Школы гонятся за успеваемостью, за лаврами, за материальными благами, гордятся своими медалистами, а дети – они на втором плане. Их судьба, как и судьба своего города или села, мало кого из педагогов интересует. Именно этим можно объяснить тот факт, что многие школы сокращают уроки труда.
80 процентов вакансий сегодняшнего рынка труда – рабочие специальности. Повсеместно не хватает токарей, слесарей, фрезеровщиков, водителей, каменщиков, маляров, сварщиков. Практически любой рабочий не останется без работы. Только нет их. И даже на знаменитое московское объединение «Салют» слесарей «завозят» из Украины, Белоруссии и других стран ближнего зарубежья.
По новым учебным планам в старших классах отменяются уроки технологии (труда). Выходит, труд, который, как учит нас учебник биологии, вроде бы из обезьяны создал человека, сегодня ни к чему. Вот компьютерные технологии – другое дело.
Если мы откажемся от труда, то многие дети не узнают, в чем их призвание. Не всем же идти в вузы. А школа всегда давала предпрофильную подготовку, благодаря чему многие выпускники выбирали рабочие специальности. Сегодня главной бедой стало отсутствие в школе профориентации.
Технология (труд) – единственный предмет, где ученик на практике применяет знания, полученные на других уроках. Например, чтобы сделать простую табуретку, нужно знать геометрию, математику, черчение. Чтобы сделать детекторный приемник (радио Попова) – физику и химию.
«Идея сократить уроки технологии возникла в связи с тем, что в старших классах вводится профильное обучение и определено 13 основных профилей: физико-математический, физико-химический, филологический и т.д., а технология не вписалась. «Только информационная, – делится своим мнением мой знакомый учитель технологии школы №6 подмосковного города Дзержинского Виктор Александров. – Нам говорят: учите компьютерным программам. А лампочку заменить или устранить течь в кране – звать электрика и сантехника? А где их взять? Компьютер – это хорошо, но ведь он не заменит человеческих рук. Вы меня спросите: «Зачем делать это, если можно купить в магазине?» А для чего царские дочери учились шить, возделывать грядки, они же не собирались быть белошвейками или огородницами? Просто человек что-то должен создавать своими руками».
Многие школы уже отказались от уроков труда (технологии). Слишком много хлопот: нужны помещения, инструмент, материалы. Это если учить не формально, а по-настоящему. После отмены этого предмета заметно снизилась графическая грамотность учащихся, что уже создает проблемы для инженерно-технических вузов. А причина – отсутствие черчения в школе, хотя дети в этом не виноваты. Отменены олимпиады по труду (технологии), и в числе вступительных экзаменов в вузы ее тоже нет. Но ведь задача школы – подготовка к жизни, а не к вузу.
Дзержинский, Московская область
Комментарии