Основной правовой документ, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками образовательных учреждений и работодателями, устанавливающий согласованные меры по социальной защите работников, – районное Соглашение. Формируя этот документ, мы учитывали действующее законодательство. Ведь Соглашение было утверждено спустя полтора месяца после принятия нового Трудового кодекса РФ. Как ни трудно было, но мы оперативно привели нормативные акты в соответствие с новым трудовым законодательством.
Экспертная комиссия дала Соглашению хорошую оценку. Однако разработать и принять документ – лишь первый шаг, дальше начинается работа по его реализации.
Главное – совместное с отделом образования планирование всех мероприятий, идет ли речь о годовом плане отдела или райкома. Все наши начинания поддерживаются. И не было ни одного случая срыва намеченного или отказа в проведении районных мероприятий, организуемых профсоюзом. Действует правило: включили в план, согласовали – совместными усилиями реализуем задуманное. К примеру, в начале учебного года приказом заведующего отделом образования закрепляется методический день для руководителей образовательных учреждений. Первая среда месяца – для заведующих детскими садами, последняя пятница – директоров, второй четверг – председателей профсоюзных комитетов. Кроме того, каждый четверг – методический день для председателей профкомов по выполнению общественных поручений, а также выездов членов райкома профсоюза в первички. Такой график помогает в организационном плане. Все знают свое время. Мероприятия не совпадают.
Мы добились совместного обсуждения кандидатур на должность руководителя образовательного учреждения. Приятно отметить, что зачастую назначаются люди, имеющие значительный опыт председателя профкома. Два руководителя учреждения образования и три их заместителя были профлидерами: В. И. Аношкин стал директором СШ №2, С. А. Голованник – станции юных техников, Л. Н. Комиссарова, Л. В. Волосникова, А.Ш. Тастембекова назначены заместителями директора средней школы № 5, Комсомольской основной школы, Кромской средней школы.
В социальном партнерстве не менее важным является информационное обеспечение как руководящих работников, так и членов профсоюза, обмен опытом. Получив информацию от обкома о тех или иных новостях профсоюзной жизни, райком доводит ее до сведения отдела образования. Заботимся об обеспечении правовой литературой председателей профкомов, руководителей. В ответ отдел образования любезно предоставляет в распоряжение райкома профсоюза ксерокс для распространения экспресс-информации. Необходимые документы по вопросам заработной платы, тарификации и другим готовят для нас работники роно. Наше взаимодействие способствует оперативности, гласности, совершенствует ежедневную работу аппарата отдела и райкома.
Благодаря этому не возникает проблем с предоставлением райкому помещения и необходимого оборудования, телефона. В этом году установили даже компьютер и подключили к общей системе отдела образования. Предоставляется также транспорт для выезда в коллективы, что очень важно.
Меня, как председателя райкома профсоюза приглашают на все плановые и другие проверки образовательных учреждений. Я участвую в комиссиях по награждению, подведению итогов деятельности, аттестационной. Это позволяет мне узнавать жизнь «изнутри», видеть руководителей, профсоюзный актив в деле.
На первый взгляд может показаться, что все идет гладко. Однако и у нас есть проблемы. Но мы их успешно разрешаем. На заседании двусторонней комиссии стороны излагают свои точки зрения, спорят, отклоняют предложения и обмениваются мнениями. А в итоге мы находим компромисс и приходим к единому решению.
В то же время иногда свои коррективы вносит жизнь. На комиссии договорились установить доплаты председателям профкомов, как того требует ст. 377 ТК РФ. Кроме того, руководители образовательных учреждений предоставляют председателям профкомов возможность в каникулярное время выезжать в райком и отдел образования для консультаций и выполнения поручений коллектива.
Иногда решение дается нелегко. Помню, в одной из профорганизаций сложилась напряженность. Работники требовали стопроцентной оплаты труда во время карантина. Дважды это предложение отклонялось заведующим отделом образования. Он дал мотивированное объяснение и в строгом соответствии с законодательством решил проблему. И в то же время мы, получив согласие отдела образования, внесли дополнение в районное Соглашение: рекомендовать руководителям образовательных учреждений использовать средства по зарплате, сэкономленные в период простоя, на поощрение работников учреждений. В коллективных договорах теперь предусмотрена надбавка молодым специалистам из числа выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования: 15 и 10 % соответственно к ставкам заработной платы.
Убеждена, что отношения руководителей отдела образования и райкома профсоюза должны быть примером партнерства и взаимопонимания для руководителей школ и председателей профкомов. В нашем районе такие отношения сложились во многом благодаря заведующему отделом образования Николаю Петровичу Торбику и его заместителю Лидии Алексеевне Коркишко.
Л. ГЕРАСЬКИНА, председатель Исилькульского райкома Омской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии