«Точность – вежливость токарей» – так говорили в советское время о станочниках, поднявшихся до самых вершин мастерства в своей профессии. Другим их коллегам, а тем более выпускникам ПТУ, до такого совершенства было так же далеко, как, скажем, от Земли до Луны. А для сегодняшних воспитанников, уже не профтехучилищ, а политехнических колледжей, это расстояние сократилось в несколько раз. Именно таких ребят готовит сызранский Губернский колледж, которому недавно исполнилось 90 лет.
Его студенты занимают трудовые места на областных и всероссийских олимпиадах, где демонстрируют высокий профессиональный уровень, который порой поражает многоопытных членов жюри. Ребята учатся не на старых станках, а на современных, с цифровым управлением. Вытачивают детали по заданной программе, которую тут же проверяют эксперты, смотрят, нет ли заусениц и очень малых погрешностей, которые простым глазом не заметишь. На Всероссийской олимпиаде трактористов студент этого колледжа Александр Ежов, представлявший Самарскую область, занял первое место. Он безукоризненно выполнял самые трудные задания. Особо отличился в номинации «Фигурное вождение трактора», которое включает и такие виртуозные элементы, как «змейка», когда нужно очень аккуратно проехать между вешками, потом развернуть трактор на 180 градусов. Для таких, как Александр, вождение трактора – увлекательное занятие. Это говорит о том, что уровень подготовки рабочих кадров в несколько раз выше, чем когда-то в ПТУ, так что сменилось не только название, но и самое содержание. Сегодня это одно из ведущих политехнических учебных заведений Самарской области. Главная его цель – готовить рабочих и специалистов среднего звена для высокотехнологичного производства в области нефтепереработки. Основными направлениями стали химическая технология и нефтепереработка, автоматизация и управление, машиностроение и металлообработка, строительство, транспорт, сельское хозяйство, а также образование и педагогика, социальная работа и другие специальности. Теперь училище уверенно развивается и процветает, а было время, когда приходилось выживать. Это, конечно, 90-е годы прошлого века. Тогда многие предприятия закрывались или свертывали производство, кое-где оставались работать отдельные цеха. Профтехучилища стали не нужны. Есть в Сызрани градообразующее производство – Сызранский нефтеперерабатывающий завод. Он оказался в 90-е годы среди немногих, где руководители не только занимались сиюминутными проблемами, но и думали о будущем. И он выстоял во время кризиса, который, как буря, сметал большие и малые предприятия. Сохранил свои позиции и Губернский колледж, которым руководит Павел Салугин. Завод и училище восстановили утраченные было связи, существовавшие между ними в советские годы. Было установлено партнерство и с другими предприятиями города. Сегодня Губернский колледж нацелен на подготовку кадров для реального городского сектора. Производство – более затратная и сложная система, чем сфера обслуживания. Нефтеперерабатывающий завод, крайне заинтересованный в новых квалифицированных кадрах, помог колледжу оснастить лаборатории и мастерские самым современным оборудованием, а не списанным, как это случалось в былые годы. Каждый год он выделяет по 800 тысяч рублей. В 90-е годы многие опытные мастера и преподаватели ушли из-за низкой зарплаты. Теперь и эта проблема решена. Завод присылает в училище классных специалистов. Глава городского округа Виктор Хлыстов сказал на одной конференции: «Губернский колледж вносит достойный вклад в подготовку высококвалифицированных кадров для развития экономики Самарской области. Он превратился в мощное современное учебное заведение, занимающее ведущие позиции в системе начального и среднего профессионального образования: уникальные лабораторные комплексы, научная деятельность, творческая атмосфера – все это привлекает сюда молодежь. Учиться здесь престижно и интересно». Учеников колледжа называют студентами, и вполне заслуженно. Ребята не просто осваивают рабочие профессии, они к тому же занимаются исследованием, то есть научной работой. Руководит ею заместитель директора по науке Татьяна Васильевна Бессараб. Ребята пишут рефераты, курсовые работы, разрабатывают проекты. Раньше подобное и не снилось будущему токарю или трактористу. Кстати, вспомним, как выглядели раньше ученики профтехучилищ, одетые в синие, полинявшие от времени одежды. В чистых белых халатах могли быть разве что будущие кулинары. А здесь, в Губернском колледже, студенты – будущие технологи сменили синие робы на белые халаты. Но важна не только чистота одежды. «Настоящий специалист должен быть высоконравственным человеком, – говорит Павел Владимирович, – а не только мастером своего дела». И потому здесь воспитанию студентов придается особое значение. В основе всех поступков и действий лежит совесть – таков неписаный закон колледжа. Чтобы это не было пустыми словами, здесь разработали модель выпускника – социальный заказ общества и государства профессиональному образованию. В нем говорится, что нравственный специалист должен уметь хорошо трудиться, уважать людей труда, брать на себя ответственность. Перечислены основные компетенции, которыми должен владеть студент: готовность делать сознательный выбор, уметь определить проблему на основе анализа ситуации, быть способным устанавливать социальные связи для достижения цели независимо от симпатий и антипатий, способность получать информацию от других людей, влиять на принятие решений на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей; технологическая компетентность – способность к усвоению и грамотному использованию новых технологий. Павел Владимирович, у которого, кстати, стараются перенять опыт другие профтехучилища, сам интересуется новыми достижениями как в стране, так и за рубежом. Особенно ему по душе опыт немецкого профтехобразования. «Там, – рассказывает он, – молодежь стремится как можно раньше зарабатывать деньги. А у нас большинство желают продлить детство и часто только поэтому поступают в вузы, а то и в аспирантуру, не думая о том, где они будут работать по выбранной, нередко случайно, профессии. Нам необходимо менять психологию наших людей». Есть у Павла Владимировича проблемы, и довольно серьезные, которые мешают дальнейшему развитию колледжа. Одна из них возникла из-за введения подушевого финансирования школ. Как только оно появилось, сразу изменилась тактика педагогов по отношению к ребятам, которые плохо учились и вели себя. Их всячески стали уговаривать остаться и окончить 11-й класс. Пускают в ход любые аргументы, включая и такой, что в училище якобы одни хулиганы учатся. А родители им верят, потому что с прежних времен сохранился стереотип: ученики училищ – люди второго сорта. Называют их ремесленниками, пэтэушниками. Другой конкурент – вузы. Их в Сызрани семь. Это в городе с населением 180 тысяч. Есть совсем дешевые – только бы ребята поступали и учились. И среди этих абитуриентов немало потенциальных студентов колледжа. А те, у которых высокие баллы по ЕГЭ, уезжают учиться в большие города, прежде всего столичные, и, как правило, не возвращаются обратно. И все же Павлу Владимировичу удается не только полностью каждый год провести набор студентов на все специальности, но и на многие из них добиться конкурса, чтобы было из кого выбрать лучших. В этом ему помогает хорошо налаженная профориентация, которой колледж занимается совместно с предприятиями, прежде всего с заводом нефтепереработки. Это передовое предприятие. Его руководители хорошо понимают как сегодняшние, так и завтрашние проблемы и участвуют во всех этапах, связанных с подготовкой квалифицированных рабочих, начиная с профориентации. Проводят со школьниками беседы, встречи, приглашают их на экскурсии на завод и в колледж и там рассказывают о важности профессии станочника. А студенты колледжа проходят на предприятии практику. Инженеры консультируют выпускников во время подготовки дипломных работ, а потом их торжественно посвящают в нефтяники.Сейчас много говорят о переходе страны в новый технологический уклад, о внедрении высоких технологий. Принимаются государственные программы, над этим работает наука, в этом направлении развивается бизнес. Но без квалифицированных рабочих не будет развиваться не только действующая промышленность, но и будущая высокотехнологичная индустрия. Сызранский Губернский колледж работает на будущее.Самарская область
Комментарии