search
main
0

Работа идет хорошо, когда есть общий интерес к ней. Мы продолжаем публиковать ответы Ольги Ларионовой на вопросы педагогов, родителей и учащихся

Восточный округ. – По сравнению с предыдущими проектами в программе «Столичное образование-5» много внимания уделено воспитанию. Какие меры, на ваш взгляд, наиболее эффективны для решения этой задачи?

– Действительно, в программе есть значительный раздел, посвященный воспитанию, он больше соответствующих разделов, которые были в предыдущих программах, но и в «СО-5» он затрагивает только некоторые аспекты воспитания. Мы понимаем, что воспитание ребенка осуществляется не только в школе, но и в семье, и в социуме. Это и среда, в которой ребенок и учится, и проводит свое свободное время, и просто гуляет, и занимается любимым делом. Поэтому в заседании коллегии, посвященной проблемам воспитания, приняли участие первый заместитель мэра в Правительстве Москвы Людмила Швецова и практически все представители всех московских департаментов социальной сферы, состоялся очень интересный, заинтересованный разговор. Разговор непростой, потому что сам процесс воспитания в современных условиях очень непрост. Мы наметили конкретные меры, договорились о том, чтобы все материалы были использованы при проведении августовских конференций, «круглых столов», при обсуждении в педагогическом сообществе, при разработке концепции воспитания. В новом учебном году мы разработаем программу воспитания и, видимо, вынесем ее на рассмотрение Правительства Москвы. Какими мероприятиями можно решить проблемы воспитательной работы? Самое главное, о чем шла речь на коллегии МДО, – то, что мы должны отойти от принципа проведения мероприятий к очень личностному, индивидуальному подходу к воспитанию. Ведь важно не только найти траекторию для повышения обучаемости ребенка при решении вопросов образования, но и в его воспитании сделать то же самое, хотя, безусловно, мероприятия в системе воспитания, конечно, все равно присутствуют. Прежде всего мы считаем, что, решая проблему наших трудных подростков, к сожалению, наши педагоги дополнительного образования, работающие на подростка, занимая его свободное время, формами своей деятельности затрагивают в лучшем случае учащихся 5-6-7-х классов, но не старшеклассников. В программе «Столичное образование-5» мы постарались увеличить процент кружков, различных видов деятельности (например, создать клуб общения, который будет интересен для подростков) прежде всего для старшеклассников. Если будут развиваться различные формы проведения досуга для подростков и старшеклассников, то мы сможем решить проблемы, в том числе и негативных явлений, которые сегодня еще пока есть в ученической среде. Мы считаем, что нужно изменить акценты в проведении воспитательной работы в школах, делая ее совместной с семьей, с родителями. В минувшем учебном году мы провели на территории Московского городского дворца детского и юношеского творчества громадный праздник, где показывали результаты своей деятельности различные творческие коллективы по итогам фестиваля творчества. Нам было радостно, что у нас все больше и больше появляется семей, которые выставляют свои работы, например, на выставке прикладного творчества были такие семейные работы, выполненные в рамках объединений, кружков, секций в наших учреждениях дополнительного образования. Несомненно, в концепции воспитания нам необходимо предусмотреть проведение праздников, организацию различных видов деятельности, в которые мы сможем вовлекать детей вместе с родителями. Думаю, это одно из направлений воспитания.

Юго-Восточный округ

– Предусматривается ли в рамках программы «Столичное образование-5» повышать качество образования за счет компетентностного подхода? Существуют ли планы совершенствования действующей системы оценивания школьной успешности?

– Этот вопрос, пожалуй, один из ключевых вопросов совершенствования и модернизации системы образования, решить который планируется и в целом в Российской Федерации и в Москве. В последние годы Москва много внимания уделяла компетентности, то есть не просто приобретению знаний и часто неизвестно зачем, а во все большей степени участию детей в проектной деятельности. Это процесс довольно емкий, предполагающий продолжение учебной деятельности. Допустим, на Северо-Западе уже много лет работает Школа генеральных конструкторов, в рамках которой ребята делают вполне серьезные проекты, которые частично реализуются в округе в реальной производственной деятельности. На Юго-Западе уже много лет проходит «Ярмарка идей», где школьники с первого класса по одиннадцатый представляют свои разные проекты: и сказочные, и вполне реальные. Для того чтобы дать возможность большему числу детей Москве реализовывать свои идеи, Департамент образования планирует возродить раз в два года недели науки и техники, которые в свое время проходили на ВВЦ, чтобы дать возможность московским школьникам представить и там свои проекты. Все это как бы продолжение учебного процесса, но прежде всего мы планируем пересмотреть подходы и непосредственно в школьном курсе. С одной стороны, когда мы говорим о профильности в старшей школе, то делаем это не ради того, чтобы дать набор определенных специальностей, предметов, по которым ребята могли бы специализироваться при выборе профиля, а для того, чтобы дать им возможность выбрать персональную, индивидуальную траекторию развития и, самое главное, получить основы фундаментальных, коммуникационных знаний, которые они смогут использовать в своей дальнейшей деятельности. Сегодня перед школой ставится задача подготовки наших выпускников на совершенно другом уровне: тут и другие знания по экономике, и более компетентное участие в развитии нашей страны. Какие изменения предполагаются? Во-первых, изменения будут внесены в новые стандарты, их апробация начнется в новом учебном году. В некоторых регионах этот процесс охватит все школы, в некоторых – частично, но все же новый учебный год станет годом внедрения новых стандартов, где подходы будут основаны на компетентностных принципах.

