В новом учебном году в Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена начали работу два научно-технических совета: по естественно-техническим и социогуманитарным наукам. Председателю научно-технического совета по естественно-техническим наукам, доценту кафедры физической географии и природопользования, кандидату географических наук Юрию Анатольевичу КУБЛИЦКОМУ всего 32 года. Он занимается изучением изменений природных условий прошлого. Коллектив ученых под его руководством собирает свидетельства об изменении окружающей среды прошлых эпох, накапливает их и строит различные палеогеографические реконструкции. На основе полученных данных исследователи пытаются понять, как будут изменяться условия на планете в будущем. Юрий Анатольевич рассказал о своих исследованиях, работе ученого и дал советы студентам.
– Юрий Анатольевич, расскажите, чем вы занимаетесь?
– В настоящее время происходит достаточно резкое изменение климата в высоких широтах, что приводит к сокращению площадей ледников в полярных регионах и к деградации многолетней мерзлоты. В связи с этим возникают вопросы: в чем причина этих изменений? Наблюдалось ли раньше подобное? Если уже происходили такие изменения, то к чему они привели?
Наша задача – понять и оценить степень изменений природных условий прошлого. Для этого мы исследуем донные отложения озер, так как в осадках сохраняются и консервируются фрагменты растительности и микроорганизмов, так называемый органогенный1 материал осадков, который дает возможность установить возраст того или иного горизонта. Процесс осадконакопления начинается с момента образования озера и непрерывно продолжается в течение его существования. Это позволяет заархивировать природные условия различных эпох. Практически все озера Северо-Запада образовались после таяния Валдайского ледника и имеют возраст около 10000‑15000 лет, поэтому у нас есть возможность реконструировать изменения окружающей среды в позднем плейстоцене и голоцене (самые поздние геологические периоды, последний из которых продолжается по сей день). Мы детально изучаем разрез донных отложений, реконструируем изменения уровня воды, солености, кислотности водоема, а также изменения растительного покрова, температур на водосборе за время существования озера. Комплексная реконструкция географических условий прошлого позволит подвести нас к пониманию процессов и явлений, которые происходят сегодня.
– Одной из составляющих вашей работы являются экспедиционные поездки. Расскажите о них.
– В аспирантские годы и уже за время работы в университете я участвовал в большом количестве экспедиций, организованных факультетом географии. Они проходили по всей России: в Калининградской, Ленинградской, Архангельской, Псковской, Смоленской, Новгородской областях, в республиках Карелия и Якутия (Саха). В некоторых из них я был в качестве исполнителя, некоторые организовывал сам. Мне нравится заниматься организацией и проведением полевых работ, ведь любая экспедиция – это приключение! В прошлом году мы отбирали колонки донных отложений на Мураканском озере (Онежский полуостров Белого моря). Во время работы поднялся сильный ветер, появились волны, которым мы не смогли противостоять. Нас уносило в противоположную сторону от лагеря. Когда наконец платформу прибило к берегу, нам ничего не оставалось, кроме как высадиться, вытащить платформу на отмель и возвращаться в лагерь пешком. Возвращаясь, мы шли примерно 10 километров. Шли по лесам и болотам вокруг озера, где повсюду были следы медведей. Впечатляюще! К нашему возвращению погода наладилась. После ужина мы на лодке отправились «выручать» платформу с оборудованием. Второй раз вернулись уже за полночь. Этот день хорошо мне запомнился. Безусловно, подготовка, организация и проведение экспедиционных работ – дело ответственное, но для нашей команды это скорее приятный рабочий период – полевой сезон.
– А когда вы решили стать ученым?
– В 2016 году за два месяца до защиты своей диссертации я участвовал в конференции «Палеолимнология Северной Евразии» в Якутске. После конференции были запланированы экспедиционные работы совместно с коллегами из Германии и Якутии. Во время описания и отбора донных отложений я почувствовал, что наука действительно объединяет: несмотря на то что я впервые на тот момент работал с зарубежными коллегами, несмотря на абсолютно разные школы, все наши описания совпадали, вся работа шла четко и гладко, как будто мы работаем друг с другом не первый год. Думаю, желание остаться и углубиться в этой научной области возникло у меня во время этой экспедиции, после осознания того, что я что-то понимаю в данной сфере, что люди из разных стран мира занимаются такой же проблематикой – пытаются постичь загадки и законы природы. Сейчас я об этом решении ничуть не жалею. Если бы можно было отправить себе письмо в прошлое, я бы написал: «Держись! Оно того стоит!»
