search
main
0

Пытливость, которой нет конца

Семь правдивых историй для детей и подростков

В конце марта 2021 года в Гостином Дворе прошла Non/fiction – российская международная книжная выставка интеллектуальной литературы. В сегодняшнем обзоре «УГ» семь книг в жанре нон-фикшен, представленных на ярмарке.

Еще несколько лет назад на отечественном рынке нон-фикшен (он же научпоп) для детей и подростков явно преобладали переводы. Буквально за последний, такой нелегкий, год ситуация изменилась радикальным образом. Переводы, к счастью, никуда не делись, зато появилось множество интересных текстов, написанных по-русски. Эти книги дают возможность узнать о невероятном разнообразии вещей, связанных с современной наукой, безусловно, включающей такие актуальные темы, как экология и изменения климата. Что еще более примечательно, большое внимание уделяется истории в самом широком смысле этого слова, будь то история письменности, история кино, история космических путешествий, история женского образования или политическая история государства Российского.

Роман Фишман. «Тысяча лиц энергии». Рисовала Алина Рубан. «Розовый жираф», 2021 (при поддержке Политехнического музея). Как работает электричество? На первый взгляд что же тут непонятного, но если вдуматься… Современная жизнь непредставима без электричества, без которого наши предки прекрасно обходились тысячелетиями. А теперь ни чайник вскипятить, ни в компьютерную игру поиграть. Но об энергии знали и предки, и знали немало. Они научились натягивать тетиву лука, запрягать лошадей, кипятить воду на дровах и даже заливать бензин в автомобиль. Но чем дальше, тем больше энергии нам нужно, тем труднее ее добыть и передать на далекое расстояние. У энергии, которой мы пользуемся в современном мире, куда больше источников, чем раньше, некоторые совсем новые для нас – это не только уголь и вода, нефть и атом, но и солнце с ветром. Да только от того, что человечество пот­реб­ляет теперь колоссальное количество энергии, которое растет с каждым годом, происходит и немало неприятностей. Но об этом следующая книжка.

 

 

Марк тер Хорст. «Пальмы на Северном полюсе. Большой рассказ об изменении климата». Рисовала Венди Пандерс. Пер. с нидерландского Нины Федоровой. «Белая ворона», 2021. Правильная книга начинается с карты. И с истории вопроса. Чтобы что-нибудь понять, надо обязательно знать историю вопроса. Особенно если это история Земли, невероятно длинная и чрезвычайно разнообразная. Все меняется, и климат на Земле менялся много раз – от очень жаркого до очень холодного и обратно. Поначалу долго-долго изменения климата были делом самой природы, но с недавних пор возник еще один фактор – влияние жизнедеятельности человека. Люди, как мы уже знаем из предыдущей книги, стали производить все больше и больше энергии, вырубая леса, добывая уголь, нефть и газ. Чем больше людей, чем больше всего производится и потребляется, не говоря уже о выбросах углекислого газа, метана и криоконита – черной пыли – в атмосферу. Потепление (а кое-где похолодание) климата неизбежно. В результате возникают новые условия, например слишком много воды в одних местах, слишком мало в других. Вымирают целые виды зверей, птиц и даже лягушек. Что делать? Как спасти положение? Как предотвратить катастрофу? Бежать с Земли, осваивать другие планеты?

 

Андрей Жвалевский. «МЫ в космосе. Как человек шел к звездам». Рисовал Федор Владимиров. «Пешком в историю», 2021. Конечно, побег на другую планету не решение, и куда более простых и эффективных решений в двух предыдущих книгах предлагается немало. Однако мечта о далеких звездах тоже не вчера появилась. Звездное небо издавна манило наблюдателя. Но сначала надо было во всем разобраться. «Не хватало научного представления о том, как все устроено… нужна была модель, чтобы представить себе картину небесного мира». Ученые соревновались с писателями-фантастами в попытке вообразить, что же скрывается в глубоком космосе и как наконец оторваться от Земли, построить такую ракету, которая понесется далеко-далеко. Для этого нужны были не только гениальные ученые-одиночки, но и государства, у которых достаточно средств, чтобы заняться космическим кораблестроением. Поначалу борьба за космос в большой степени превратилась в борьбу за оружие, которое могло бы помочь выиграть очередную войну. Это противостояние скоро превратилось в другую гонку – кто первый отправит в космос спутник, ракету, собаку, обезьяну, человека, группу людей. Многие в этой истории были первыми – Лайка, Белка и Стрелка, шимпанзе Хэм, Юрий Гагарин, Джон Глен, Алан Шепард, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Нил Армстронг. Все они (и многие другие) сделали что-то в первый раз. История освоения космоса не обошлась и без трагедий. Но человечество в жажде знаний и открытий не остановить, впереди еще множество возможностей – Венера, Марс (книга писалась, когда марсоход «Персеверанс» еще не опустился на поверхность Марса, теперь он уже там и ищет следы марсианской жизни), Юпитер, Меркурий. Что дальше? Впрочем, эта книга в первую очередь об умных и храбрых людях, а не о космических телах или о механизмах, позволяющих улететь в космос. Недаром на обложке слово «МЫ» написано большими буквами, а слово «космос» буквами помельче. Дело всегда в людях – они летают в космос, они же изобретают письменность.

