search
main
0

Пятерка с молотка. На уроке-аукционе валюта – знания детей

Чаще всего учителя жалуются на нежелание современных детей учиться. Особенно это характерно для подростков. Они пассивны и невнимательны на уроках. Не слушают и не видят того, что говорит и показывает учитель. Не желают вдумываться. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают все услышанное. Почему я начала перестраивать свою урочную систему? Мне хотелось найти такие формы работы, при которых учащиеся будут активными участниками учебного процесса, а уроки станут увлекательными и насыщенными.

Чаще всего в своей работе я использую игровые и проблемные технологии. Игровые технологии выступают как метод обучения.

Функции игровой деятельности:

1) развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес);

2) коммуникативная (освоение диалектики общения);

3) самореализация в игре;

4) игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

5) диагностическая (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры).

Деловые игры используются для решения комплексных задач: усвоения нового материала, закрепления, развития творческих способностей учащихся, дает возможность детям понять учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе я использую различные модификации деловых игр: имитационные, ролевые, деловой театр и другие.

Имитационные игры предполагают имитацию деятельности какой-либо организации, предприятия. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли создается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в той или иной обстановке. Школьник мобилизует весь свой опыт, знания, навыки, вживается в образ определенного лица, понимает его действия, оценивает обстановку и находит правильную линию поведения.

Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность.

Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Технологическая схема деловой игры

Этап подготовки – разработка игры, ввод в игру (создание сценария, плана общего описания, содержания инструктажа, подготовка материального обеспечения, постановка проблемы, целей, условия, инструктаж, регламент, правила, распределение ролей, формирование групп, консультации).

Этап проведения: групповая работа над заданием (работа с источниками, тренинг, мозговой штурм); межгрупповая дискуссия (выступление групп, защита результатов, дискуссия, работа экспертов).

Этап анализа и обобщения: вывод из игры, анализ и рефлексия, оценка и самооценка работы, вывод и обобщения, рекомендации.

Для активизации и интенсификации учебного процесса я использую игровые технологии как элемент урока (при закреплении, обобщении, систематизации пройденного учебного материала). Это создает эмоциональную приподнятость учебной деятельности учащихся, возникают соперничество, состязательность.

Я часто провожу интеллектуальные игры: исторические аукционы, брейн-ринги, разминки.

Игры на уроках истории

Исторический аукцион

Перед изучением определенной темы учащиеся предупреждаются о том, что на повторительно-обобщающем уроке будет проведена игра-аукцион. Аукцион – особый способ продажи товаров. Предмет предварительно выставляется для осмотра. Называется его первоначальная цена. Тот, кто хочет его купить, эту цену повышает. Товар продается тому, кто дает за него наивысшую цену. То, что становится объектом продажи, должно быть учащимся известно заранее, так как вещь будет продана тому, кто больше всех о ней расскажет. Тот, кто, по мнению жюри, покажет лучшее знание предмета, становится его владельцем и получает оценку. Всем принявшим участие в игре выставляются оценки в зависимости от качества знания.

Учащимся заранее предлагается список книг, в которых они могут найти необходимый материал.

На уроке-аукционе учитель стоит за столом и показывает продаваемый предмет. Выслушав одного ученика, учитель ударяет деревянным молоточком по столу и спрашивает: «Кто знает больше?» Предмет вручается победителю, которого определяет жюри.

Интеллектуальная разминка

Учитель составляет вопросы по пройденному материалу и предлагает их учащимся. Они выбирают вопрос и отвечают на него. Постепенно количество предлагаемых вопросов увеличивается, систематизируются знания учащихся, отрабатываются термины. В процессе разминки учителем иногда предлагаются дополнительные вопросы, которые учащиеся задают друг другу.

Учителю необходимо разработать систему, по которой он будет учитывать ответы учащихся и выставлять оценки.

Историческая викторина

Учитель подбирает интересные вопросы. На обобщающем уроке он делит класс на команды и проводит игру. Перед началом викторины учитель определяет количество баллов за правильный ответ, время, в течение которого ребята могут думать над вопросом. По окончании игры подводятся итоги, объявляется победитель. Разминку можно проводить и чаще для актуализации знаний учащихся.

Интеллектуальная игра по истории «Брейн ринг». 10-й класс

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Н. Кончаловская

Условия игры: класс делится на несколько команд; выделяется время на обсуждение вопроса; озвучивается количество баллов за правильный ответ; жюри учитывает количество баллов, заработанных командами. По окончании игры подводятся итоги, объявляются результаты.

1. О каком документе ХI века идет речь?

«Клок бороды или зуб дружинника стоил 12 гривен, жизнь смерда – 5 гривен».

(«Русская правда»).

2. О каком древнерусском городе упоминается в документе?

«Навел Бог на нас народ немилостивый, народ лютый, народ, не щадящий красоты юношей, немощи старцев, младости детей. Разрушены божественные церкви, осквернены священные сосуды, потоптаны святыни… кровь отцов и братьев наших обильно напоила землю».

(Город Владимир).

3. О каком древнеславянском племени идет речь?

В одном из курганов славянского племени под Смоленском было найдено погребение воина и двух женщин. Там были найдены монеты, черепки сосудов, женские бусы, женские кости.

(Кривичи).

4. О каком соседе Руси упоминается в документе?

«Торговля с ними была связана с огромными препятствиями – преодолением труднейших порогов ценой немалых жертв, сражениями с печенегами в засадах по пути».

(Византия).

5. О каких сословиях идет речь?

«Оскудела забота о Русской земле. Они все глядят врозь. Каждый тянется к своей вотчине и своему городу. У каждого одна забота – как бы приложить дом к дому, село к селу».

(Князья и бояре).

6. О каком древнем русском городе упоминается в документе?

«Они решили не сдавать город Батыю. Резались они с монголо-татарами на ножах, вывели их из города, порубили их стенобитные орудия и убили татар 4 тысячи».

(Город Козельск).

7. О какой исторической личности ХIV века идет речь в документе?

«Он унаследовал от отца умение использовать слабости ордынской политики, а между русскими князьями он искал пути для мирных решений противоречий и споров».

(Д. Донской).

8. С какими интервентами боролся русский народ в ХIII веке?

«Жители Рязани отчаянно защищались. Им помогали женщины. Они выливали ведра кипящей воды, бросали глыбы льда на штурмующих».

(Монголо-татары).

9. О каком древнем южном городе Руси идет речь?

«Он был сильным, богатейшим городом. Его окрестности были обжитым районом, там имелось много богатых вотчин».

(Город Киев).

10. О чем упоминается в документе?

Историки подсчитали, что в летописях IХ-Х веков их было 24, в ХI веке – уже 88, в ХII веке – еще 119.

(О городах).

Подводятся итоги, объявляется победитель.

Галина ГОРДИЕНКО, учитель истории, зам. директора по УВР СШ №21 г. Норильска Красноярского края

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте