search
main
0

Работа не для слабонервных

Посредством любви, терпения и веры

На вопрос о том, как она пришла работать в школу, учитель истории и обществознания Зухра ГАДИЕВА дает нестандартный ответ. Ее семья – ингуши, но родилась она в Казахстане. Несколько раз переезжали, пока не обосновались в Ингушетии, на исторической родине. В семье не было педагогов, отец – юрист, мама – домохозяйка. Детям предоставляли свободу выбора будущей профессии.

 

Первое образование Зухры – юридическое. Но она всегда вспоминала свою учительницу географии. Говорит про Галину Семеновну, умевшую увлечь пятиклассников рассказами о необычных местах и явлениях, и глаза ее загораются, а лицо так и лучится добротой. Ей казалось, что нет ничего увлекательнее, чем работать с детьми, и она постепенно пришла к мысли, что нужно идти в школу.

По себе знаю, иногда нужны время, жизненный опыт, чтобы созреть для такого решения. Учитель – профессия не для слабонервных. Помимо знания предмета и желания преподавать необходимо обладать громадной выдержкой и терпением, любить детей, осознавать, что тебя ждет работа по принципу 24/7/365. Человек, имеющий дар преподавания, считает, что быть учителем – это так хорошо! Невзирая на связанные с этим трудности.

– Я не сразу пришла работать в школу, – рассказывает Гадиева в материалах конкурса. – Моя трудовая деятельность началась в Археологическом центре при Министерстве культуры Республики Ингушетия. Увлекательная и интересная работа, где сотрудники, вооруженные лопатами и кисточками, выносят на свет исторические события прошлых лет. Раскопки проводили часто в самой красивой и живописной местности республики – в горной части. Этот опыт помог мне в дальнейшем в работе в школе. И сегодня, когда есть возможность, мы с учениками выезжаем вместе с сотрудниками Археологического центра на объекты культурного наследия. После работы в Археологическом центре перешла к деятельности в сфере персональных данных в Управлении Роскомнадзора, в школах республики читала лекции о том, какие опасности могут ждать при обработке, размещении и распространении персональных данных в сети Интернет. Очень понравилось общаться с детьми, решила заняться преподавательской деятельностью.

Как она попала на конкурс? Стаж 10 лет, есть чем поделиться. Предложила директор школы Марина Плиева, поддержал коллектив, коллеги считали, что она сумеет достойно представить свою школу, район, регион. Зухра Ахметовна приняла предложение с радостью. Хотелось попробовать себя в новом качестве, испытать свои силы, набраться опыта, повидать другие места. Основное в конкурсе, считает она, – возможность познакомиться с другими участниками, не только обменяться опытом преподавания, но и просто пообщаться. Сразу настроила себя на то, что постарается дать не «театральные представления», рассчитанные на единственный показ, а свои обычные уроки. Хотелось показать методику, а также присутствовать на занятиях коллег. Предстояли необычные конкурсные задания, это вызывало радостное волнение. Когда стала победителем в республике и поехала в Тюмень, отнеслась к поездке с трепетом… И по личным причинам. В сибирском городе неоднократно бывал ее покойный отец, она хорошо помнила его рассказы и очень хотела побывать в тех местах. Зухра Ахметовна хвалит организаторов конкурса, они обращали внимание на специфику каждого участника, учитывали национальные особенности, религию даже при составлении меню.

В средней общеобразовательной школе – детском саду сельского поселения Кантышево Назрановского района, где она работает, уже было два победителя конкурса «Учитель года». По ее словам, она с большим интересом слушала их рассказы о том, как педагоги готовились к конкурсу, к уроку, классному часу или мастер-классу. Мечтала сама принять в нем участие, но считала, что сначала нужно собрать методические материалы, дать открытые уроки. Она приводит одно из моих любимых высказываний Уинстона Черчилля, которое и я не раз цитировала в различных ситуациях и публикациях: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать…» Каким образом добиться такой власти? Только посредством любви, терпения и веры по отношению к ученикам. Учитель должен находить подход к каждому ученику, завоевывать доверие, понимать и принимать детей такими, какие они есть. Обстоятельства бывают разные, дети делятся своими проблемами с тем педагогом, которому доверяют. Мимоходом Гадиева упоминает о том, что является опекуном одного из пятиклассников. Улыбается, рассказывая про своих пятерых племянников, в воспитании которых она активно участвует.

– Любовь к детям, умение находить с ними общий язык повлияли на выбор моей профессии. Немаловажную роль сыграли и мои школьные наставники, которые обогатили внутренний мир, объяснили, что нужно выбрать профессию, которая будет приносить и удовлетворение, – делится Гадиева.

Учитель может научить учеников видеть мир красочным, понимать, что существует и плохое, и хорошее. Нужно учить детей сетевой безопасности, объяснять, почему не стоит выкладывать в Интернет личные данные. Иными словами, сегодняшний педагог на уроках, на классных часах не просто дает тему, следуя учебному плану, а учит жизни. Сейчас, выпуская 9‑е классы, учительница готовит ребят к ОГЭ. Это очень ответственный период, но ведь такими являются все школьные годы.

Любовь к детям, похоже, ее кредо. Без любви не будет мира, взаимопонимания, самого будущего. Как учитель истории она осознает необходимость и важность общения со школьниками на непростые современные темы. Считает, что нужно объяснять причины любых международных конфликтов, поддерживать веру в способность человечества найти жизненно важные решения. Свое собственное будущее она пока видит только в школе, в преподавании, но делится и другими мечтами. Например, выступая перед конкурсантами, министр образования сообщил, что в школах будет вводиться новая должность «советник директора по воспитанию». Конечно, все педагоги так или иначе участвуют в воспитании будущих граждан общества, но учитель истории несет особую ответственность. Зухра видит себя таким советником. Спрашиваю, смогла бы она занять похожую должность на более высоком уровне. Думает, потом с улыбкой отвечает: да. Есть и опыт, и желание. Нужно воспитывать патриота, человека терпимого, умеющего понимать другие взгляды на жизнь.

Что Зухра Ахметовна считает самым положительным результатом участия в соревновании профессионалов помимо победы на регионе? Отвечает не задумываясь. Общение! Теперь у нее, как и у других победителей, есть 88 коллег из всех уголков нашей огромной страны, это все люди, с которыми можно не только посоветоваться, но и просто поговорить по душам. Как и остальные участники конкурса, она упоминает о том, что на завершающих этапах среди них царил дух взаимопомощи и поддержки. Не было зависти, ведь в Тюмени все оказались равны.

Ученика, считает Гадиева, следует ценить не только и не столько по оценкам, сколько по личностным качествам. Она гордится тем, что часть выпускников поступают в университет. Но остальные-то не бездельники, все заняты полезным трудом.

Остается ли время на чтение, на хобби? Да, она любит читать. Читает ингушскую литературу, один из привлекших ее внимание авторов – Идрис Базуркин, написавший роман «Из тьмы веков» о становлении нации и выходе из темного прошлого в светлое будущее. Любит Достоевского, по ее мнению, «Преступление и наказание» – удивительный роман, особенно образ Сони Мармеладовой, несущий надежду на искупление и новую жизнь. Перечитывает роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Нравится смотреть документальное кино. Увлекается плаванием. На все времени не хватает, но старается успевать. Ведь учитель – это человек, который никогда не останавливается в своем стремлении к познанию. А значит, он служит примером своим ученикам.

Нина КОПТЮГ, Республика Ингушетия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте