Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность
Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать.
Сесиль Лупан
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспоримой. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились.
В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Чтение для многих ребят – это всего лишь учебный предмет, причем далеко не всегда любимый.
Как результат этого – низкий уровень грамотности современных школьников, бедный словарный запас, неумение точно сформулировать мысль, построить грамотную диалоговую ситуацию, привести аргументы; тестовые задания, направленные на осмысленное изучение текстов, низкорезультативные. Согласно исследованиям психологов, которые были проведены среди школьников младшего и среднего звена, выявлен низкий уровень мышления, владения общеучебными умениями. Такая ситуация во многом итог того, что получение информации происходит через поверхностное изучение литературы, использование интернет-источников, отсутствует осмысленное восприятие информации. При этом ребенок не становится творческой личностью, понимающей смысл, который стоит за буквами, словами, фразами. Современные дети, увы, не знают, что книга несет в себе гораздо больше, чем просто информацию.
На вопрос «Сколько книг было прочитано летом?» часто педагоги слышат в ответ: «Ни одной, я ведь отдыхал». По результатам анкетирования, проводимого в рамках индивидуальной диагностики учащихся 1‑3-х классов, выявлено, что в 20% семей количество книг, входящих в круг детского чтения, от 1 до 10, в 40% – 11‑25 книг. Очень мало семей, где мамы читают детям книги, а уж семей, в которых практикуется семейное чтение, вообще единицы.
Как же должны действовать в сложившейся ситуации мы, педагоги?
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает овладение учащимися ключевыми компетентностями в учебном процессе, формирование умения использовать приобретенные в школе знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Конечно же, современный курс преподавания литературного чтения, построенный в соответствии с ФГОС, определяет приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя. Но, на наш взгляд, формирование читательской компетентности может и должно происходить и во внеурочной деятельности.
В 2015‑2016 учебном году при планировании внеурочной деятельности в школе №137 был организован Клуб читателей. Посещают этот клуб в основном первоклассники. Как оказалось, многим детям не знакомы даже герои русских народных сказок – Емеля, Василиса Премудрая, Змей Горыныч… С чтения сказок и началась работа клуба.
Методы, применяемые педагогом на занятиях клуба, – рассматривание книг, слушание чтения учителя, чтение вслух детьми, рассказывание, инсценирование, беседа, иллюстрирование прочитанных произведений, выполнение проектных заданий. Для развития речи используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемых в произведении. При этом педагог одной из важных задач считает формирование у школьников эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Переживая вместе с героями книг какие-то ситуации, дети учатся понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, выражать свои эмоции, оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Клубом читателей сделаны только первые шаги в путешествии по волшебной стране Читалии. Впереди много планов: и экскурсии в литературные музеи и выставочные залы, и литературные конкурсы, и театральные постановки, и пробы пера.
Но, конечно, чтение все же должно быть более индивидуальным, личностным процессом. И в формировании настоящей любви к чтению, к книге очень важна роль семьи. Ведь первая встреча с книгой происходит в семье, где закладываются ценностные ориентиры ребенка. Маловероятно, что в нечитающей семье вырастет читающий ребенок. Маловероятно, что ребенок полюбит чтение, если его будут заставлять читать, если чтение будет носить характер обязаловки. А что если не давить, а заражать примером? Если родители сами увлеченно читают и для ребенка иногда становится проблемой отвлечь их от книги, это впечатляет.
Так какой выход?
Читать вместе с ребенком.
Проводя с родителями беседы о необходимости домашнего чтения, мы столкнулись с тем, что современные родители и не знают, как правильно это делать. Поэтому творческий коллектив учителей начальной школы сделал попытку совместно возродить традицию семейного чтения, организовав проект «Читающая мама», действующий под девизом «Читаем сами – читаем с мамой». Почему с мамой? Наверное, потому что с точки зрения психологии первый человек, к которому пойдет за советом ребенок, именно мама. Ведь прежде всего нехватка внимания мамы несет тяжелые последствия для развития личности ребенка.
И.И.Тихомирова в статье «Право не читать: что из этого следует» писала: «В силу особого свойства мозга малышей, называемого в психологии импринтингом – впечатыванием в мозг ранних, окрашенных положительными эмоциями впечатлений, идущих не только от печатных строк, но и от родного голоса матери, остающихся в памяти до конца жизни, влияние чтения на маленького ребенка сильнее, чем на подростка или взрослого».
Конечно же, никто не делает ограничений и для пап. И мы были очень рады, когда к нам на субботние занятия Клуба читателей пришли не только мамы с детьми, но и папы, и бабушки. Педагоги в неформальной, доброжелательной обстановке читали детские рассказы, при этом демонстрируя родителям приемы постепенного формирования у ребенка интереса к книге, организовывали совместное обсуждение прочитанного, использовали игровые и соревновательные моменты.
По отзывам родителей, многие из них даже и не предполагали, что так можно читать книги вместе с детьми. Родителям наша идея таких занятий клуба пришлась по душе. Поступили просьбы сделать эти встречи регулярными. Более того, родители выразили желание в стенах школы организовать литературную гостиную для родителей, в которой они могли бы собираться, чтобы почитать любимые стихи, обсудить новинки литературы, попеть песни под гитару. Подводя итог таким занятиям, в конце года мы провели викторину между семьями по прочитанным произведениям, вручили самым активным любителям семейного чтения благодарственные письма, а в подарок от родителей неожиданно получили комплект книг для школьной библиотеки.
Мы очень надеемся, что такая систематическая, целенаправленная работа с учащимися, семьями по воспитанию любви к книге станет основой не только для формирования читательской компетентности учащихся, но и для становления личности ребенка, и для выращивания настоящего любителя и ценителя слова.
Ирина СЮЗЕВА, заместитель директора по УВР средней школы №137, Елена ЗАХАРОВА, руководитель студии «Клуб читателей», Красноярск
Комментарии