Рабочая программа по физике для 10-11 классов составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 10-11 классы» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 10-11 классы» под редакцией В. С. Данюшенкова, О. В. Коршуновой.
Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркну, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Изучение физики в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
– освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
– овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
– воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за состояние окружающей среды;
– использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
– использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
– формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
– овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
– приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
– владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
– владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
– организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом школы в объёме 68 часов за год (2 часа в неделю).
При реализации рабочей программы используется УМК Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Одна из технологий, позволяющих повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательный эффект, реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, – блочно-модульная технология. Блочно-модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.
Перед началом учебного года определятся объем и содержание учебного материала, его уровень сложности и составляется календарный план, то есть происходит структурирование учебного материала в виде блоков-модулей.
Занятия проводятся «парами», что способствует более эффективному использованию учебного времени.
Курс физики 10-го и 11-го классов разбит на 6 блоков. Блок имеет следующую структуру:
ИМ – РМ – МС – МК
ИМ – информационный модуль.
РМ – расширенный модуль.
МС – модуль систематизации.
МК – модуль контроля.
Основой информационного модуля каждого блока является лекция. Блочная система подачи материала позволяет изучать материал в целом, не дробя его. Ученик четко знает, что и как учить, имеет конспект, позволяющий ориентироваться в изучаемом материале. Вся эта информация будет к тому же закреплена на уроке решения задач.
В расширенном модуле проводятся лабораторные работы, так как они формируют у учащихся практические навыки работы с измерительными приборами, разнообразным оборудованием, исследовательские способности.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 10 лабораторных работ, 7 контрольных работ, 11 зачетов. Тексты лабораторных работ приводятся в учебнике физики для 10-11 класса.
Обобщение и систематизация знаний реализуется на занятиях модуля систематизации. Проводятся в этом модуле уроки закрепления изученного материала и уроки применения знаний и умений, на которых предлагается учащимся выполнить различные комплексные задания.
Обобщение и систематизацию знаний можно проводить на уроках обобщения и систематизации, проводимых в виде турниров, КВН, конференций, путешествий и т.д., активно используется метод проектов: обычно перед учащимися ставится определенная творческая задача, при этом класс делится на 4-5 групп и идет работа над проектом ее решения. Эти проекты имеют краткосрочный характер и рассчитаны, как правило, на несколько уроков. Выполняются они во внеурочное время, а защита проводится непосредственно на уроке. Оценивается проект учителем и учащимися из других творческих групп.
При работе в модуле контроля проводится систематический учет знаний и умений учащихся по следующим параметрам:
1) текущий контроль;
2) контроль выполнения домашних заданий;
3) тематический или итоговый контроль.
Текущий контроль проводится в виде каждодневной проверки теоретического и практического умения решать задания, он осуществляется при выполнении самостоятельных и лабораторных работ, работе с тестовыми заданиями, опросе конспектов. Для контроля выполнения домашнего задания учащиеся получают индивидуальные задания (карточки с указанием номеров заданий из учебника). Итоговый контроль знаний реализуется при выполнении тестов, тематических контрольных работ и зачетов. Зачет в основном состоит из двух частей: теоретической – проверяется знание теории и практической – контрольной работы в виде теста (15-18 заданий с выбором ответа) и 6-10 задач разной сложности (задачи на выбор учащихся для обязательного решения).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел;
отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
– оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
– рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная и дополнительная литература:
1. Учебники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин. Физика. 11 класс: базовый и профильный уровни / – М. : Просвещение, 2008.
2. Сборники задач: Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.
Методическое обеспечение
3. Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.
4. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005
5. Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике. – Дрофа, 2001-2002
6. Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – Мнемозина, 2000-2003
7. Маркина В. Г.. Физика 11 класс: поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. – Волгоград: Учитель, 2006
8. Сауров Ю.А. Физика в 11 классе: Модели уроков: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2005
9. Шаталов В.Ф., Шейман В.М., Хайт А.М.. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, 1989.
Дидактические материалы
1. Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991.
2. Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.
3. Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10,11 классы. Сборник заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004.
4. Кирик Л. А.: Физика. Самостоятельные и контрольные работы. Механика. Молекулярная физика. Электричество и магнетизм. Москва-Харьков, Илекса, 1999г.
5. Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика 10, 11 классы. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2006
6. ЕГЭ. Физика. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ /В. И. Николаев, А. М. Шипилин. – М.: «Экзамен», 2012.
Дополнительная литература
1. В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов, Г.Г. Никифоров. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. – М.: Интеллект-Центр, 2005;
2. И.И. Нупминский. ЕГЭ: физика: контрольно-измерительные материалы: 2005-2006. – М.: Просвещение, 2006
3. В.Ю. Баланов, И.А. Иоголевич, А.Г. Козлова. ЕГЭ. Физика: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом. – Челябинск: Взгляд, 2004
Айна Зубхаджиева, учитель физики средней школы №42 города Грозного Чеченской Республики, учитель года Чеченской Республики-2013
Перечень тем и количество часов на их изучение, содержание программы учебного предмета опубликованы в №31 «Учительской газеты» от 5 августа.
Комментарии