Национальный проект «Образование» возродил к жизни классных руководителей как класс. В омской школе №146, с 1 сентября 2006 года носящей гордое звание «гимназия», классные руководители не существовали – работали. Все и всегда, в большинстве своем – на энтузиазме.
Татьяна Матвеева, директор гимназии, никогда не отделяла обучение от воспитания. «Самый классный классный» для учителей 146-й давно стал конкурсом престижным, хотя не предполагает ни льгот, ни премий. Впрочем, он дает главное – почувствовать признательность ребят и ощутить признание родителей. А это дороже. Гимназия превратилась в культурный центр микрорайона.
Неудивительно, что 1 сентября 2006 года в жизни 146-й гимназии произошло еще одно знаменательное и вполне закономерное событие – на ее базе начало действовать городское методическое объединение классных руководителей. Теперь свои знания 146-я несет в массы. Объединение отнюдь не «теоретическое» – классные руководители не только обмениваются опытом устно и письменно, но и при любом затруднении звонят в ГМО. Здесь разрабатывают должностные инструкции, коих для классных руководителей в масштабах страны не существует. Методисты, они же классные руководители гимназии №146, составляют рекомендации – как общие, так и индивидуальные, для каждого конкретного случая. Социальный педагог Нина Быкова и психолог Ольга Филимонова проводят семинары-тренинги с разбором «полетов» каждого. Возродили наставничество – за молодых классных отвечают опытные педагоги. Руководит методическим объединением Надежда Ильц – женщина, совершенно не похожая на руководителя.
Ясноглазая и смешливая, мягкая и уютная на вид, она и говорит какими-то округлыми фразами, совсем не по-сибирски «гхэкая». Говора своего, который привезла из Полтавского района Омской области, где много переселенцев из Украины, немного стесняется – все же преподаватель русского языка и литературы. Слушать ее удивительно приятно: уже через пятнадцать минут беседы понимаешь, что притворяться она не умеет. При этом и Надежда Ивановна слушает меня, затаив дыхание, будто я рассказываю что-то захватывающее. «Привычка классного, – объясняет Надежда Ивановна, – слышать и слушать каждого».
– Классная привычка, – подхватываю я.
– Может, я скажу крамольную вещь, но классный руководитель, по-моему, больше, чем мама, – рассуждает Ильц. – Он и мамка, и нянька, и педагог, и психолог, и бог знает кто еще. Какой бы ни был замечательный класс, но если нет хорошего классного – он потерян. Для меня вообще никогда не было вопросом: что важнее – обучение или воспитание. Воспитание, конечно. Особенно в наше время, когда родители устраняются от этого процесса. Не всегда по своей вине – время такое. В нашем районе живут достаточно обеспеченные люди, детей своих, в общем-то, любящие. Но им некогда заниматься сыновьями и дочками, они зарабатывают на эту обеспеченную жизнь. И у бедных, и у богатых ребятишек одна главная проблема – им не хватает любви и внимания взрослых. Классный руководитель должен это дать – один за всех. Нельзя отталкивать детей от себя, даже нечаянно.
Надежде Ивановне это удается, хотя ребята к ней прямо-таки липнут – летят, как на свет. Правда, было однажды, что она сорвалась – накричала на девочку из своего класса. Да к тому же несправедливо. Ребята никогда и никому об этом не рассказывали – наверное, потому что Надежда Ивановна на следующий день пришла, повинилась и попросила прощения. Уметь признавать свои ошибки дано не каждому, но она стыдится своей несправедливости до сих пор. Быть единой во множестве лиц бывает очень трудно. Правда, у Надежды Ивановны хорошая «закалка» – десять лет после института работала в далекой деревушке Полтавского района. С первого же дня в школе организовала «классный театр». Такие концерты для сельчан закатывали, что они и сейчас вспоминают. Уже 1 сентября, приняв свой первый, тогда еще четвертый класс, она поняла, что опоздала – свой класс надо «выносить», как ребенка. Поэтому с будущими «своими» стала знакомиться заранее. Еще не выпустив «стареньких», целый год ходила на уроки, родительские собрания «новеньких». Знакомилась с родителями четвероклашек, проводила анкетирование, рассказывала о себе и своих формах работы.
– Пятиклассникам не всегда бывает комфортно в новом коллективе, ребенок чувствует себя немного растерянным. Задача классного руководителя в первую очередь – помочь ему адаптироваться, – объясняет Надежда Ивановна. – Чтобы этого добиться, я стараюсь включать детей во взаимодействие с другими людьми, в общее дело. Надо выработать у них ценностные отношения – доброжелательность, взаимопомощь, сотрудничество. Включаю их в специально организованные обстоятельства и отношения, чтобы сами учились их менять. «Классная работа» – это ведь работа внеклассная, в основном творческая, позволяющая раскрыть способности ребят.
Работу с классом Надежда Ивановна начинает с диагностики, собирая общие сведения о коллективе, выясняя отношение каждого к выполнению общественных обязанностей, социальный состав семей, учебные показатели, хобби и увлечения. Затем составляет план воспитательной работы. Чтобы дело шло успешнее, весь класс с ее подачи делится на бригады. Причем должность бригадира выборная, и не так-то просто ее занять – человек должен быть авторитетным. Перед бригадой классный руководитель ставит конкретные задачи, и каждый член команды отвечает за свой «участок». Во главе класса стоит …президент, согласующий свои решения с кабинетом министров. Надежда Ивановна встречается с классом ежедневно. После уроков ее класс собирается в кабинете русского языка и литературы для рабочей пятиминутки. Впрочем, пятиминутка, как правило, растягивается – пока учительница заглянет в дневники, пока похвалит всех и каждого хоть за что-нибудь, пока послушает, проходит добрых 45 минут.
Один раз в неделю она проводит тематические классные часы. Точнее будет назвать их беседами, потому что они не похожи на скучные лекции с нотациями. Скорее это такой тренинг. Здесь каждый может высказаться, поспорить, обсудить ситуацию, даже разыграть ее. За четверть века классного руководства Ильц выработала определенную тематику «часов общения»: «Приветливость открывает замки людских сердец», «Здоровый образ жизни», «Убеждения, права и обязанности», «Что человек должен ценить», «Я человек!», «Конфликты в нашей жизни». Но ни один из ее классных часов, по отзывам коллег, не похож на другой. Каждый раз она старательно, как школьница, «изобретает велосипед», вводя новые истории, новые ситуации.
Внеклассным мероприятиям Надежда Ивановна уделяет особое внимание. Для их подготовки выбирается инициативная группа. Причем через нее проходят непременно все ребята. Инициативная группа разрабатывает формы и методы проведения праздника, сочиняет сценарий, отбирает участников, готовит реквизит. Понятно, что все это ребята делают вместе с классной, но ее голос отнюдь не решающий – формально, по крайней мере, потому что к ее мнению, конечно же, прислушиваются. К знаменательным датам класс выпускает газету-молнию. Традиции начинают складываться еще в пятом классе: день именинника, прощание со старым учебным годом. Перед каникулами ребята награждают друг друга грамотами: «Самый-самый», «Мы говорим им спасибо». Любимый вечер – творческий, на котором дети читают стихи и рассказы собственного сочинения. Родители помогают, с каждым годом все больше втягиваясь в жизнь класса. Точнее, Надежда Ивановна втягивает их в эту жизнь – тактично и ненавязчиво, для чего придумала специальный день календаря: «праздник общения с родителями».
– Союз семьи и школы необходим, – считает Надежда Ивановна. – Родители смотрят на нас глазами своих детей, и мы должны добиваться, чтобы нам верили и те, и другие. С набором стандартных советов к сегодняшним родителям не выйдешь, они и слушать не станут. Вот почему я пытаюсь втянуть их в воспитание своих детей – прежде всего ответственного отношения к выполнению любого дела, интереса к занятиям, советую постоянно интересоваться, чем живет, чем занят ребенок. Именно такой подход к воспитательной работе помогает ребенку найти место в жизни, стать Человеком.
Комментарии