Северный округ

– В программе «Столичное образование-5» большое внимание уделяется инклюзивному образованию. Мы знаем, что пока еще есть педагоги, не готовые работать с такими детьми. Как будут осуществляться повышение квалификации, профессиональная переподготовка педагогических кадров в ходе реализации этой программы?

– Это очень тонкий, но очень важный вопрос. Москва уже приступила к реализации этой тематики, но пока мы еще в начале пути. В прошедшем учебном году Правительство Москвы приняло программу по обучению детей-инвалидов, основная составляющая этой программы – создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями физического развития. В этой программе мы наметили очень большой комплекс мер по дальнейшему совершенствованию и развитию наших специализированных сетей, имея в виду всевозможные коррекционные учреждения, потому что без них мы не обойдемся, потому что они помогают ребенку на ранних стадиях выявления того или иного заболевания практически улучшить состояние здоровья, вылечиться. При этом очень многое делают детские сады, помогая семье довести ребенка по подготовке до такого уровня, чтобы он потом мог пойти учиться в обычную школу. Но тем не менее коррекционные школы у нас останутся. Мы планируем выйти на современный уровень оборудования прежде всего образовательных учреждений для глухих и слепых детей, потому что у нас сегодня, к сожалению, в таких школах стоит оборудование практически прошлого века. За три года, видимо, мы сумеем поправить положение дел. Безусловно, мы знаем, что необходимо развивать инклюзивное образование, многие семьи хотят, чтобы их дети посещали общеобразовательные школы, но мы прекрасно понимаем, что для этого нужно сделать несколько шагов. Во-первых, необходимо подготовить педагогов. С нового учебного года у нас расширяется в Московском институте открытого образовании, в городских педагогических вузах количество курсов для педагогов, которые будут работать в таких школах. Во-вторых, необходимо изменение некоторых нормативных документов, связанных с финансированием, так как, если приходит учиться ребенок, имеющий ограничения по передвижению, требующий дополнительного внимания, то в подобных школах у учителя должен появиться еще и помощник, который ему в классе во время урока окажет нужную помощь. В таких школах должны быть и иные нормативы подушевого финансирования, так как тут появятся дополнительные ставки для учителей. В-третьих, в таких школах должен появиться и оздоровительный блок для того, чтобы проводить соответствующие мероприятия. Конечно, школа не будет лечить, это не медицинское, а образовательное учреждение. Но мы прекрасно понимаем, что от общего уровня здоровья ребенка и конкретных его заболеваний зависит и уровень его развития. Поэтому в этом направлении намечены вполне конкретные меры. Они в программе «Столичное образование-5» не прописаны конкретно, но сделана ссылка на то, что у нас есть программа по детям-инвалидам. Юрий Михайлович Лужков на одном из заседаний Правительства Москвы объявил, что 2009 год будет в Москве Годом равных возможностей. Сейчас готовятся дополнительные меры не только по детям, имеющим ограничения, в Москве продолжится работа по созданию таких условий, чтобы инвалиды могли жить в столице вполне достойно, не чувствовали себя ущемленными, могли пользоваться нашими образовательными услугами, ходить в театры, в кино, могли посещать музеи, заниматься в наших учреждениях дополнительного образования. В течение ближайших трех лет мы приспособим все наши крупные учреждения дополнительного образования для детей с ДЦП, для тех, кто имеет какие-то ограничения в передвижении. Это важно не только для семей, в которых есть такие дети, это важно и для наших обычных детей, для нашего общества в целом.

Западный округ

– Будет ли рассматриваться вопрос о введении альтернативной формы государственной аттестации выпускников школы?