– Юрий Анатольевич, вы являетесь обладателем гранта президента. Расскажите о работе, которая проводится в его рамках.
– Тема президентского гранта – «Динамика природных условий в юго-восточном и восточном секторах Балтийского региона в позднем плейстоцене и голоцене». В рамках этого проекта мы хотим более детально изучить особенности литориновых трансгрессий, то есть повышения уровня моря в атлантический период, который начался примерно 8,5 тысячи лет назад. К причинам трансгрессии2 обычно относят гляциоизостатическое3 поднятие и потепление климата. Мы поставили задачу найти взаимосвязь между повышением уровня Балтийского моря и повышением температуры окружающей среды в этот период. Тема проекта интересна и ученым из Европы. Сейчас мы плотно работаем с коллегами из Эстонии, которые являются ведущими специалистами по изменению уровня Балтийского моря. Наша аспирантка Ангелина Евгеньевна Шаталова в рамках проекта проходила стажировку в Германии, а в сентябре представляла промежуточные результаты на ежегодном полевом симпозиуме INQUA Peribaltic Working Group. Для меня этот проект играет большую роль, потому что он является частью сферы моих интересов – сопоставление современного потепления и его последствий с потеплением атлантического периода. Когда появятся результаты, я думаю, они будут интересны не только мне как автору проекта, но и другим исследователям, в том числе зарубежным.
– Существует стереотип, что наука – это очень серьезная и скучная деятельность, а ученые – просто сухари. Это так?
– Наука – работа для романтиков! Если человек не романтик по своей натуре, то он не приживется в таких условиях, ведь холод, дожди, ненормированный рабочий день (работа начинается с утра, а заканчивается иногда за полночь), отказ от благ цивилизации являются практически неотъемлемой частью любой экспедиции, и это трудно переносить, если вы не романтик и энтузиаст.
В экспедиции во время полевых работ появляется возможность лучше узнать людей, с которыми работаешь. Когда группа людей находится в экстремальной ситуации, возникает чувство братства. После экспедиций сложно иметь формальные отношения с коллегами, люди становятся близкими друзьями. Очень приятно, когда много лет спустя мы встречаемся, обсуждаем, кто и где был, где и что видел, над чем сейчас ведет работу, с улыбкой вспоминаем прошедшие времена, прошедшие «поля», приключения, песни и разговоры у ночного костра, а расстаемся в надежде снова когда-нибудь встретиться и вместе поработать. Поэтому, на мой взгляд, наука, пользующаяся экспедиционными методами, – это сфера деятельности для романтиков.
– А чувство азарта в науке присутствует?
– Безусловно, азарт проявляется на всех этапах исследования – от подготовки научного проекта до публикации результатов. На начальном этапе необходимо рассмотреть историю проблемы, а после выискивать пробелы – что осталось не охваченным другими исследователями, и когда вы обнаруживаете интересную проблему, мало освещенную, то возникает приятное чувство, возможно, схожее с азартом. Во время проведения экспедиционных работ всегда интересно, насколько то, что вы ожидали увидеть в разрезе, будет соответствовать тому, что вы там обнаружите. Когда мы извлекаем колонки донных отложений и смотрим на полученный материал, это всегда интригующий момент. Но самое интересное, когда у вас в руках появляются надежные инструменты в виде результатов лабораторных анализов для решения поставленной научной проблемы, оперируя этими инструментами, сравнивая свои результаты с материалами других авторов, вы получаете новые данные, решаете научную проблему. Или не решаете, так как далеко не всегда все результаты сходятся гладко. Но в этом и есть очередной вызов для науки.
– Дайте совет молодым исследователям, как добиться успеха в науке.
– Постарайтесь максимально полно узнать себя и понять, какая сфера науки вас привлекает. Далее углубляйтесь в сферу (изучая научную литературу), которая вам интересна, и пытайтесь максимально точно определить более узкую ее часть, которой вы хотели бы заниматься. Потом начинайте искать научного руководителя, который занимается интересующей вас проблематикой. Пытайтесь с самых ранних курсов с ним кооперироваться, советоваться и, может, даже формировать свою будущую выпускную квалификационную работу. Чем раньше вы это сделаете, тем больше у вас будет возможностей. Читайте авторитетные статьи, ходите на конференции, открытые лекции и встречи научных сообществ, общайтесь с такими же заинтересованными, как вы, людьми. Я уверен, тогда у вас все получится!
___________________________________
1 Органогены – главные химические элементы, входящие в состав органических веществ: углерод, водород, кислород, азот.
2 Повышение уровня моря относительно земли.
Комментарии