search
main
0

Пятилетка-спасжилетка

Проблему нехватки кадров на селе нужно решать комплексно

С января 2020 года в российских регионах стартовала программа «Земский учитель». Об итогах первого года работы земских учителей в Северо-Западном федеральном округе шел разговор на площадке ТАСС. В нем приняли участие представители Новгородской, Мурманской, Псковской, Архангельской областей.

Как заметила министр образования Новгородской области Евгения Серебрякова, не секрет, что в целом в российских школах существует дефицит учителей. Особенно остро нехватка кадров ощущается в сельской местности. Поэтому для отдаленных территорий данная программа настоящий спасательный круг. Кроме того, чтобы стать земским учителем, нужно пройти конкурсный отбор, и, как правило, предпочтение отдается смелым и прогрессивным педагогам, способным предлагать и осуществлять новые проекты, тем самым меняя систему образования в целом.

Если говорить о Новгородской области, то в рамках проекта в прошлом году сюда приехали работать 13 учителей, а в этом году по итогам конкурсного отбора ожидают еще 12 педагогов. Причем в прошлом году на место учителя в сельской школе претендовали от 2 до 5 человек, что стало неожиданным и приятным сюрпризом для региона.

Результат превзошел ожидания и в Мурманской области. Как рассказала министр образования и науки Мурманской области Ольга Дзюба, в прошлом году на 15 мест подали заявки более 200 учителей из всех регионов России. Подавляющее большинство из них – молодые педагоги. На Русский Север переехала даже семейная пара учителей.

Много учителей собирались работать в Псковской области. По словам председателя Комитета по образованию Псковской области Александра Седунова, в прошлом году на 5 мест было подано более 450 заявок. А в Архангельской области конкурс составил 2 человека на место. Как заметила заместитель министра образования и науки Архангельской области Юлия Ковалева, программа «Земский учитель» помогла закрыть потребность в учителях русского языка и литературы, английского языка на селе.

Кроме основных критериев отбора многие регионы вводят показатели, которые позволяют учителям набрать дополнительные баллы. К примеру, в Архангельской области учитывают наличие ученой степени и детей, а также дополнительным бонусом служит то, что будущий земский учитель является выпускником той образовательной организации, что подала заявку. В Мурманской области преимущество получают семейные пары учителей, а в Псковской области лишний балл может заработать тот, кто готов ехать в самый отдаленный район. Кроме того, в Псковской области стараются всем земским учителям предоставить служебное жилье. Здесь считают, что за 5 лет работы по программе человек способен укорениться, полюбить край и остаться здесь навсегда, а для этого ему прежде всего нужно помочь решить квартирный вопрос.

Программа «Земский учитель», по мнению Евгении Серебряковой, позволила сделать интересное наблюдение. Так, в Новгородской области фактически прошел конкурс муниципальных районов и образовательных организаций, поскольку каждая школа предлагала приезжему учителю свои условия, рассказывала о коллективе, работе, программе развития как образовательной организации, так и территории в целом. Многие директора лично встречали победителей конкурса, знакомили с детьми, коллегами, селом, и были ситуации, когда земский учитель, наметив один район и одну школу, выбирал в итоге другую. Степень активности школ и муниципальных районов может стать важной деталью при принятии того или иного управленческого решения, считает Евгения Серебрякова.

По мнению всех спикеров, программа «Земский учитель» должна быть продолжена, потому что она позволяет привлечь в регион замечательных и увлеченных специалистов. Должны быть расширены квоты, также должны участвовать выпускники педагогических вузов и колледжей. К сожалению, из-за несовпадения со сроками подведения итогов конкурсными комиссиями молодые специалисты не успевают подать документы на участие в программе. Многие регионы решают эту проблему путем дополнительного отбора, но, если бы заявки конкурсантов рассматривались до августа, этот вопрос был бы решен.

Правда, как уверены все эксперты, одной программой «Земский учитель» дефицит педагогических кадров на селе не устранить. В тех же Псковской, Архангельской, Новгородской областях свободных вакансий учителей в селах от 100 до 200. Поэтому в каждом регионе нужны свои проекты, позволяющие выпускникам педагогических учебных заведений оставаться в регионе.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте