Если не знать, в чем дело, само название открытого фестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок» может ввести в заблуждение и пустить по ложному следу. Одни подумают, что каждый год в Анапу съезжаются создатели и поклонники фильмов ужасов, другие решат, что фестиваль собирает под свое крыло исключительно авангардистов, сторонников нетрадиционных жанров и решений, объяснить суть которых подчас не могут и сами их авторы. На самом деле все куда проще и разгадка на поверхности: когда 15 лет назад распался СССР, в шоке были все. Поэтому другого названия для фестиваля, вопреки всем политическим режимам и границам связавшего кинематографистов бывших союзных республик, просто не нашлось. С тех пор шок прошел, а кино, как и предсказывали мудрые и дальновидные, все же осталось. Нового, хорошего, странного, разного – в этом году на юбилейном «Киношоке» его, как всегда, было в избытке.
Люди кино
По тропинкам пансионата «Фея», где уже который год квартирует фестиваль, ходит живая история советского и постсоветского кинематографа – многоликая и многонациональная. Звезды среднеазиатских, закавказских и прибалтийских республиканских студий, чьи имена когда-то были у всех на устах, еще, оказывается, такие молодые и полные сил, как живые иллюстрации из учебника по истории кино. Все так же хороши и узбекская красавица Матлюба Алимова, сыгравшая Настю в одном из первых отечественных сериалов «Цыган», и прима белорусского военного кино Светлана Суховей. Кажется, не властно время над мэтрами туркменского экрана – актрисой Майей Аймедовой и режиссером Ходжакули Нарлиевым, чей «Манкурт» считается одним из лучших размышлений на тему Айтматова. «Небесная ласточка» Ия Нинидзе с дочерью Ниной, хорошенькой, как рассвет над Курой. А наши российские мэтры – несгибаемый Владимир Зельдин, монументальный Валерий Баринов, неунывающий Владимир Долинский, «родители» фестиваля – драматург и режиссер Виктор Мережко и актриса Ирина Шевчук – одним словом, всех не перечесть. Каждый год, откладывая все дела и заботы, приезжают они сюда, чтобы встретиться друг с другом, ведь в лицах старых добрых друзей по цеху – отраженные отблески и их собственной славы. Приезжают, чтобы пообщаться со зрителями: каждый день в Анапе новое кино и многолюдные творческие встречи с артистами, которые идут на все, чтобы порадовать свою публику. Приезжают, чтобы в очередной раз, погостив денек в национальной диаспоре – греческой, армянской, казачьей, коих вкруг Анапы не счесть, поверить хоть на время, что сюда еще не докатилась волна, затопившей нынче Россию ксенофобии. Приезжают, чтобы посмотреть на своих наследников – целое поколение молодых кинематографистов, успевшее возмужать за пятнадцать постсоветских лет. Эта юная и в меру юная поросль, их взгляды на жизнь и искусство – вообще тема для отдельного социологического исследования. Вот, например, совсем молодой литовский артист и второй режиссер конкурсной картины «Ты это я» Миколас Вильджюнас хоть и говорит чуть ли не на пяти языках и предстает перед зачарованной публикой абсолютным европейцем, на самом деле, как и его старший брат, режиссер Кристионас Вильджюнас, не сумевший, увы, приехать в Анапу, свято чтит исторически сложившиеся традиции созерцательного, задумчивого и неспешного литовского кино. А таджик Джамшед Усмонов, автор фильма «Чтобы попасть в рай, ты должен умереть», – он только по паспорту таджик. Сам же давно живет и работает в Париже. Во-первых, потому что в Душанбе большое кино уже давно не снимают и просвета тут не видать, а во-вторых, в объектив его кинокамеры попадают такие вещи, вопросы и проблемы, о которых в патриархальном Таджикистане не то что говорить, думать не принято. Или вот украинский осетин или осетинский киевлянин Алан Бадоев. Тот своей лентой «Оранжлав» и вовсе ломает всякое представление не то, что о традициях, но вообще о кино. Как-то исподволь, но весьма умело Бадоев внушает зрителям мысль, что до него в руки кинокамеру и вовсе никто не брал…
По вечерам после просмотров, поездок и встреч все это многоликое общество собирается в «Аквариуме» – зале под крышей – и обсуждает, делится мыслями, спорит до хрипоты. И всех волнует одно: куда идем?..
Кино людей
Около 150 фильмов, не считая картин, вошедших во всевозможные специальные проекты, – жаль, но рассказать обо всех не удастся. Конечно, в каждой конкурсной программе, а их на «Киношоке» помимо основной четыре: «Шорт-Шок» (короткометражное кино), «ТВ-Шок» (здесь лучший фильм выбирают зрители), «Киномалышок» – лучшее детское кино за последний год, «Кино без кинопленки» (ленты, снятые в цифровом и прочих современных форматах) – были свои открытия и герои. И не зря именно курортная Анапа выбрана столицей фестиваля, ведь сюда в бархатный сезон приезжают отдыхать люди со всей России, а значит, у всего этого «пира чувств» зрителей больше, чем могло бы собраться в любое другое время в любом другом городе. Но главные страсти кипели, конечно же, вокруг десяти фильмов основного конкурса. Надо отдать должное жюри, куда в честь юбилея вошли председатели судейских коллегий прошлых лет – искусствовед Святослав Белза, писатели Андрей Битов и Виктор Ерофеев, театральный режиссер Анатолий Васильев, продюсер Владимир Досталь и директор Музея им. Пушкина Ирина Антонова, Гран-при «Золотая лоза» они отдали действительно одной из лучших работ «Киношока» – картине «Сыт по горло» эстонского режиссера Пеэтера Симма. Говорят, на этом решении настоял председатель жюри киновед Армен Медведев – что ни говори, а хороший вкус всегда отличает мастера… В этой «дорожной истории» – весь фильм по автобану мчится грузовик, а его с переменным успехом пытается догнать… катафалк – всего предостаточно: и смеха, и слез, и тоски, и раздумий, и веры. Но главное, он наполнен удивительной самоиронией и тончайшим юмором, которые в обычное время скрытная эстонская душа больше склонна держать при себе. Но для того чтобы этот потрясающе смешной и умный фильм увидел российский зритель, таким же тонким вкусом, как и жюри «Киношока», должно обзавестись и руководство хотя бы одного из наших центральных телеканалов. Удивительное дело, практически все ленты, демонстрировавшиеся на «Киношоке», в самое ближайшее время выйдут на большие экраны Франции и Германии, что-то увидят американцы и даже корейцы. Нам же, увы, скорее всего не покажут ничего!..
По мнению многих критиков, недооцененными на этом фестивале остались узбекский фильм «Родина» Зульфикара Мусакова и «Франц+Полина» российского дебютанта Михаила Сегала. В обеих картинах война выплескивает на поверхность жизни все лучшее и худшее, на что способен человек – любовь и предательство, подлость и благородство, низость души и чистоту помыслов. И перемешивает эти чувства, и перемалывает, а вместе с ними – и людей. У обеих картин помимо очевидных плюсов есть, конечно, и досадные минусы – так, Мусаков со всем жаром восточного сердца попытался превратить полуторачасовой фильм в монументальный исторический эпос, втиснув туда массу лишних линий, сцен и эмоций, а Сегалу, напротив, не хватило тепла, чувственности даже, чтобы его история любви белорусской девушки и немецкого солдата бередила не только разум, но и сердце. Но, несмотря на все огрехи, истинные или выдуманные капризной критикой, эти фильмы все равно надо смотреть. И кто увидел, тому повезло…
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ
Анапа – Москва
NB!
Призы и награды XV открытого фестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок»:
Гран-при «Золотая лоза», Приз кинопрессы – «Сыт по горло», режиссер Пеэтер СИММ, Эстония.
За лучшую режиссуру – Алан БАДОЕВ, «Оранжлав», Украина.
За лучший сценарий – Александр ШАПИРО, «Happy people», Украина.
За лучшую операторскую работу – Владас НАУДЖЮС, «Ты это я», Литва.
За лучшую мужскую роль – Сергей ЦЫСС, «Далеко от Сансет Бульвара», Россия.
За лучшую женскую роль – Светлана ИВАНОВА, «Франц+Полина», Россия.
Специальный диплом жюри – творческому дуэту режиссера Михаила СЕГАЛА и оператора Максима ТРАППО за воплощение военной прозы Алеся АДАМОВИЧА в фильме «Франц+Полина».
Приз имени Павла ЛУСПЕКАЕВА «Госпожа Удача» – Станислав ЛЮБШИН.
Станислава ЛЮБШИНА любит «Госпожа Удача»
Жюри с тонким вкусом – писатель Виктор ЕРОФЕЕВ, кусствовед Святослав БЕЛЗА, режиссер Анатолий ВАСИЛЬЕВ
Комментарии