search
main
0

Quo vadis?

Учитель только открывает двери

Когда я был немного лишь моложе, хотя и так я вроде молодой, не понимал того, что понял много позже, что этот мир до ужаса большой.

Не объяснил никто мальчишке, что же делать, когда вдруг встанет взрослый выбор предо мной. Что в жизни нет лимитов, четких нет пределов, и нет того, что предначертано судьбой. Ты сам творец своей чудесной долгой жизни и сам в ответе за неверный в жизни шаг. Ты сделал выбор, ну а он направил мысли. Ты лучший друг, и ты же худший враг.

 

И вот, вступив на путь тернистый взрослой жизни, я дверь открыл, ту, что попалась на глаза. И я хотел отпрянуть вдруг назад, но, как гроза, мне путь отрезала случайных цепь событий. Пришлось войти и двигаться вперед, и снова двери, снова делать выбор, но, наигравшись в жизни разных игр, рванул вперед, как грациозный тигр, и четырьмя попал на скользкий лед. Тихонько встал, вокруг взглянул и ужаснулся, быть может, стоило подумать: «Quo vadis?» Сказать себе: «Постой, не торопись!» Но юной пылкости каприз не позволяет мне назад вернуться.

За дверью дверь я открывал еще не раз и каждый выбор делал будто бы впервые. Я был направлен миллиардом разных фраз, но все же дверь я открывал всегда в порыве. Мой путь привел меня туда, где я сейчас. Нельзя сказать, что он был верен иль неверен. Ведь я бы мог здесь оказаться сотни раз, открыв другие и в другом порядке двери. Теперь другим я двери открываю, тем, кто однажды смело в них шагнет. Не подводя детей фатально к краю, не показав им то, что их спугнет. Я подбираю дверь под человека, его способности и в жизни интерес. Но каждый сам творец своих успехов, и каждый сам несет свой тяжкий крест. Ведь мне когда-то тоже открывали, вели за руку, указав на цель. Но принужденья против чувства бунтовали и запирались, воздвигая цитадель. Я не хочу другим такого же исхода, чтобы мой выбор искажал их интерес. Душа ребенка – это ветер и свобода, простор бескрайний от земли и до небес. Чего мне лезть туда, где буду явно лишним, пусть сам решит, пускать меня иль нет. Созреет, как плоды высокой вишни, куда не сможет взлезть ничтожный человек.

Учитель, помни, открывая двери детям, ты открываешь им и часть себя! Пусть опыт твой, как солнце, ярко светит и направляет бережно, любя! Не жди от них ни слова в благодарность, ведь сделать шаг ребенок должен сам! И вся печаль, что он познает, и вся радость за ним влачиться будет тенью по стопам. Ты расскажи, как труден был твой путь, и сколько раз на нем ты оступился. Как ты не раз, выпячивая грудь, вперед к мечте уверенно стремился. И вдохновляй! Ведь это же твой хлеб! Пусть будут лучше, чем ты был когда-то! Не забывай, что миллион побед начнется с маленького-маленького шага. Твой путь тернист, и много в нем преград, но не сдавайся первой же ошибке. Их было много, посмотри назад, ты их прошел, так вспомни их с улыбкой! И лишь вперед! Не бойся ничего! Распутать сможешь жизни этой нити! Всегда найдется человек, тот, для кого ты тоже будешь ученик, а не учитель! И он тебе откроет двери точно так, как ты однажды их откроешь своим детям. Отступит страх, и осветится жизни мрак. Так происходит из столетия в столетье.

И в заключение хотелось бы сказать, что и для нас все двери не закрыты. Пока в душе мечты не позабыты, пока мы можем и хотели бы мечтать. Кто не мечтает, научить не сможет мечтать других о будущих мирах. И миллиард извилистых дорожек не сможет детям показать никак. И очень хочется мне верить, что однажды, взглянув на двери, что за жизнь я открывал, я вспомню каждого и вспомнит этот каждый, тот самый миг, который нас связал. Я жив, пока живет в людских умах мой образ, мое наследие – поступки и слова, не важен пол, иль статус, или возраст, я жив, пока в устах людей идет молва. И сердце бьется, коль читают мои строки, когда в умах несутся мысли, что писал, пока не выветрились все мои уроки, меня не ждет забвенья пасмурный финал. Не пожалею я ни разу в жизни этой, что сделал выбор тот или иной, что стал учителем простым, а не поэтом, что где-то был ужасным и нелепым, что осень ждал я знойным жарким летом, я лишь надеюсь обрести покой.

Спасибо вам, что прочитали эти мысли, что пронеслись сквозь этих строк водоворот. Надеюсь, смог я донести до вас их смысл, и не потерян в середине был их ход.

Владислав АНИСОВИЧ, учитель математики школы №223 имени Иона Солтыса, Минск, призер конкурса «Старт в педагогику»-2022

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте