search
main
0

Пятнадцатый камень Рэндзю

Я не профессиональный педагог. В школу пришел из “оборонки”. Моя судьба – стать в конце жизни учителем физики и выискивать в школах технически одаренных ребятишек, а в образовательный фундамент гуманитариев закладывать невидимый, но такой нужный им “пятнадцатый камень Рэндзю” естественно-научных дисциплин.

Бейсик, дисциплина и непослушный Сережа
Первые дни первого года работы в школе-интернате. Урок физики в залитом сентябрьским солнцем классе не ладится. Мешает Сережа – щупленький мальчишка с хитроватым лицом. Когда терпение иссякает, подхожу к нему, поднимаю двумя руками за воротник куртки и ремень штанишек на уровень своих глаз, удивившись при этом его неожиданной для интернатского пятиразового питания легкости, произношу единственную фразу: “Завтра центральные газеты выйдут с крупными заголовками на первых страницах: учитель физики выкинул любимого ученика в окно!”. Ставлю на пол перепуганного мальчишку и без помех заканчиваю урок. На следующий день узнал: Сережа впервые ночевал в интернате. Сейчас мы друзья. Сережин доклад “Опасен лед в Москве в крещенские морозы”, сделанный на последней конференции по физике, отмечен как один из лучших.
Еще одна история первого года работы. В один из вечеров в лаборантскую кабинета физики, где я безуспешно пытался навести порядок, заглянул стройный худоватый юноша с серьезным лицом, чем-то похожий на латышского поэта Яна Райниса. Оказалось, что юношу тоже зовут Ян. “Мы с братом хотели бы помочь вам разобрать эти завалы…”. Брата звали Денис.
Поражала их техническая одаренность. Открывая какую-нибудь коробку с физическим набором неизвестного назначения, Ян быстро соображал, что к чему, и извлекал откуда-то недостающие части комплекта. Видя мое удивление, решил окончательно сразить нового учителя физики и, когда уже расходились, как бы между прочим извлек из кармана четвертушку тетрадного листа с какой-то компьютерной программкой на Бэйсике.
Знакомство с одаренностями, будущими лауреатами интеллектуального фестиваля на Всемирных юношеских играх 1998 г. в Москве, состоялось. Все было всамделишное: и умение разбираться в технических устройствах, и навыки работы с компьютерами, и многое другое, что, как выяснилось позднее, заслуга их папы, талантливого инженера-программиста, умеющего практически все, что должен уметь делать мужчина, воспитывающий двух мальчишек без матери.

Есть идейка!
Одаренных детей в массе школьников опытный учитель видит сразу. Их отличают манера говорить, умение отстаивать свое мнение и признавать свои ошибки. Но главная их особенность – неистощимое любопытство и невероятная наблюдательность. Одаренный ребенок для учителя – находка.
Самый младший – пятиклассник. Он постоянно в делах и идеях, которые бегут впереди него, и он едва поспевает за ними. Любимое его выражение: “Есть еще одна идейка!”. Автомобиль с двигателем на сжатом воздухе. Холодильник, работающий от зимы. Железная дорога на солнечных батареях. Акустический индикатор незакрытой двери. Это далеко не полный перечень его “идеек”. Именно ему было поручено представлять технические проекты школы на молодежном фестивале Северо-Западного московского округа “Вместе в будущее”. В день проведения фестиваля нашему вундеркинду “стукнуло” 10 лет. Проведенная им в этот день защита технических проектов ошеломила присутствовавших и внесла сумятицу в отлаженный механизм работы официального жюри, вынужденного отойти от традиционного тезиса молодежных фестивалей и конкурсов: главное участие, а не призы. Школа-интернат свой приз получила.
Нечто подобное, только годом раньше, произошло с другими нашими одаренностями на Всемирном интеллектуальном фестивале в Москве, прошедшем в рамках Юношеских Игр 1998 года. Школа-интернат представляла макеты устройств, позволяющих демонстрировать почти все законы, включенные в курс школьной физики, с легкой руки журналистов названные почему-то “Задачами Архимеда”. Две золотокрылые Ники, три путевки за рубеж и годовая подписка на журнал “Наука и жизнь” – результат выступления наших “умников”.
Сегодня эти ребята вышли из возраста юных вундеркиндов и почти ничем не выделяются из сверстников. Атмосфера школы-интерната и особенности системы государственного образования сделали свое дело.
Экспресс-опросы, сделанные в первые годы работы в школе-интернате, показали, что не более 10% намерены связать свою будущую жизнь с техническими специальностями.

