search
main
0

Работа на вырост

Путь профессионального развития у каждого свой, главное - увидеть его

Без сомнения, качество обучения школьников зависит от эффективности работы учителя. А это в свою очередь невозможно без профессионально-личностного роста педагога. Обеспечение и создание условий для прогрессивного движения учителя является одной из важных управленческих задач. На VIII межрегиональной научно-практической конференции «Профессиональная компетентность современного руководителя в системе образования: лучшие практики управления профессионально-личностным развитием педагогов в контексте реализации регионального проекта «Учитель будущего», прошедшей на онлайн-площадке Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, разговор шел как раз об этом.

Спикеры конференции отметили, что сегодня профессиональные компетенции педагога стремительно обновляются. Нынешний учитель не похож на своих предшественников, поскольку его отличительными особенностями становятся интенсивное общение, использование цифрового инструментария, быстрое обучение разным практикам и т. д. Но главное – сегодняшний учитель должен подготовить ученика к жизни в неопределенном будущем. Во всяком случае, как показало исследование, проведенное ВШЭ, так считают более 70% опытных учителей. Любопытно, что порядка 50% молодых педагогов на этот вопрос отвечают иначе: педагогической молодежи кажется, что важнее добиться от учеников устойчивых предметных знаний.

Впрочем, никаких разногласий у тех и у других не вызывает одно: профессиональная динамика нужна как опытному, так и молодому учителю. К примеру, в муринском центре образования №4 Всеволожского района Ленинградской области пришли к выводу, что эффективным управленческим решением может стать включение педагогов в работу муниципальной инновационной площадки «Формирование сквозных компетенций обучающихся средствами мультисредового урока». По словам заместителя директора центра Ксении Елистратовой, мультисредовый урок позволяет педагогу и ученику погружаться в несколько средовых пространств (культурное, экономическое, историческое, географическое и т. д.). Подобный урок дает возможность не только узнать и закрепить предметные и межпредметные знания, но моделировать и творить как в реальном, так и в виртуальном мире. Скажем, на уроке литературы дети могут создавать тексты от лица разных литературных персонажей, рисовать этих персонажей с помощью компьютерных программ, придумывать квесты и многое другое.

Серьезным инструментом мотивации для профессионального роста учителя может стать участие в конкурсном движении, убежден директор Информационно-методического центра образования Ростова-на-Дону, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016 Андрей Барашев. Это нужно взять на заметку любому руководителю образовательной организации. Конкурс позволяет профессионалу развивать те компетенции, которые внутри школьного пространства и внутри урока развивать трудно. Он стимулирует к выстраиванию карьеры и, что очень важно, предлагает взглянуть на профессию педагога со стороны. Правда, включение в конкурсное движение не должно быть принудиловкой. Своевременно заметить внутреннюю мотивацию конкретного педагога и предложить ему пути для профессионального развития – это показатель эффективного владения управленческими технологиями.

Управленческие решения должны приниматься с учетом многих факторов. Один из них – наличие в школе молодых специалистов. Как пояснили специалисты кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО, сейчас актуальным становится принцип «вращающихся дверей», когда молодежь не задерживается на работе в школе. Некоторые объясняют это недостаточно качественным сопровождением молодых специалистов, однако, скорее всего, причиной этому служит совокупность обстоятельств: низкая общественная оценка профессии, большая разница между вузовской подготовкой и современными реалиями и, конечно, отсутствие внятной системы сопровождения выпускника педагогического вуза. Поэтому, как считают эксперты, руководителям образовательных организаций нужно учитывать, что есть не только традиционные модели сопровождения (индивидуальное наставничество, целевые курсы, конкурсное движение), но и инновационные модели, например молодежные педагогические сообщества. Разумеется, также должен быть ответственный подход к получению педагогического образования. В таком случае молодому учителю помогают и опытные школьные коллеги, и вузовские преподаватели. К  слову, модель, подобная этой, реализуется на базе санкт-петербургского педагогического колледжа №8.

В многообразии моделей поддержки педагогов есть определенные преимущества, а процессом качественного роста учителя можно и нужно управлять. И это зона ответственности руководителя образовательной организации. Лучшее образование могут дать только лучшие учителя, а чтобы они стали лучшими, директору школы важно уметь мыслить перспективами как серьезному стратегу.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте