Московский городской педагогический университет с 15 ноября вводит новый режим обучения для студентов-очников. В здание университета можно будет пройти только по QR-коду, который подтверждает факт вакцинации от COVID-19 или перенесенное заболевание, либо отрицательный результат ПЦР-теста. Исключение сделано для обучающихся с медицинским отводом и студентов младше 18 лет, для них в университете будет организовано бесплатное экспресс-тестирование перед началом занятий. Во всех остальных случаях обучение будет проводиться в дистанционном формате.
Подобные ограничения на фоне пандемии могут ввести и другие вузы столичного региона. Совет ректоров вузов Москвы и Московской области рекомендовал университетам организовать обучение в смешанном формате с возможностью очного присутствия на занятиях для студентов с иммунитетом против COVID-19 или отрицательным тестом.
Как относятся к подобным мерам наши эксперты и читатели?
Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:
– Я на самом деле приветствую это решение. Понятно, что все образовательные организации, а не только вузы сейчас оказались в весьма непростой ситуации. С одной стороны, забота о безопасности учащихся и преподавателей, среди которых есть привитые, непривитые, болевшие, неболевшие, имеющие отвод и так далее. С другой – озабоченность по поводу качества знаний, которое, по мнению многих, при обучении онлайн ниже, чем офлайн.
В этих условиях оптимальный вариант – гибридная форма обучения, когда люди, прошедшие вакцинацию и имеющие документ о наличии достаточного количества антител, могут посещать занятия очно (или не посещать, если им так удобно), а те, у кого нет допуска, учатся только дистанционно. Правда, проблема в том, что при гибридном обучении на преподавателя ложится колоссальная нагрузка, и тут ему без ассистентов-помощников не обойтись. Следовательно, это всегда дороже, чем если бы все ходили на занятия, как раньше, или, наоборот, сидели по домам и общались по Интернету. Поэтому неудивительно, что вузы чисто по экономическим причинам будут выбирать либо одно, либо другое, но никак не что-то промежуточное, ибо это влетит им в копеечку.
Однако тут не грех вспомнить о том, что гибридная форма обучения – это не что иное, как вариант индивидуализации обучения, о чем мы в последнее время так много говорим. То есть если одному студенту удобно учиться дистанционно, другому – посещать все занятия очно, а для третьего разработана отдельная программа, значит, им надо предоставить такую возможность. Иначе все опять сведется только к громким словам на фоне желания сэкономить и привести всех к единому знаменателю.
Екатерина БЕСЕДИНА, многодетная мама, помощник уполномоченного по правам ребенка в Карелии, студентка магистратуры Петрозаводского госуниверситета:
– Я не могу сказать, что поддерживаю ограничения, скорее отношусь к подобным мерам с пониманием. Правда, по отношению к тем и к другим это несправедливо. Получается, знаний больше при очном обучении, но сдать сессию проще в дистанционном формате.
Александра ГОЛОСОВА, студентка 4‑го курса педиатрического факультета РНИМУ имени Н.И.Пирогова, Москва:
– В целом я поддерживаю политику государства по вопросу введения ограничительных мер. Данная концепция предусматривает решение проблемы для всех, и никто не должен остаться обиженным. Переболевшие и привитые студенты, обезопасившие прежде всего себя, могут посещать институт наравне с другими общественными местами. Для студентов, не имеющих антител, предусмотрен дистанционный вариант обучения. Главный вопрос касается ребят с медицинским отводом. Вне зависимости от того, поддерживают ли они политику всеобщей вакцинации, наравне с противниками прививок антител они не имеют и, соответственно, должны быть также переведены на дистанционное обучение. И, конечно, нельзя не упомянуть про техническое обеспечение. Вузы, беря на себя ответственность не пускать студентов в здание института, обязаны гарантировать наилучшее качество альтернативного варианта образования. К сожалению, на данный момент это удается далеко не всем.
Елена Л., студентка Воронежского государственного университета:
– Недавно узнала, что жительница Шилово, одного из районов Воронежа, собирает подписи за отмену QR-кодов. В своем обращении в соцсетях она говорит о том, что эти коды разделили наше общество. Я тоже так думаю. В случае со студентами они делят нас: привитые будут учиться, как люди, а остальные – как лузеры, для которых все дистанционно, а это особенно плохо, когда надо сдавать лабораторные и вообще выполнять какую-нибудь практическую работу. Мне кажется, что такое разделение ничего хорошего не принесет ни студентам, ни самим вузам. Либо учиться, либо нет, либо все, либо никто. Вот таким должен быть принцип, а не так, чтобы одни учились, а другие – второй сорт.
Анастасия Т., студентка, Великий Новгород:
– Предложенные ограничительные меры не поддерживает никто из моих друзей-студентов. Прививаться или нет, должно быть личным делом каждого. У нас есть аргументы против прививки. Состав студенческой группы практически не меняется с первого курса, так что обмен возможными вирусами, передающимися по воздуху, внутри одной группы давно уже состоялся. Вполне достаточно мер профилактики: ношения масок вне учебной группы, в коридорах вуза, измерения температуры на входе в учебное заведение. Сидеть целый день в маске на лекциях и семинарах невозможно и не нужно. Если уж хотят применить ограничительные меры, может быть, следует устроить, как в школах, такую систему, когда не мы будем приходить к преподавателю в кабинет на семинар, а преподаватель к нам, то есть в конкретное помещение, занимаемое одной конкретной группой.
Я бы еще обратила внимание на разницу в наполняемости вузов. В Москве, например, вузы огромные. А у нас, в Новгороде, университет имеет несколько зданий в разных концах города. Все эти здания небольшие, а на одном потоке учатся, бывает, всего двадцать человек. Поэтому нет смысла в небольших вузах вводить строгие ограничительные меры. А вот для студентов-заочников я бы предложила «дистанционку». Многие заочники учатся в одном городе, а живут в другом, так что для этой формы обучения «дистанционка» вполне логична.
Н.К., студент, Красноярск:
– Я поддерживаю ввод таких ограничений. Разумеется, это доставит неудобства студентам, во многом снизит качество обучения. Однако текущий уровень заболеваемости и смертности от COVID-19 оправдывает эту меру. С другой стороны, подобные меры являются последствием неэффективной борьбы государства с пандемией. До сих пор власть не смогла завоевать доверия населения, а значит, и сознательного содействия людей. На данный момент менее 50% граждан прошли вакцинацию, а соблюдение масочного режима выливается в профанацию. Государство не имеет связи с народом, что не позволяет объединить общие усилия для борьбы с инфекцией. Поэтому власти ничего не остается, кроме как использовать жесткие меры.
Ирина К., доцент вуза, Нижний Новгород:
– Практика допуска к занятиям по ПЦР-тестам и сертификатам о вакцинации есть во всех вузах Европы, у нас ничего нового в этом плане нет. Но в Нижнем Новгороде все вузы перевели на «дистанционку», и в связи с этим кажется неправомерным требование руководства не допускать к работе преподавателей без сертификатов и медотводов. На мой взгляд, это нелогично.
Комментарии