Планируется… конец света
Главная задача, которую поставил перед собой “ученый из оборонки” в школе-интернате, – повышение интереса учеников к предметам, составляющим фундамент современной техники. Автор начал с постановки перед теми, кто приходит на факультативные занятия, посильных практических задач.
Но на факультатив ходят немногие. Остальные, а их большинство, физику, математику и химию познают на уроках. В этом случае повышение мотивации достигается за счет нетрадиционного подхода к особо сложным разделам.
На одном из уроков по электромагнитной индукции задача была сформулирована в виде поэтического вопроса: “Возможно ль крупному космическому телу столкнуться вдруг с планетою Земля?”
Согласно гипотезе, возникшей у одиннадцатиклассников в результате коллективных размышлений, такое столкновение при наличии в космическом теле металлического ядра скорее всего невозможно. Вихревые токи и сопровождающее их магнитное поле будут взаимодействовать с магнитным полем Земли таким образом, что два гигантских магнита будут направлены друг на друга одноименными полюсами. Это и позволит избежать столкновения. Гипотеза была красивая, и мы не стали разрушать ее более детальной проработкой. Единственное, что удалось узнать из книг по астрономии, – поразивший нас факт, что магнитное поле такой силы, как у Земли, в околосолнечной планетной системе – редкость.

Игра в жизнь
Театрализованное название одной из игровых ситуаций, также представленное в поэтической форме, вызвало в 7-м классе неподдельный интерес: “О плотности веществ был физики урок, а накануне мы браслет купили…” Героями этой игровой ситуации были две девушки: Ира и Катя, а точнее браслет одной из них. Скрупулезное измерение плотности вещества, из которого был сделан браслет, выполненное на уроке, показало, что на золото оно не тянет. Девушки были огорчены и сказали, что дома повторят опыт. После чего браслет потерял в их глазах всякую ценность, а вера во всемогущество физики неизмеримо возросла.
Еще одна игровая ситуация. Был “свободный урок”, когда разрешалось делать что хочешь, лишь бы дело было хоть как-то привязано к физике. “Буду изобретать!” – заявила уже известная нам Катя. “На дворе холода, а у меня мама работает в палатке, и у нее мерзнут ноги…”
Катя “изобрела” стельку для обуви с электроподогревом. Расчет показал, что если на каждую стельку подать 12 Вт энергии, то емкости автомобильного аккумулятора вполне хватит на световой день.
На том же уроке, когда изобреталась стелька с электроподогревом, дети писали стихи и рассказы на физические темы. Возник еще один метод повышения мотивации к изучению физики: использование литературно-сценических приемов. Сюжеты брали из жизни. Так, например, поводом для доклада “Опасен лед в Москве в крещенские морозы…” послужило газетное сообщение о том, что в Москве-реке провалился в полынью и погиб известный ученый.
Метод игровых ситуаций и театрализованных сцен хорошо “работает” в младших классах. Но в старших классах школы-интерната гораздо более действенный метод повышения мотивации к изучению трудных предметов – техническое творчество.

Изобретатели
“Измерить отклонения плотности жидкости от номинала” – результат технического творчества разновозрастной группы ребят, не относящихся к категории одаренных. Неожиданный эффект, обнаруженный при испытании обыкновенной катушки с большим числом витков, был положен в основу коллективного изобретения, представленного на молодежном фестивале.
Лазерная указка положена в основу другого изобретения – указателя отклонения зданий от вертикали. Это совместная работа с клубом юных техников “Красный Октябрь”. Явления отражения и поглощения света, равно как и некоторые разделы электроники, не будут теперь для изобретателей лазерного индикатора чем-то малопонятным. Теперь предстоят практические работы, конечно, возникнут новые проблемы. Но творческий процесс начался. Жаль только, что он не затрагивает выпускные классы. Учителям хорошо известно, что самые увлекательные дела и занятия в преддверии расставания со школой отходят на второй план, уступая место заботе об аттестате, а точнее об оценках.

Платите денежки!
Итак, вместо завершающего волевого усилия на финише школьного образования возникает негативная тенденция вымаливания оценок. Эта тенденция прослеживается не только в школах-интернатах, но в них она выражена наиболее отчетливо. Альтернатива – оплачиваемый труд в старших классах, и в первую очередь в выпускных. Главная причина – необходимость иметь собственные деньги. Это особенно актуально для школы-интерната, где учатся дети из социально не защищенных слоев населения. Ученики вынуждены искать возможность заработка, и они проявляют в этом вопросе немало изобретательности. В поисках заработка более преуспевают слабые ученики. Именно с ними сближаются в старших классах и теряют интерес к учебе те, кто еще вчера был “интеллектуальной элитой” класса.
Поэтому я пришел к выводу о необходимости создания в общеобразовательных школах и в первую очередь в школах-интернатах условий, позволяющих повзрослевшим детям зарабатывать небольшие деньги. Я уверен, что это позволит преодолеть все последствия традиционных “весенних синдромов” и сделает учебный процесс более стабильным.

Вадим ГВОЗДЕВ,
учитель физики
школы-интерната N 40
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте