Профессиональный стандарт педагога предполагает владение своим предметом, и плохо, если учителя русского языка или математики не в состоянии справиться с заданием ЕГЭ. С другой стороны, любой учитель задается вопросом, так ли уж необходимо ему знать законы дидактики, если он прекрасно знает свой предмет.
Предметная подготовка учителя – это сегодня условие необходимое, но явно недостаточное в современных образовательных реалиях. Здесь хочется привести образное представление, данное педагогом, математиком, психологом, логиком Еленой Васильевной Яновицкой, об эффективности занятия, проводимого учителем, владеющим профессиональными знаниями и дидактикой или только знаниями по своему предмету: «Учитель, знающий свой предмет на один рубль, но не владеющий дидактикой, к сожалению, обучит только на одну копейку. Учитель, знающий свой предмет всего на 10 копеек и владеющий дидактикой, сможет обучить на девять копеек». Как говорится, большая разница.ФГОС стал новой парадигмой образования от школы информационной к школе деятельностной. На смену ЗУН пришли УУД (универсальные учебные действия) – регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные. Отсюда возникают группы задач современной дидактики: «Как учить?», «Ради чего учить?», «Чему учить?».Дидактика, которую предлагает Яновицкая, в полной мере соответствует требованиям ФГОС. Ребенок – самобытная, равноправная личность, свободная в самореализации. Стиль отношений учителя и ученика помогающий, паритетный – взрослый помогает ребенку познать мир, законы его устройства. Способы и формы процесса познания могут быть любыми, наиболее соответствующими природе ребенка. Характер взаимоотношений взрослого и ребенка партнерский. Основа движения вперед в познании – саморазвитие, желание узнать больше об окружающем мире.В основе дидактики лежит тема или раздел, которые рассматриваются пять раз – под пятью разными углами зрения. Учебная тема разбивается на пять уровней обучения.Первый уровень – обзорно-дилетантский. Это избыточная информация и интрига. Материал любого занимательного рода, позволяющий увлечь обучающегося новой темой. Здесь важно научить школьников анализировать и преобразовывать информацию с помощью цифровых средств, средств ИКТ. Здесь можно использовать все: и мудрость, и загадку, и шараду, и подвох, и знания отдельных учеников по данному предмету – чтобы принес, рассказал, и приглашение интересных людей со стороны.Педагог работает на этом уровне как рекламный агент, артист, режиссер.Второй уровень – базовый минимум из материала данной темы, раздела. Очень четко выделяется самое главное. В теме вычленяется то, что является самым главным, ее базой. На этом этапе занятий должна быть быстрая, ритмичная работа. Четкий алгоритм изложения нового материала учителем. Работа с текстом учеников с использованием различных технологий. Учитель нацелен на помощь ученику, при необходимости работа в парах, группах, взаимообучение.Педагог работает на этом уровне как ментор, проявляет терпение к детскому непониманию и незнанию.Третий уровень – экспресс-диагностика, квазиконтроль (как бы контроль). Задания и сведения помогают связать новую тему с ранее изученным. На этом этапе проводится проверочная работа, но не на контроль, а на самоконтроль. Причем включается в нее и новое, и старое, и работа на связи, и даже творческая работа. Многим ученикам такое доверие учителя даже приятно.На этом уровне предлагаются задания трех видов сложности (М), (С), (Т). От уровня сложности зависит оценка.Первое задание (М) дается на базовом минимуме сложности, то, что успели обсудить и даже довольно прочно усвоить.Второе задание (С) – на умение установить и использовать связи нового с пройденным («это мы еще не обсуждали, но если прошлое усвоено хорошо, то разберешься»).Третье задание (Т) предполагает попытку творческого подхода к новому материалу.1. Задания сложности (М) уровня. Все учащиеся начинают с выполнения заданий нижней ступеньки (М), до тех пор пока не будут выполнены все задания. В случае затруднения ученик может получить помощь в виде обращения к базовым знаниям. Помощь в виде подсказки решения задачи стимулируется добавлением аналогичной задачи для самостоятельного решения. По завершении выполнения заданий первого уровня учащиеся предъявляют их на проверку и при правильном решении всех заданий получают отметку – «зачтено», если намерены решать задачи следующего уровня, и «удовлетворительно», если приняли решение ограничиться базовым уровнем.2. Задания сложности (С) уровня. Если ученик испытывает затруднение, то он может получить помощь ученика, который продвинулся по лестнице выше; разобрать образец решения на «столе самоконтроля». Но, если он хочет, чтобы этот уровень ему был зачтен или получить «хорошо» как фиксированную оценку, то он должен самостоятельно выполнить положенное количество заданий данного уровня.3. Задания сложности (Т) уровня. Аналогичным образом организовано выполнение заданий уровня (Т), которое оценивается высшей оценкой.Таким образом, от желания ребенка зависит, на каком уровне достижений ему следует остановиться. Именно эти три уровня сложности осуществляют дидактический закон разноуровневости: разные индивидуальные способности детей накладываются на структурное разнообразие учебной информации. На каждое задание строгий лимит времени: не получается – решай другое. Дали время, дали задание, время истекло, сам себя оценил, поставил себе заработанный балл. С третьим заданием, конечно, и отличники не всегда справляются. Все это провоцирует приобретение знаний – и нет ни унижения, ни самоунижения. Ученик не в роли обвиняемого. Ученик не обязан сделать, но может попробовать.Ученик, сравнивая с эталоном, за выполнение первого задания ставит себе три балла, за выполнение второго – четыре, третьего – пять. Отметка в журнал за выполненную работу выставляется только с согласия ученика.Учитель планирует свою дальнейшую работу над темой, уже опираясь на то, что стало видно на квазиконтроле. Если базовый минимум легко всеми освоен, значит, необходимо сосредоточиться на связях. Если базовый минимум оказался очень сложен, то надо будет внимательно с ним еще раз поработать. Если ребята не справляются со вторым заданием – то заметно, с чем именно; ясно, что надо вспоминать. А если даже у лучших учеников творчество не идет, надо предлагать разные задания, в которых они могут разобраться дома, если захотят.Учитель на этом уровне работает как дидактик.Четвертый уровень – освоение всего содержания темы. И наконец, проблемы, задания, вопросы и специальные приемы, способные послужить толчком для творческих поисков и решений. Педагог работает как тренер-репетитор.Пятый уровень – контроль итоговых достижений. Весь материал темы подвергается контролю. Ученик демонстрирует, а учитель оценивает успехи на всем материале темы. Обучающийся обязательно отражает усвоение материала по трем степеням сложности: базовый минимум, сочетание новых знаний с приобретенными ранее и задания, требующие творческого подхода. Сдав проделанную работу, ученик должен увидеть «образцы» и оценить свою работу. Педагог на этом уровне становится государственным контролером.Пятиуровневая система обучения Е.В.Яновицкой представлена в таблице. Эта схема организации любого учебного процесса в рамках требований ФГОС выстроена в соответствии с закономерностями и принципами обучения:- технологически проработаны уровни, блоки, виды сложности, номинации;- представлен четкий алгоритм действий субъектов дидактического процесса;- в структуре заложены системность обучения, представлены все компоненты дидактического процесса: время, место, цель, средства, методы, регламент.
Главным достоинством дидактики является разноуровневая система обучения, которая соответствует потребностям современных детей и их родителей, а учителю помогает ответить на извечный вопрос: «Как учить на уроках, чтобы всем хотелось учиться и чтобы все учились успешно?»
Людмила ТУРИК, кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель дополнительных образовательных программ ИУЭС Южного федерального университета
Комментарии