Мария ВОРОБЬЕВА живет и работает в городе Бор Нижегородской области. Собственную специальность определить до конца эксперт не берется, скромно называя себя коррекционным специалистом. На деле многие папы и мамы считают Марию почти волшебницей. Она не только помогает семьям с особыми детьми, но и учит большему – как воспитать самостоятельного и активного ребенка. Также Мария развивает личные проекты и работает в центре социально-речевой адаптации «ПланетА».
– Специальность коррекционного педагога определяет мою принадлежность к дефектологии и оставляет некоторую свободу, поскольку работать приходится на стыке, максимально интегрируя разные дефектологические специальности. Но если вспомнить, чем я занимаюсь, то это более чем оправданно. Формирование речевой деятельности требует знаний из разных областей, так как сама речь – это высшая психическая функция, которая включает в себя все остальные, – поясняет эксперт.
Сначала Мария окончила филологический факультет ННГУ, устроилась работать учителем русского языка и литературы в школу. Спустя несколько лет получила второе высшее образование, профильное – логопедическое. Затем начала работать с детьми с нарушениями коммуникации и речи.
– Это потребовало обучения в области поведенческого анализа, клинической психологии, неврологии, психиатрии. На данный момент у меня около 10 дипломов о высшем образовании и профессиональной переподготовке по каждому направлению. И все востребовано, и все применяется!
– Правда ли, что у современных детей проблемы с речью стали встречаться чаще? Существует ли обоснование? Что замечаете вы как практик?
– Проблемы с речью действительно стали наблюдаться чаще, хотя если быть объективным, то чисто речевое нарушение сейчас встретить сложно. Речь страдает вторично. Но именно в силу этой вторичности нарушения более сложные, запутанные, неоднозначные и трудно поддающиеся коррекции. Версий, почему так происходит, несколько. Например, выросшее качество медицины, благодаря которому спасают даже 500‑граммовых детей. Недоношенный ребенок по умолчанию будет иметь проблемы с речью, хотя степень выраженности может разниться.
Отмечается также ухудшение экологии и питания за последние несколько десятилетий. И это тоже нельзя сбрасывать со счетов: компенсаторные возможности стали ниже. Можно говорить о выраженных проблемах с иммунитетом, об окружающей среде, о глобальной технологизации этой среды, которая не позволяет ребенку накопить необходимый для развития опыт.
В любом случае за последние четыре года возросло количество обращений с детьми в возрасте от года. К сожалению, чаще всего эти обращения не перестраховка тревожных родителей, а уже начавшиеся проблемы с речевым развитием.
– Дети с какими нозологиями чаще испытывают проблемы с речью? Знаю, что отсутствию речи нередко сопутствует расстройство аутистического спектра (РАС). Если ребенок не заговорил до трех лет, то есть ли еще шансы?
– Я бы сказала, что дети с любой нозологией могут иметь проблемы с речью. В современном мире существует большая путаница и неразбериха с медицинскими диагнозами. Но по классике речь нарушается при умственной отсталости, задержке психического развития, РАС. Как бы страшно ни звучали все перечисленные диагнозы, знаю на опыте, что заговорить после трех лет возможно!
– Наверное, немного странный вопрос, но почему речь для ребенка важна?
– Необходимо понимать, что речь – не только и не столько произнесение слов, это более глубокие процессы, без освоения которых невозможно развитие ребенка. Освоить, а точнее присвоить, слово – перенять опыт предшествующих поколений, который в концентрированном виде представлен в слове. По сути, это единственный способ разворачивания генетической программы «быть человеком» и инструмент познания.
Речь может выглядеть по-разному: слова, жесты, картинки (альтернативная коммуникация). Для нас более важным критерием освоения речевой деятельности выступает ее понимание, именно оно является когнитивным критерием сформированности речи.
– Как вы относитесь к способам альтернативной коммуникации?
– В целом к альтернативной коммуникации отношусь положительно, это действенный инструмент в коррекционной работе. Но нужно понимать, где и как применять альтернативную коммуникацию. А для этого важно уметь диагностировать ребенка и выявлять механизм нарушения. Случаи, когда альтернативная коммуникация толкает звучащую речь вперед, действительно есть, и обусловлено это знаковой природой данного способа общения – того же самого, что лежит в основе привычной нам речи.
– Какой совет вы дадите родителям, дети которых еще не заговорили? Возможно, ваша рекомендация поможет мамам не ждать слишком долго и не упустить время…
– Мой совет: сходите на диагностику к педагогу, который работает с неговорящими детьми. Это может быть логопед, дефектолог, нейропсихолог. Название сейчас не гарантия. Но существует уникальный список параметров, которые должны быть оценены на диагностике неговорящего ребенка. Если по каждому пункту вы получили информацию, то это ваш специалист.
– Что или кто вас вдохновляет работать в коррекционной педагогике?
– В своей работе я никуда не смогу продвинуться без союза с родителями. Сонастройка иногда происходит долго, иногда так и не происходит. Но когда я слышу, что «мы все лето учились одеваться и раздеваться самостоятельно», «мы учились ездить на общественном транспорте», «мы учились пользоваться ножом», то понимаю – вот оно! Это точка, из которой дальше будет сделан шаг вперед. Реальность такова, что на первоначальном этапе все хотят развить речевую деятельность, но никто не хочет самостоятельного и истинно активного ребенка. А без самостоятельности и активности… Ну какая речь?
Памятка от Марии Воробьевой для родителей детей, которые пока не говорят:
- Не ждать, когда само рассосется.
- Посетить не только врача, но и педагога, работающего с неговорящими детьми.
- Не пытаться решить все проблемы в один присест. Коррекционная работа идет не один месяц.
- Помнить, что речь – не только про произнесение слов. Это самая малая часть, которая может быть лишь отражением более глубоких проблем.
- Не забывать, что родительская задача – сделать так, чтобы ребенок стал самостоятельным. Речь еще не все, есть, например, бытовые навыки. Без них речевое развитие тоже не идет.
Мария ГОЛУБЕВА
Комментарии