Раиса Михайловна Разуванова всю жизнь посвятила школе. Говоря об учителе с 45‑летним стажем, мне совсем не хочется перечислять скучные даты, которыми ознаменованы годы творчества (по-другому их назвать нельзя). Начинала Раиса Михайловна пионервожатой, и искрометный задор, творческий подход к делу стали стилем работы учителя, затем завуча и директора Школы имени Калинина. Уйдя на заслуженный отдых, Разуванова работать не перестала, по-прежнему сеет разумное, доброе и вечное теперь в сельской Витовской школе. Повезло ее ученикам!
Помню, как в 2000 году сразу пять молодых специалистов, амбициозных и деятельных, пришли работать в школу, где завучем была Раиса Михайловна. Специальности мы получили разные: были учитель русского языка, учитель физкультуры и три учителя начальных классов.
Известно, что завуч на уроке для новичков – это и стресс, и страх. Для нас же, пятерых счастливчиков, буквально с первых уроков присутствие завуча стало возможностью получать ценные советы, овладевать постепенно секретами педагогической кухни.
Каждый этап урока наша мудрая наставница разбирала «по косточкам», подсказывала, как правильнее сформулировать вопрос, как обратиться к Васе, не отличавшемуся усердием, чтобы тот захотел продолжить работу вместе с классом. Мы удивлялись, насколько глубоко она знает тонкости каждого предмета. Ее рекомендации были точны, понятны, выверены.
С заботой старшего товарища Раиса Михайловна относилась ко всем учителям, но особенно к преподавателям русского языка и литературы. Прежде чем внедрять в практику работы что-то новое, она все досконально изучала сама, затем проводила мастер-класс или открытый урок, виртуозно демонстрируя новые методы и приемы работы.
На уроках нашего наставника были театрализация и межпредметные связи, широко применялся индивидуально-дифференцированный подход, ее ребятня активно участвовала в постановке проблемы и азартно искала способы ее решения. Уроки учителя уже тогда, в нулевые годы, строились в русле модного сегодня системно-деятельностного подхода. Не ошибусь, если скажу, что одной из первых она стала применять в своей работе ИКТ-технологии.
Уже позже пришло понимание того, что сочинение, темой которого послужила строчка из знаменитого стихотворения Беллы Ахмадулиной «А напоследок я скажу…», которое Раиса Михайловна предложила на последнем уроке своим одиннадцатиклассникам, было не чем иным, как рефлексией.
Перья скрипели полтора часа без перерыва… Примечательно, что все работы заканчивались если не словами сожаления о расставании со школой, то искренней благодарностью за полученные уроки жизни. И так явно было видно, кого учитель воспитал, что было важным в его работе и не очень…
Многому мы, тогда молодые учителя, научились у нашего наставника. И сегодня, когда предоставляется возможность бывать на совместных методических семинарах или открытых уроках Разувановой, мы продолжаем прислушиваться к ее советам.
Комментарии