Если бы в нашей стране царили такие же свобода, порядок и взаимное уважение всех ко всем, как в ижевской гимназии №56, разумные законы принимались бы всем миром и выполнялись бы беспрекословно, а власть не могла бы и шагу ступить, не посоветовавшись серьезно с широкими массами, то, наверное, это была бы уже… не наша страна. Но тут другой жизни уже давно не знают и знать не хотят. Существование целой гимназии – одних только ребят тут почти две тысячи – строится по законам общественного управления, каким оно должно быть в идеале. Одним словом, хотели как лучше – и получилось. О создании собственного государства в государстве рассказывает директор гимназии №56 Валентина ХАРИТОНОВА.
Люди будущего
Так случилось, что в 90-е годы на территории нашего огромного микрорайона не было построено ни одной школы, и нам ничего не оставалось, как принимать к себе абсолютно всех ребят. Но как совместить почти две тысячи самых разных учеников с самыми разными способностями, желаниями и жизненными установками со статусом гимназии? Как подтянуть и вселить уверенность в более слабых и при этом не забыть про одаренных? Выход был только один – разработать собственную образовательную программу и превратить гимназию в многопрофильный комплекс непрерывного образования. Сегодня мы очень тесно сотрудничаем с детским садом, для малышей постарше организовали школу раннего развития «Журавлик» – так что, когда вся страна начнет переходить на предшкольное образование, для нас это, слава богу, уже не будет проблемой. Точно так же, как не стало проблемой введение профильного обучения: мы уже много лет работаем аж по трем моделям.
Первый вариант – система непрерывного образования, когда, окончив наш медицинский, юридический или педагогический класс, ребята сразу уходят в колледжи, вузы, а при желании, имея соответствующий сертификат, могут и вовсе сразу начать работать. Ребята из медклассов получают диплом младшей медицинской сестры, а юристы – удостоверение секретаря суда. Но наша особая гордость – интернатные педагогические классы для сельских ребят. Окончив затем Удмуртский государственный университет, они возвращаются работать в родные села.
Вторая профильная модель – предметно-групповой подход. Он идеально подходит тем, кто еще не определился с будущей профессией, но уже выбрал образовательную область. В разных классах одной параллели формируем гуманитарные или социально-экономические группы, которые, объединяясь раз в неделю, штудируют необходимые им предметы. Эту схему хорошо использовать в сельских школах, где мало детей и целый профильный класс набрать просто невозможно.
И, наконец, третья, любимая и самая перспективная, на наш взгляд, модель – синергетическая. В такие классы набирается очень разношерстная компания: и гуманитарии, и математики, и естественники, и художники. Им предлагают не только конкретную предметную информацию, но, используя междисциплинарный подход, учат обобщать самые разные факты, знакомят с общими системными закономерностями, формируют целостную картину мира. Эти ребята резко выделяются среди своих изначально не менее одаренных сверстников, они умеют общаться, легко работают в группах, мыслят рационально и в то же время масштабно. Естественно, все они с легкостью поступают в столичные вузы, а все потому, что это люди будущего.
Школа лидера
Наверное, визитной карточкой нашей гимназии можно смело назвать систему ученического самоуправления и написанную самими ребятами программу «Школа будущего лидера». В начале каждого учебного года проводим серьезную предвыборную кампанию, стараясь полностью следовать всем лучшим правилам большой политики, а затем выбираем собственного президента. И это – второй человек в школе после директора, наделенный самыми широкими полномочиями. Есть у нас своя «Школьная дума» и «Конфликтная комиссия», которая на самом деле разбирается и ищет пути мирного выхода из тех неизбежных проблем, которые возникают даже в самом стабильном учебном коллективе между ребятами, родителями и учителями.
Уже несколько лет наша гимназия входит в Международную ассоциацию поддержки школьных советов, а три года назад проект нашей системы самоуправления победил на III окружной ярмарке социальных и культурных проектов Приволжского федерального округа.
Я бы искренне рекомендовала всем своим коллегам-директорам не пренебрегать детским самоуправлением. Во-первых, оно воспитывает не пассивных потребителей, а истинных строителей нашего будущего государства. Наши дети, уверена, никогда уже не будут равнодушно относиться к своей стране и ее бедам. Они будут действительно жить в России, а не просто физически в ней существовать. Во-вторых, эта система прекрасно развивает организаторские способности ребят. Мы прекрасно умеем воспитывать математиков, словесников и музыкантов, но ведь есть и прирожденные администраторы, и управленцы. А их развитием на уровне средней школы до недавнего времени вообще никто не занимался.
Мамам и папам посвящается
Особую роль в жизни гимназии играют наши любимые родители. «Организация родительской общественности» вообще выделилась в независимую структуру, аккумулирующую наши внебюджетные средства. У них даже своя газета появилась, на которую, кстати, даже подписка открыта. Есть отдельный попечительский совет, разрабатывающий стратегические программы развития гимназии. Но главное, что родители получили право делать гимназии образовательные заказы. Сегодня по заказанным мамами и папами программам работают уже 15 классов. Как рождается такой совместный проект? Инициативная группа родителей – и не важно, какое звено они представляют – начальное, среднее или старшее, – заключает с гимназией общественный договор. Их задача – не только придумать рабочее название своей программы, например, «Современный человек», «Единый мир» или «Познай себя», но и сформулировать ее цели, задачи, продумать содержание. Ведь программа эта будет реализовываться абсолютно на всех уроках, во всех предметах учебного плана. Затем родители сами выбирают учителей, которым они готовы доверить своих детей и которые, по их мнению, смогут донести до ребят всю глубину их замысла. Учителя пересматривают свою систему работы, чтобы и образовательный стандарт по всем предметам был соблюден, и родительский заказ выполнен. Так мы работаем уже пять лет, и ни один класс, однажды «вступивший в эту реку», не пожалел об этом, не бросил новое дело на полпути. Все понимают, как это здорово – самим принимать решения, выбирать формы и методы работы и творить, зная, что за твоей спиной мощная родительская поддержка. Первые результаты не заставили себя долго ждать – ребята учатся с удовольствием, и те, кого мы еще вчера считали самыми обычными детьми, сегодня внезапно вырастают в медалистов.
Над выпуском работали: Ирина ДИМОВА, Ольга МАКСИМОВИЧ, Светлана РУДЕНКО, Ирина Швец, Виктория МОЛОДЦОВА, Анна ХРУСТАЛЕВА, Виктор БОЧЕНКОВ, Наталья АЛЕКСЮТИНА, Оксана РОДИОНОВА, Валентина Саренко, Константин Грессель, Николай Петрочук
Комментарии