«Надо чаще встречаться», – сказал классик. Но ведь, согласитесь, далеко не всегда главное – количество встреч. Порой очень важен тот факт, что кто-то решил собраться вместе спустя многие десятилетия. Именно поэтому было так удивительно присутствовать на уникальном мероприятии – встрече выпускников школы №96 ЦАО г.Москвы, которые закончили это образовательное учреждение еще в 1957 году.
Не так давно школа сама отпраздновала юбилей – 70 лет со дня основания. По словам директора Нины Тихоновой, к торжеству готовились задолго, всем миром. Детям дали задание разыскать в архивах адреса тех, кто учился здесь в тот или иной период, а также попытаться узнать, где они живут сейчас. Ребята дежурили на телефоне, принимали звонки, записывали сообщения, формировали список приглашенных. И, что интересно, нашли довольно многих! Посудите сами: на торжественный вечер прибыли люди из самых первых выпусков – еще 30-х годов.
Именно тут у некоторых особо инициативных гостей родилась идея собраться через пару лет всем классом, чтобы отметить грандиозную дату – 50 лет окончания школы.
Поисковая система
В любом деле всегда должен быть лидер, своеобразный «центр кристаллизации». В данном случае им оказался извечный классный «заводила» Борис Дудоладов.
– Я не прирожденный руководитель, я прирожденный организатор, а это большая разница! – отшучивается он. – Просто мне приятно что-то делать для своих друзей и людей вообще.
На самом деле Борис Николаевич скромничает. Как-никак, а за спиной – долгие годы работы в Министерстве внешней торговли в должности заместителя торгового представителя СССР (а потом и РСФСР) в Югославии.
Вместе со своей одноклассницей Лилианой Токаревой, с которой он все эти годы поддерживал связь, а также с помощью своей первой учительницы – Марианны Астаховской, они принялись за чрезвычайно трудное дело – искать тех, с кем когда-то учились в одном коллективе. Выяснилось, что кого-то, увы, уже нет в живых, кто-то сейчас проживает в других городах, а кто-то – за границей. Для того чтобы помочь найти друзей, Борис Николаевич писал письма в различные солидные инстанции, в частности, лично мэру Нижнего Новгорода Валерию Шанцеву. И только благодаря его помощи сумел найти своего однокашника Валерия Царева, которого не видел с 1957 года.
Но если вы думаете, что искать коренных москвичей непосредственно в столице дело легкое, вы сильно заблуждаетесь. Многие за это время сумели поменять адрес, работу, фамилию, причем не раз. Впрочем, когда вы сами начнете готовиться к празднованию 50-летия выпуска, то легко в этом убедитесь…
Они были первыми
Когда в 1947 году Марианне Астаховской доверили классное руководство в первом классе, у нее самой было всего лишь среднее образование. После войны остро не хватало учителей, поэтому были задействованы все резервы. И она поступила на вечернее отделение московского педвуза, чтобы обязательно получить диплом и стать профессионалом. Росли ее ученики, она росла вместе с ними, учила их и училась сама. Этот класс запомнился ей на всю жизнь не только потому, что именно с него началась ее долгая педагогическая летопись. Просто они единственные, которых она обучала, как говорится, от и до, с начальной школы, где вела все предметы до выпуска, где они сдавали ей русский язык и литературу.
– У меня сохранился снимок моих самых первых первоклашек – 40 человек, – вспоминает Марианна Васильевна. – Конечно, потом их стало меньше, но все равно на выпускной фотографии их 30, да и то, я смотрю, не все изображены. И вот теперь представьте, каково это было мне, молодой учительнице без высшего образования, управляться с такой армией!
Управлялась. Да еще как! Своих «первенцев» она вспоминает с теплотой. Как-никак это были дети, пережившие войну, очень чуткие к ласке и вниманию, скромные, дисциплинированные, вежливые.
И потом, уместно вспомнить, что до 1954 года, когда отменили раздельное обучение, это была женская школа. Так что до 7-го класса в классе Астаховской учились одни девочки.
А мальчики пришли только в 8-м…
Мужское начало
– Мы в то лето отдыхали всей семьей на море, – рассказывает Наталья Лебедева, урожденная Шаталова. – И я все настраивалась, представляла, как это будет выглядеть – вдруг в наш класс придут какие-то ребята! Но к 1 сентября я приболела и пришла в школу на несколько дней позже. И что вы думаете? За моей партой вместо моей подружки Ирены сидит какой-то парень – да-да, он, Борька Дудоладов! Я так была возмущена! Правда, потом мы с ним подружились и просидели вместе все эти три года.
Ребят в этот класс на самом деле пришло немного, человек 7-8. Понятное дело, сначала дичились, кучковались. Сами понимаете, как-то оно не по себе, когда тебя спрашивают на уроке, а отвечать приходится в присутствии прекрасной половины человечества. Но, как утверждает один из тех парней, Владимир Арефьев, это заставляло постоянно быть в форме, чтобы не было стыдно перед девочками.
Тем более что потом, спустя много лет, он признался, что был влюблен в каждую из своих одноклассниц. Нет, не сразу, конечно же, а по очереди! Нравы в те времена были суровые. В соседнем классе, например, его приятеля вызывали на комсомольское бюро и прорабатывали… за то, что он вчера гулял с одной девочкой, а сегодня – с другой. Вот так-то! Это ж вам не малина какая-нибудь.
Правда, романы все равно были. Как же без них-то? Только все исключительно в рамках приличия!
– Я внуку рассказываю, – говорит Светлана Криницкая, – что за его дедушку, своего одноклассника, с которым мы дружили 15 лет, я вышла замуж после того, как 9 лет ходила с ним рука об руку. Для внука это показатель того, какими высокими тогда были отношения между мальчиками и девочками.
До свидания, девочки!
При объединении школ пришлось, увы, не только приглашать кого-то из других коллективов, но и переводить в другие. Часть девочек направили в 82-ю, «мужскую». Вот слез-то было!
– Все это было очень болезненно, – вспоминает Лидия Фролова. – Мало того что нас от подруг оторвали, с которыми 7 лет проучились, так еще и в такую школу «отдали», которая гремела на весь район. Но ничего, все равно привыкли. Там тоже были хорошие педагоги. Благодаря учительнице химии из 82-й я без проблем поступила в медицинский институт, стала провизором. А Галя Финогенова закончила школу с золотой медалью и до сих пор работает учителем биологии и химии.
Тем не менее на вопрос, какую же школу вы все-таки считаете своей, все они, не задумываясь, отвечают: «Конечно же, 96-ю!»
Почему? Да, можно сказать, что сюда они пришли в первый класс и проучились столько лет. Но самое главное, на самом деле, не в этом. Просто тот коллектив, который здесь работал, а также ту атмосферу творчества, взаимопонимания и сотрудничества учеников и учителей, которая царит здесь до сих пор, невозможно сравнить с чем-либо еще.
Не случайно же все те ребята, которые пришли сюда «по обмену» из других учреждений, тоже считают школу №96 своей альма-матер. И все это благодаря учителям, работающим здесь.
Роль личности в истории
– У нас были очень сильные преподаватели и педагоги, которые старались отдать нам все сполна, – рассказывает Нина Базанова (Козлова). – Как правило, это женщины, оставшиеся после войны без мужчин, поэтому школа для них была вторым домом, а ученики заменяли своих собственных детей. С нами они проводили практически все свободное время – водили в театры, музеи, организовывали для нас различные встречи, поездки, праздники, утренники, сажали деревья и так далее.
При этом ни о каком баловстве и речи быть не могло.
– Помню, как-то раз я за что-то двинула одного парня портфелем, а это увидела наша директор, Александра Герасимовна, – сообщила по секрету Наталья Лебедева. – Она хорошо знала моего отца, который работал механиком на заводе и всегда помогал школе чем мог. Сейчас за подобными «спонсорами» охотятся, а с их детьми нянчатся, позволяя им очень многое. А тогда меня знаете, как отчитали, пристыдив за такое поведение!
Да, учителей любили, уважали, но нередко побаивались, как суровых родителей, которые воспитывают их хоть и строго, зато правильно.
Упомянутая Александра Демина, директор, например, всегда внушала им, что без 10-летнего образования дороги нет. А высшее образование открывает двери в мир и дает возможность выбрать любую профессию. В итоге практически у всех ребят есть диплом, а у некоторых – даже два.
С особой теплотой выпускники-«пятидесятники» вспоминали единственного в школе мужчину-преподавателя, математика Давида Исаевича, а также учительницу английского Софью Теодоровну. Ведь во многом благодаря стараниям этих педагогов ребята смогли легко поступить в ведущие вузы страны – Плехановский, МГУ, МГИМО, МАИ, стать крупными экономистами и, имея только школьный уровень языкового образования, делать сложные технические переводы.
Но даже несмотря на то что большинство из них выбрало отнюдь не гуманитарное направление, все равно каждый отмечает: любовь к русскому языку и литературе, которую привила им Марианна Васильевна, дает все основания считать себя гораздо в больше степени «лириками», чем физиками.
И все-таки есть моменты, за которые им перед ней до сих пор стыдно…
Простите нас, пожалуйста!
«Марьяша», как ласково называли ее «в народе», всегда умела зажигать, воодушевлять, заводить своих ребят. Но абсолютно никого не умела заставлять. Поэтому как-то раз, классе в 9-м, когда надо было писать сочинение, решили: а давайте-ка не будем ничего делать – не поставит же она всем двойки! Сказано – сделано. Учительница называет тему, а никто и пальцем не шевелит. «Вот как? Если кто-то не хочет работать, тот может уходить!» Все демонстративно встали и вышли.
За это им потом, конечно, влетело по первое число – и от родителей, и от завуча. Приходили извиняться опять же всем коллективом. Простила, конечно же, как не простить. Но даже сейчас, спустя столько лет, им совестно за то, что так «подставили» своего классного руководителя.
…На встречу, которая состоялась весной 2007 года, их пришло более половины от того состава, в котором они выпускались. Очень даже неплохо, если учесть, что позади – 50 лет. Эти люди еще полны сил и решимости встретиться и через год, и через пять лет, и через десять. Они знают: вместе всегда легче. Поэтому надо чаще встречаться…
Комментарии