Современный педагогический вуз немыслим без инноваций, без научно-исследовательской работы, в которую вовлечены не только преподаватели, но и студенты. Что же вкладывают в понятие «инновация» ректоры вузов и директора школ? Какие инновации внедряют у себя в образовательных учреждениях? Об этом наш сегодняшний разговор.
Гульнара ГАБДРАХМАНОВА, директор Карадуванской школы Балтасинского района Республики Татарстан: Акцент на новое
В нашей школе уже с пятого класса вводится профильное обучение. Мы стараемся дать нашим ребятам навыки, которые им пригодятся в дальнейшем. Второй вид инновационной системы обучения – это углубленное изучение иностранных языков в татарской школе. В этом году наша школа стала победителем в конкурсе по использованию инновационных технологий. Я думаю, в дальнейшем мы сможем продолжить эту работу, внедряя интересные разработки наших учителей, которые сами создают новые программы.
Наши преподаватели учат ребят подходить к своей работе творчески.
Ректор Татарского государственного гуманитарного педагогического университета
Замиль НИГМАТОВ: Студент должен быть готов к творчеству
Инновации – это прежде всего внедрение новых технологий в учебный процесс, использование новых компьютерных технологий.
В нашем вузе используются самые современные технологии в педагогике. Это прежде всего дистанционное обучение, сдача зачетов с использованием интернета. Каждый студент должен понять суть своей дальнейшей профессии. Сегодняшняя молодежь в стенах нашего вуза хорошо овладевает интернетом и компьютерными технологиями, что позволяет ей в дальнейшем адаптироваться в современной жизни.
Наши преподаватели используют не только лекционный вид обучения, но и дают некоторые темы на самостоятельное изучение. Эта технология развивает мышление и помогает студентам плодотворно использовать свои знания и умения на рабочем месте. Сегодня это один из главных видов педагогической инновации нашего вуза. Наши преподаватели учат студентов прежде всего думать, готовят их к творческой работе. Ведь сегодняшний учитель должен хорошо разбираться не только в современных технологиях, но и уметь воспитывать в своих учениках жажду познания нового.
Сергей ГРИППА, ректор Карельского государственного педагогического университета:
Откажитесь от рецептурного решения проблем
Существует достаточно распространенное толкование инновации как «встречи идеи и предпринимателя». Эта встреча всегда уникальна и неповторима. Инновация в образовании – это процесс, направленный на внедрение новых идей в практику обучения, на повышение его качества, на значительную оптимизацию всех его компонентов. Всякая инновация предполагает у участников инновационной деятельности нестандартное, творческое мышление, сильную мотивацию, наконец, высокую ответственность за полученный результат. Это касается и образования. Инновация меняет мышление педагогов и учеников, заставляет их искать более эффективные способы достижения целей, совершенствует стиль их взаимоотношений.
Инновация может внедряться как извне, так и зарождаться внутри образовательной системы, но она обязательно связана с переходом этой системы на более высокий качественный уровень развития. Выбор нововведения должен, с одной стороны, соответствовать традициям образовательной системы, а с другой – гарантировать ее продвижение. Реализуемая в конкретном образовательном учреждении инновация не только делает его уникальным, обеспечивает ему конкурентоспособность, но и создает условия для самоорганизации, самообразования, самовыражения и самоутверждения каждого представителя этого учреждения, будь то ученик, студент, учитель, преподаватель или профессор высшей школы.
Думается, не стоит сегодня ограничивать инновацию образования только внедрением в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий. Понятие это значительно шире: инновационным возможно считать использование ролевого взаимодействия, элементов научно-исследовательской деятельности в школьном образовании, метода проектов или бизнес-практики в высшей школе… В любом случае инновация – это всегда отказ от «рецептурного» решения проблем, она, без сомнения, позволяет ее участникам успешно адаптироваться в образовательном, информационном и социальном пространстве.
Людмила ОСИПЕНКО, директор гимназии Костомукши Республики Карелия (гимназия – победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшие школы России-2007»): Включаем метод проектов!
Инновации – это поиск тех новых форм, методов и технологий, которые дают результат. Сегодня особенно важно научить детей не только воспринимать информацию, но научить учиться. Эта задача стояла всегда, однако на практике преобладали репродуктивные методы. Сегодня в нашей гимназии на первый план выходят уже известный метод проектов и информационные технологии.
Проекты хороши тем, что дают возможность учителю подвигнуть ребенка на поиск самостоятельного решения, приобрести опыт познания. В нашей школе метод проектов широко используется на уроках, есть и коллективные проекты. Например, школьное телевидение. Дети со 2-го по 11-й класс – те, кто желает, – учатся на журналистов, операторов, режиссеров. В школе проложена сеть – аналог кабельного телевидения. Подключены цифровые плазменные панели в рекреациях школы. Аудио-, видеомонтажный комплект – основное рабочее место проектной группы учащихся. Они самостоятельно готовят передачи о школе и городе.
Вот уже 10 лет информатизация учебно-воспитательного процесса у нас на одном из первых мест. Информационные технологии в корне меняют учебный и воспитательный процесс. Уже не компьютер осваивается как новое знание и новая ценность, а традиционные знания и ценности осваиваются в новой компьютерной среде. В сетевой версии разработана и внедрена собственная автоматизированная система сбора данных об учебных достижениях учащихся.
Наша гимназия – базовая апробационная площадка федерального проекта «Информатизация системы образования». 20 учителей испытали цифровые образовательные ресурсы, произвели отбор 113 объектов для будущей общенациональной цифровой коллекции. В этом учебном году начался третий этап по апробации инновационных учебно-методических комплексов и информационных источников сложной структуры. Каждую неделю учителя сообщают в республиканский центр организации апробации свои замечания. Вообще нельзя слепо брать все новое, нужно уметь отбирать только то, что принесет детям пользу.
Татьяна РОДИОНОВА, директор школы №8, Воронеж:
– Инновация – это апробация того, что представляется на данный момент времени целесообразным, объективным, полезным. Одновременно это то, что требует осторожного внедрения, апробации и вдумчивого, внимательного наблюдения.
Инновации могут быть разного уровня. Например, на федеральном, региональном уровне у нас сейчас внедряется новая система оплаты труда. На муниципальном уровне мы весной этого года открыли на базе нашей школы экспериментальную площадку по теме «Сочетание очной и дистанционной форм обучения».
Это очень сложная тема, и главное препятствие – нехватка ресурсов, прежде всего кадровых. Нужны люди, которые занимались бы этой деятельностью целенаправленно. А в связи с внедрением новой системы оплаты труда мы вынуждены идти на сокращение.
На школьном уровне тоже есть свои апробации. Мы по-прежнему продолжаем эксперимент совместно со Всероссийским институтом развития личности ребенка – осваиваем интегрированные формы обучения. Получило развитие и безотметочное обучение: у нас есть учителя и классы, которые всерьез заинтересовались этой проблемой. Хотя это и локальные эксперименты, но они, на мой взгляд, тоже имеют право называться инновациями.
Есть ли трудности при внедрении инновационных процессов? Увы, без них не обойтись. Особенно это касается новой системы оплаты труда. Школы не получили дополнительных средств, просто произошло перераспределение финансов внутри учебного заведения. И, естественно, там, где была очень большая наполняемость в классах или школы имели поправочные коэффициенты, учитывающие статус гимназии или лицея, там получилось, что ученик «стоит» дороже.
Вячеслав ПОДКОЛЗИН, ректор Воронежского государственного педагогического университета:
– Слово «инновация» в переводе с латинского означает «возобновление, изменение, обновление». Инновации сопровождают общество с самого начала его возникновения. Надо сказать, что педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов, а в нашей стране – в последнее двадцатилетие.
Некоторые ученые говорят о том, что полностью новых оригинальных идей мало, а самое большое количество новшеств представляют собой адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, которые приобретают особую активность в определенной среде и в определенный период времени. Таких инноваций большинство.
Например, мы сейчас активно внедряем в учебный процесс информационные и коммуникационные технологии. Идея не совсем оригинальная и новая, но в последние годы она получает наибольшую активность.
Сегодня мы переходим на балльно-рейтинговую систему работы по технологическим картам учебных дисциплин, внедряем кредитные системы. Занимаемся проектированием рабочих программ учебных дисциплин на основе компетентностного подхода. Готовим студентов к использованию цифровых образовательных ресурсов в последующей их педагогической деятельности в процессе преподавания той или иной школьной дисциплины.
Комментарии