 

Виталий Константинов. «История письменности. От клинописи до эмодзи». Пер. с немецкого Анастасии Константиновой. «Пешком в историю», 2021. Прежде чем научиться летать в космос, человечеству пришлось освоить более простые (на первый взгляд) занятия, например научиться писать. История письменности теряется в глубокой древности. Какими только способами не пытались люди записывать важные вещи, включая, естественно, написание любовных записок (их археологи находят немало в разных частях света). В древности люди пользовались пиктограммами, иероглифами, силлабограммами, абугидами (если вы не знаете, что это такое, в книге все объяснено). От появления первого клинописного алфавита до современных букв прошло немало времени, но главное – был придуман правильный принцип передачи информации. И особое спасибо финикийцам – неутомимым торговцам и путешественникам, они создали это самое буквенное письмо, которым мы пользуемся по сей день. Сколько по всему миру разных способов письма? Это, оказывается, уже посчитано – ровно 292! Разнообразие письменностей, возникших по миру, вдохновляет, воображению наших предков не было границ. И не надо забывать: мы даже знаем имена многих из тех, кто придумывал алфавиты. И конечно же, умение писать (и читать) – главнейшая составляющая всякого образования.

 

Анна Русинова, Дмитрий Гусев. «Бестужевки. Первый женский университет». Рисовала Татьяна Цирлина. «Самокат», 2021. Да, образование невероятно важно. Но большую часть истории человечества образование принадлежало мужчинам. Чтению, письму и другим наукам учили только мальчиков. А об университете девушкам даже мечтать не приходилось. В какой-то момент эти самые девушки возмутились и взяли дело в свои руки. В России, где идея женского образования продвигалась очень медленно, женщинам не разрешалось слушать лекции в университетах, и многим из них приходилось уезжать, чтобы получить образование в других странах. В конце концов после длительной борьбы усилиями трех храбрых женщин появились в Петербурге высшие женские курсы, получившие название Бестужевских по имени их первого директора, конечно же, мужчины. Стольким женщинам хотелось учиться, что пришлось построить новое здание для курсов, где были бы аудитории, лаборатории, библиотека и даже обсерватория. Курсистки рьяно учились и столь же рьяно участвовали в политической жизни страны – боролись за права женщин, и не только женщин. Бестужевские курсы просуществовали сорок лет, пока в 1919 году их не слили с Петроградским университетом.

 

 

 

Ольга Лебедева, Александра Поливанова, Александра Кувшинова. «25 августа». Рисовала Софья Касьян. «Самокат», 2021. А еще пятьдесят лет спустя, в 1968 году, три другие храбрые женщины встали рядом с мужчинами в борьбе за права человека. 25 августа эти восемь диссидентов (и младенец в коляске) вышли на Красную площадь, протестуя против вторжения огромного Советского Союза в маленькую Чехословакию. Поступок восьмерых был страшно опасен – несколько минут протеста грозили годами тюрьмы. Но такой уж это был год – мечты о свободе слова, свободе собраний, свободе от всякого тоталитарного давления были разлиты по всему миру. На одном из плакатов так и было написано: «За нашу и вашу свободу». Этим храбрецам пришлось нелегко, их не миновала тюрьма или насильственное помещение в психиатрическую больницу. Но их история волнует и поныне, что так явно выражается в том, как любовно эта книжка нарисована. Нет, даже не нарисована – вырезана, скомпонована, сфотографирована. Как узнаваемы предметы того времени – газеты, чайные чашки и сахарница со знакомым рисунком, старый радиоприемник. Люди часто представлены простыми вырезанными силуэтами, но кажется, что сейчас эти силуэты оживут и задвигаются, как в кино.

 

Светлана Фролова. «Кинокухня. История и рецепты большого кино». Рисовала Екатерина Варжунтович. «КомпасГид», 2021. К сожалению, протестующих 25 августа 1968 года на пленку никто не заснял и даже не сфотографировал, но кино играет огромную роль в том, что люди могут узнать о происшедших или происходящих в мире событиях. Реальных и вымышленных. С древнейших времен люди любили рассказывать друг другу истории и иллюстрировать их картинками. И вот наконец картинки научились двигаться. История кино так же занимательна и поучительна, как история письменности или космических путешествий. От первого минутного черно-белого немого фильма, снятого братьями Люмьер, кинематограф прошел длинный-предлинный путь, завоевав весь мир. Как снять кино? Как его смонтировать? Как записать необходимые звуки? Это моя любимая глава: чтобы записать лязг лат достаточно позвенеть связкой ключей, хруст костей прекрасно имитируется треском сухих макарон. И последняя задача – как заманить публику в кинозал? Нелегко разобраться в разных киножанрах, приквелах, сиквелах и прочих ремейках. Что предпочесть – трагедию или комедию, фантастику или сказку? Все это надо понимать настоящему любителю кино и, конечно же, тому, кто мечтает кино снимать. А в конце книги читателя ждет длинный список фильмов, которые непременно надо посмотреть.

Настоящему любителю всяческого знания вообще надо много чего прочитать и посмотреть, во многом разобраться, и в этом всегда помогал и продолжает помогать детский научпоп. Прав Монтень: «Пытливости нашей нет конца».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте