здоровье. Серьезная помощь в изучении состояния здоровья ребенка – медицинские карты учеников, «листы здоровья», где врачи указывают патологические, хронические заболевания ученика, а также консультации врача.
Проводит тестирование на выявление психического состояния ребенка, особенностей его характера, темперамента, а также ведет наблюдения и беседы с учеником. Все это поможет классному воспитателю разработать индивидуальную программу «Здоровье» для каждого ученика, предъявлять ему посильные задания и требования, соответствующие состоянию его здоровья.
Совместно со школьным врачом, родителями классный воспитатель составляет личную программу питания, закаливания, физических и дыхательных упражнений, помогает выработать индивидуальный режим работы и отдыха, индивидуально необходимое количество сна, помогает ученику самому организовывать свой режим жизни.
Б. Работа с классным коллективом
Классный воспитатель помогает врачам и непосредственно участвует в проведении диспансеризации учеников класса.
Ведет серьезную работу по профилактике заболеваний и с этой целью проводит беседы о режиме, самоорганизации, учит детей точечному массажу, рецептам народной и нетрадиционной медицины, методам релаксации (расслабления), проводит на уроках и переменах физкультминутки.
Проводит беседы о личной гигиене человека, мужчины и женщины.
Ведет антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду, разъясняет социальные и физиологические последствия наркомании (беседы, просмотр учебных кинофильмов, встречи с врачом-наркологом).
Проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев.
Обучает способам доврачебной помощи (обработка открытых ран, помощь при переломах и т. д.).
Организует спортивные соревнования, игры в классе, школе, на воздухе, экскурсии и походы в лес, спортивные семейные праздники.
Рассматривает на «малых педсоветах» вопросы, связанные с установлением бюджета времени на выполнение домашней работы, дозировкой материала, количеством письменных работ, характером домашней работы, корректирует программы по предметам и т. д. для сокращения перегрузок учащихся.
В. Участие в общешкольных и районных делах
Классный воспитатель организует участие в спортивных соревнованиях, туристических слетах и т. д., проводимых в рамках школы и микрорайона, пропагандирует здоровый образ жизни.
2. Общение
Если классный воспитатель хочет понять положение каждого ребенка в различных сферах общения – в семье, школе, во внешкольной среде, корректировать отношения между детьми, то ему опять же необходимо самому владеть коммуникативной культурой: способностью и умением объективно воспринимать окружающих людей, находить адекватные стиль и тон общения, способностью эмоционально отзываться на переживания других людей, обладать развитой рефлексией (самоанализом), учитывать особенности мышления людей, свободно владеть речью, т. е. образно и правильно выражать мысли.
Прежде всего классный воспитатель должен изучить ребят, их взаимоотношения, проблемы в общении. Для этого во время бесед с родителями необходимо понять, в какой среде он воспитывается, сильны ли семейные связи, каков стиль взаимоотношений родителей с детьми, положение ребенка в семье, различать наследственные черты характера (замкнутый, открытый, болтливый и т. д.).
Классный воспитатель проводит тестирование и социометрию, выявляющие взаимоотношения ребят в классе, отношения мальчиков и девочек, лидеров и изгоев класса, индивидуальные черты характера ребенка, его проблемы в общении и т. д., а также проводит беседы с учеником, наблюдает за ним в различных сферах жизни, стремится понять, выявить его проблемы и помочь разрешить их, так как неблагоприятное положение ребенка в общении может привести к появлению психических комплексов, срывов, что поставит под угрозу его здоровье, а значит, и развитие.
Изучив положение ребенка в сфере общения, классный руководитель должен очень тактично помочь в разрешении проблем, создать условия для коррекции отношений ученика с товарищами, взрослыми, родителями, создать условия для самоутверждения ребенка в коллективе, например изменить социальную роль ребенка как неудачника, хулигана, двоечника.
Общаясь с классом, классный воспитатель формирует у детей коммуникативную культуру, создает благоприятный психологический климат в классе, семье. Для этого необходимо разработать программу общения применительно к данному классному коллективу, в которую необходимо включить:
– коллективные творческие дела: «огоньки», КВНы, походы, дискуссии, вечера отдыха и т. д., направленные на развитие речи, анализа и планирования коллективных дел и своей позиции, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;
– практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль и тон общения, правилам и культуре поведения в обществе;
– беседы и дискуссии, а возможно, и лекции по общению, изучение Д.Карнеги, его принципов и способов общения с людьми;
– тренинги по общению;
– формирование навыков организаторской и управленческой работы, умения управлять без конфликтов.
В. Участие в общешкольных делах и работа в микрорайоне
Классный воспитатель не должен ограничивать общение ребят только рамками своего класса. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным, старшим или младшим классом, участие в общешкольных делах, в различных секциях, праздниках, походах, трудовых десантах, озеленении микрорайона, выступления в районных домах культуры, участие в районных праздниках помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира.
Работа классного воспитателя по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм элементарной нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей – вот основа творчества учителя.
Постижение всеобщих ценностей (человеческая жизнь, мама, Родина, семья, природа и т. д.) происходит и на уроках, и во внеурочное время, когда формируются умственные, нравственные, художественные, физические, коммуникативные способности, способности к саморазвитию.
Олег ГАЗМАН, Александр ИВАНОВ
Продолжение следует
Комментарии