“Предложить Государственной Думе исключить из законопроекта о госстандарте общего образования обязательный перечень предметов, а право решать, какие предметы учить в школе, передать Правительству РФ. При утверждении бюджета на 2003 год на Федеральную программу развития образования рассмотреть вопрос об увеличении расходов на нее с целью материального стимулирования участников эксперимента по реализации концепции модернизации”.
Эти существенные дополнения были внесены в проект решения “О ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования” на совместном заседании коллегии Министерства образования РФ и президиума Российской академии наук 28 мая с подачи председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Александра Шишлова.
Подведение итогов первого года эксперимента вылилось в обсуждение актуальных проблем образования. “Это был год анализа реальной ситуации на уровне региональных показателей. Мы впервые получили объективную картину того, как работают сегодня школы”, – подчеркнул первый заместитель министра образования Виктор Болотов.
Действительно, в ходе эксперимента, начатого 1 сентября 2001 года совместно Министерством образования и РАО, впервые проведен комплексный мониторинг почти двух тысяч образовательных учреждений 72 регионов страны, более 100 тысяч учеников с 1-го по 10-й класс. Он включал в себя изучение качества обучения, исследование состояния здоровья детей, анкетирование учителей и родителей. Была проведена оценка учебной и внеучебной нагрузки и режима дня учеников общеобразовательных школ. Мониторинг показал, что учебная нагрузка, которая постоянно и методично возрастает, интенсивность обучения, несовершенство учебных планов и программ, отсутствие индивидуального подхода при обучении детей способствуют ухудшению состояния здоровья, приводят к тому, что усвоение материала идет с нарастающими трудностями, порождает неуспеваемость. Об этом знали и раньше, но теперь все доводы о том, что успехи в учебе должны быть не за счет здоровья, получили научное подтверждение.
На заседании подчеркивалось, что акцент в образовании должен быть сделан на здоровьесберегающих технологиях. Хотя Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии, доктор биологических наук, член-корреспондент РАО, против… такого нелепого сочетания слов. По ее мнению, нужно проводить комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей, а не ограничиваться пустыми разговорами о здоровьесберегающих технологиях. Какие бы “хорошие” стандарты ни принимались, они не улучшат здоровье детей. Необходимы реальные изменения структуры и содержания образования.
– Мы провели большую работу по оценке состояния здоровья и двигательной активности школьников, а также изучению учебной нагрузки на примере 100 тысяч учеников России. Кроме того, попытались отследить состояние здоровья по медицинским картам ребят, ответам родителей на наши вопросы. И увидели резкое увеличение количества многих заболеваний. В пять раз возросло число эндокринных заболеваний в 10-м классе. Мы говорим: “Да, нарушение осанки, зрения у детей – это плохо”. Но эндокринные заболевания тем хуже, что скажутся завтра на здоровье их детей. Здоровье нации в данном случае не пустые слова, – Марьяна Михайловна говорила так эмоционально и, главное, аргументированно, что “проняла” замминистра образования. “Нельзя ли дать какие-то рекомендации врачам?” – спросил он Безруких, на что главный специалист по возрастной физиологии ответила: “Они и без нас знают, что делать”.
А вот вопрос, как построить работу школы в ситуации ухудшения здоровья учеников и остановить эту опасную тенденцию, находится в компетенции работников образования, и ответ на него должен дать следующий этап эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, основные направления которого утверждены на заседании коллегии. Причем анализ фактического состояния дел привел к необходимости скорректировать задачи эксперимента на следующий, 2002/2003 учебный год. Например, экспериментальную деятельность следует проводить по тем направлениям, которые выбраны самим образовательным учреждением.
Ирина КАМИНСКАЯ
Комментарии