– С 1 января 2009 года ЕГЭ станет обязательным для всех на территории России. Пока во всех документах Минобрнауки РФ начиная с 2006 года мы не видим других форм проведения итоговой аттестации. Наоборот, внедрение такой итоговой аттестации ведет к стопроцентному участию выпускников в сдаче ЕГЭ. Я считаю, что ЕГЭ не должен быть единственной формой государственной аттестации, оценки успешности выпускника, потому что это только одна из форм, одна из возможностей проверить свои знания в условиях тестирования. Мне, как учителю, более близка ситуация, когда мы будем смотреть так называемое портфолио ребенка, то есть то, как он учился в течение всего времени, чего он достиг. Я считаю, что двоек при окончании школы не должно быть. В прошлом году у нас только три ребенка закончили 11-й класс со справкой, а в этом году четыре с лишним процента написали ЕГЭ по русскому языку на двойку. Думаю, несколько другое изначально было заложено в этих самых контрольно-измерительных материалах. Кимы, конечно, будут совершенствоваться, думаю, что после первого года проведения стопроцентной сдачи ЕГЭ мы оценим их качество, будем иметь мнение педагогов и детей. Кто-то из учителей говорит, что задания ЕГЭ элементарны. Мы понимаем, что не все так элементарно, как того хотелось бы. Как альтернативная форма аттестации уже сегодня есть участие детей в олимпиадах, в различных творческих интеллектуальных конкурсах. Но участие в конкурсах и олимпиадах, конечно, привлечет незначительное количество ребят, так как речь идет о победителях российских и международных мероприятий.

Зеленоград

– В программе «Столичное образование-5» запланировано создание городских ресурсных центров правового образования. Чем будут заниматься эти центры?

– В программе действительно есть раздел, посвященный правовому просвещению и правовому образованию как школьников, так и родителей. Непосредственно создания городских ресурсных центров там не предполагается. В разделе описано, какими формами планируется усилить правовое просвещение участников педагогического процесса. Мы считаем, что это дело очень важное и нужное, ведь как дети, так и родители должны знать свои права. Раздел ориентирован именно на это. Успех этой работы зависит от работы в каждом образовательном учреждении.

Юго-Западный округ

– В одном из разделов программы «Столичное образование-5» есть разделы, связанные с ученическими советами во всех образовательных учреждениях, с их участием в управлении образовательными учреждениями, с созданием детских и молодежных общественных объединений. Означает ли это, что для оценки работы ОУ общественная ученическая составляющая – ученические советы будут вводиться в обязательном порядке? Считаете ли вы, что существующих детских общественных организаций сегодня недостаточно?

– Во-первых, ставить задачу, чтобы все 100 процентов образовательных учреждений имели органы ученического самоуправления, мы не будем. Эту цель можно достичь разными способами. Безусловно, никто не предполагает, что это будет сделано по какому-то приказу, поручению и так далее. Но сегодня мы видим, чем занимаются и как живут школы и органы ученического самоуправления. Они ведь тоже разные. Есть школы, в которых директора уже слышат, что везде такие советы создаются, и считают, что в их школах тоже нужно создать эти советы. Но бывает и так: советы создали, а сама школа живет не очень интересной жизнью, и непонятно, чем ученический совет должен в ней заниматься. Есть школы с органами ученического самоуправления, в которых разбираются, что это: детская общественная организация, объединение или форма ученического самоуправления, потому что тут есть и республики, и парламенты, и народные вече, и многие другие разнообразные формы, которые сегодня используются в ОУ. Там, где созданы подобные органы ученического самоуправления прежде всего по инициативе ребят или взрослых, где они умно поддержаны, жизнь школы становится совершенно иной: проводятся различные смотры, соревнования, фестивали, конкурсы, идет проектная деятельность, можно приехать туда в шесть вечера и увидеть, что там детей практически столько же, сколько утром, когда они только пришли в школу. Там, где нет органов ученического самоуправления, как правило, жизнь совершенно другая, в шесть часов вечера в такой школе все закрыто, в соседних дворах сидят подростки и попивают пивко. А чем им заняться еще, если в школу их не пускают, ничего не предлагают как альтернативу? Это все взаимосвязано. Поэтому мы ставим перед собой задачу, чтобы в школах были органы ученического самоуправления, чтобы каждая школа изменилась сама по себе, чтобы в вопросах воспитания все наши школы стали открытыми во второй половине дня не только для своих учащихся, но и для ребят, живущих в микрорайоне. У нас есть родители, которые с удовольствием хотели бы вечером поиграть в волейбол или в баскетбол в школьном физкультурном зале, школы должны быть открытыми и для них. Тут роль ученического самоуправления четко просматривается, взрослые старшеклассники могут взять на себя ответственность за такие вещи. Мы должны сегодня понимать, что у каждого учащегося есть не только права. Мы очень много говорим о правах детей, но гораздо меньше говорим об их ответственности и об их обязанностях. Когда я училась, в нашей школе была комсомольская организация, и директор доверял нам самим проводить вечера каждую субботу, за это отвечал каждый раз конкретный старший класс. Ответственный класс вместе с директором брал на себя ответственность за порядок, за то, чтобы в школе все было спокойно, чтобы мы завершили вечер нормально. Директор на таких условиях разрешал нам проводить эти вечера в школе. Думаю, что, исходя из всего этого, нам нужны ответственные органы ученического самоуправления. Что касается увеличения числа детских общественных объединений, то я, честно говоря, не могу сразу ответить на этот вопрос. Могу только на этот счет порассуждать. Как показала жизнь, после того как не стало комсомольской и пионерской организаций, наступил вакуум, и очень многие школы, педагоги в том числе, выплеснули вместе с этим «ребеночка» – потеряли вместе с этими организациями и воспитание в школе. Так произошло не везде, есть школы, которые не прекращали свою воспитательную деятельность, они тут же придумали новые интересные формы работы и развивают эти направления, углубляют их содержание. Поскольку и у каждого ребенка, и у многих детей есть потребность, тяга к объединению, поскольку они хотят вместе что-то делать, нужны общественные объединения. Почему сегодня появились некоторые общественные объединения и стали очень негативными? Потому что вместо учителей нашлись другие взрослые, с другими устремлениями, целями и задачами, которые вложили в детские головы свою идеологию. Мы прекрасно понимаем, что внести в головы подрастающему поколению можно все что угодно, если никто никак этому не противостоит. Ведь личность в подростковом возрасте только-только формируется, взрослый человек может сопротивляться влиянию, подросток – нет. Поэтому потребность в детских общественных объединениях есть, но их создание не самоцель, не цель создавать их больше или меньше. Много идет разговоров о том, нужно ли вообще создавать одну городскую организацию или не нужно, но это должны решать вместе сами детские общественные организации. К счастью, в последние годы в Москве появилось много хороших и интересных детских общественных объединений, большинство из них располагаются в образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, потому что в столице не так много площадей, где могут собираться подростки. Более того, большинство руководителей детских общественных организаций – педагоги либо люди с педагогическим образованием. Поэтому в том, что детское общественное движение будет развиваться, сомнений нет. В прошлом учебном году на территории Московского городского дворца детского и юношеского творчества 3500 детей, входящих в разные общественные объединения, собирались на свой фестиваль и показали себя, на других посмотрели, договорились о том, как дальше будут жить. То есть в Москве детское движение есть, оно состоялось, теперь только нужно посмотреть, в каком направлении оно будет развиваться.

Южный округ

– Мы очень внимательно прочитали программу «Столичное образование-5» и интересуемся: будут ли учреждения дополнительного образования переходить на нормативное финансирование? Если да, то в какие сроки? Будет ли разработан региональный документ по этому поводу?

– Да, будут разработаны нормативы, и мы постараемся ввести с 1 января 2010 года нормативное финансирование в учреждениях дополнительного образования. Мы поставили такую задачу перед собой, и на этот счет будет принят соответствующий документ Правительства Москвы.

Северо-Западный округ

– Видите ли вы перспективы открытия Школы генеральных конструкторов как отдельного образовательного учреждения Северо-Западного округа?

– Такое предложение поступило от префекта Северо-Западного округа, окружного управления образования СЗАО. Мы, учитывая, что это проект довольно дорогостоящий, включили его в первый вариант программы «Столичное образование-5». Думаю, что если не в программе «СО-5», то в программе «СО-6» такая школа обязательно появится.

Центральный округ

– В программе «Столичное образование-5» заложена идея формирования человеческого потенциала. Какой из управленческих ресурсов – важнейший для реализации этой программы?

– Вопрос довольно сложный. Сказать сразу, какое управленческое решение необходимо для формирования человека, человеческого потенциала, человеческого ресурса, пожалуй, невозможно. Вся программа «Столичное образование-5» по сути на это и направлена, потому что мы сегодня должны воспитать человека с высоким уровнем знаний. С другой стороны, мы должны попытаться научить ребенка в школе понимать, что любые знания должны иметь применение, как это сделать. Мы должны воспитать человека коммуникабельного, умеющего общаться в обществе. Управленческое решение, думаю, тут не может быть каким-то новым. Честно говоря, не скажу, что нам не хватает каких-то новых управленческих решений. Нам, может быть, часто не хватает системы в решении каких-то вопросов, начинаем решать какую-то проблему, не видя ее места в единой системе, не используя системный подход. Ведь чем хороша система? Мы иногда говорим высокие слова, пытаясь создать систему, но ведь система – не набор каких-то мероприятий, акций, она такой проект, который начинает жить по своим законам. Часто тот, кто ее создал и распространяет, продолжает в этой системе жить. Системы бывают разные, поэтому, я думаю, то, о чем мы говорим, должно быть в единой системе, заостренной на личность того человека (в нашем случае – ученика), которого мы должны подготовить к будущей жизни.

Юго-Северо-

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте