Рассказ о конфликте, связанном с реорганизацией школы в поселке Африканда в Мурманской области, был опубликован в 22-м номере «УГ» за 1 июня 2010 года. А 5 июля произошло событие, которого не ожидали даже самые горячие противники реорганизации. Вот как рассказывают о нем неэмоциональные строки официального ответа Министерства образования и науки Мурманской области, пришедшего в редакцию «УГ»: «На основании достигнутого соглашения между Министерством образования и науки Мурманской области и администрацией города Полярные Зори с подведомственной территорией принято постановление администрации города Полярные Зори от 05.07.2010 №617 «Об отмене постановления администрации города Полярные Зори от 06.04.2010 №295 «О реструктуризации муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа №1 поселка Африканда». Вид муниципального общеобразовательного учреждения сохранен, в 2010-2011 учебном году учреждение будет функционировать как основная общеобразовательная школа №1».
Напомним читателям, что история конфликта началась гораздо раньше, чем вышло упомянутое в этом письме апрельское постановление, согласно которому сельская основная школа с 1 сентября 2010 года должна была превратиться в начальную, а ученики 5-9-х классов перейти в учебные заведения города Полярные Зори. Всего несколько лет назад в школе поселка Африканда – трехэтажном современном здании – училось почти 700 детей. Но в результате расформирования воинской части, размещавшейся в поселке, число учеников уменьшилось в 7 раз. В начале 2009-2010 учебного года первыми почувствовали тревогу родители пятиклассников: им было предложено перевести своих детей в школу города Полярные Зори, чтобы в дальнейшем дети привыкли к новой обстановке. На это предложение никто не согласился. Но преподаватели, ученики и родители поняли, что в новом учебном году изменений не избежать… Так началась борьба жителей поселка Африканда за школу. Многочисленные письма с выражением протеста против предполагаемой реорганизации полетели в Мурманскую областную Думу, совет депутатов города Полярные Зори, судебные инстанции и СМИ. Вот что рассказывает об этом Наталья ШАТУХИНА, председатель родительского комитета школы: – В одиночку нам было бы очень сложно что-то сделать. Но нас поддержали депутаты областной Думы и Думы города Полярные Зори, представители сразу трех политических партий. Куда бы мы ни обращались с просьбами, кто бы ни услышал нашу историю, все оказывали нам поддержку. Пусть она была порой просто моральной, но и это нас воодушевляло. Хочу сказать всем, кто оказался в похожей ситуации: не опускайте руки, как бы вас ни пытались уговорить сделать то, что вам не по душе. Предлагать будут многое. Но если вы считаете, что правы, если вы уже начали добиваться цели, значит, надо идти до конца. Было желание, если честно, уступить. Но я рада, что мы не повернули назад. Сергей МЯКИШЕВ, заместитель министра образования и науки Мурманской области, так прокомментировал решение о сохранении прежнего статуса школы: – На конец 2009-2010 учебного года в школе №1 обучались 110 человек. Стоимость обучения одного ребенка – 58188 рублей в начальной школе и 69912 рублей в основной. Для сравнения: средняя стоимость обучения городского ребенка в области в том же учебном году равнялась 34 тысячам рублей. Вопросы планируемой реорганизации этой школы были рассмотрены 19 марта 2010 года на «круглом столе» «Снижение неэффективных расходов в общеобразовательных учреждениях города Полярные Зори». Планировалось реорганизовать основную общеобразовательную школу №1 в начальную. Были решены вопросы с организацией подвоза учеников 5-9-х классов на уроки в город Полярные Зори и обратно одновременно двумя автобусами. Однако на основании многократных обращений жителей поселка и при личном участии в рассмотрении вопроса губернатора Мурманской области Дмитрия Владимировича Дмитриенко было принято решение о сохранении прежнего статуса школы. В 2010-2011 учебном году на базе школы будет организована кружковая работа и открыт филиал детской спортивной школы. Преподаватели музыки будут проводить занятия во второй половине дня. Таким образом, основная школа будет переведена в «школу полного дня». Итак, некоторые перемены в жизни сельской школы все-таки произойдут в новом учебном году. Вот как относится к этому ее директор, Татьяна ШЕВЧЕНКО: – Школа у нас большая, трехэтажная, рассчитана на 700 учеников. Можно согласиться со словами губернатора области, который, приехав к нам, сказал, что необходимо оптимально использовать ее ресурсы. Для этого надо «потесниться». Пока, с этого учебного года, у нас на базе школы начинается работа спортивных кружков, которые могут перерасти в филиал СДЮСШОР. В будущем, возможно, осуществится еще один из предложенных нам вариантов – взять под свое крыло школу искусств, расположенную в нашем поселке, сделав ее нашим филиалом. При таком варианте решения проблемы будут сложности: в частности, нужна звукоизоляция помещений. Кабинеты школы не подойдут для занятий кружков школы искусств. Придется периодически освобождать актовый и спортивный залы, а это не совсем удобно. Но как-то взаимодействовать надо, ведь большое здание не должно пустовать. Нужно находить компромиссы. И даже видеть плюсы в том, что на первый взгляд имеет только отрицательные стороны. Вот, например, в первой половине дня педагогов дополнительного образования из школы искусств можно будет привлекать для занятий в основной общеобразовательной школе. Как у нас традиционно проходят уроки музыки? Рассказ учителя, прослушивание записей… Я всегда думала: как могут проходить уроки музыки без живой музыки, то есть игры на музыкальных инструментах? Ведь это неестественно! Почему бы не сесть всем вместе за стол переговоров и разработать сообща интересную программу! Уникальную программу! Уже сейчас, с нового учебного года, кстати, мы начнем делать такие попытки объединения возможностей двух учреждений образования и привлекать педагогов школы искусств к участию в учебном процессе. Среди позитивных сдвигов – не только возобновление работы спортивных секций баскетбола, волейбола, дзюдо, то есть тех секций, которые действовали, кстати говоря, до января прошлого года, когда были сокращены ставки их руководителей. Мы ожидаем, что возобновятся занятия школьного хора и кружка по изобразительному искусству. Соответствующие ставки нам обещают. Таким образом, объединение возможностей разных образовательных учреждений – это, наверное, тот самый выход, который позволит и сохранить на селе школу, и обогатить содержание ее образования. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет способ, а кто не хочет – препятствия». Наш поселок жив, пока в нем работает школа – его сердце. От редакции Каждый педагог, ощущающий себя учителем по призванию, переступает 1 сентября порог своего образовательного учреждения с радостным настроением. Для учителей маленькой школы поселка Африканда начало нынешнего учебного года – двойной праздник. Пожелаем долгой жизни этой школе, новых друзей, помощников и интересной творческой работы!пос. Африканда, Полярнозоринский район, Мурманская область
Комментарии