search
main
0

«Пятерка» через SMS. ИКТ с пеленок – это реально

«Информатизация образовательного пространства. АРМ-школы» – эта встреча завершила серию «круглых столов», прошедших в нижневартовской школе №40 в первый день работы педагогического фестиваля «Югра – территория инноваций». Часа, отведенного директорам на общение, конечно же, не хватило на то, чтобы подробно обсудить все наболевшее, уж больно широк список проблем – как грамотно использовать ИКТ в управлении образовательным учреждением, как убедить учителя не пренебрегать новыми технологиями и как увязать все эти новшества с более чем скромным финансированием.

Неподготовленную публику, если таковая в зале, конечно, была, взял на себя ведущий «круглого стола» Александр ЯШУКОВ, заместитель директора информационно-аналитического центра Департамента образования Москвы, более чем подробно разъяснив коллегам, что входит в понятие «информатизации образовательного пространства», как эта система действует в столице и какие вопросы решает.

– Информатизация образовательного пространства помогает отслеживать «межшкольную миграцию» учащихся, ведь мэр поставил задачу вовлечь всех детей в образовательный процесс. А «вручную» проследить перемещение детей из одного образовательного учреждения в другое в таком гигантском мегаполисе, как Москва, просто невозможно. Действующая в столице система ИАИС (Интегрированная автоматизированная информационная система) может сверять образовательные базы данных с базами других ведомств и находить детей, которые по каким-то причинам не посещают школу. Так нам удалось вернуть за парты практически сто процентов детей с ограниченными возможностями. Ведь многие родители даже не предполагали, какие широкие возможности открывают новые технологии в обучении таких ребят. А теперь им предоставлены каналы связи, необходимое оборудование, и дело пошло.

Благодаря ИАИС удалось на тридцать процентов сократить очереди в детские сады, всего лишь централизовав и упорядочив процесс. Отныне родители приходят за путевкой не в сам детский сад, а в окружную комиссию, и как только им находится место, система это фиксирует, автоматически вычеркивая ребенка из «листа ожидания» в других садах.

В задачи ИАИС входит и учет кадрового состава школ, и прогнозирование будущих потребностей в педагогических кадрах. Налаженное межведомственное взаимодействие избавляет от бумажной волокиты, оказывает серьезную помощь в оперативном распределении льгот.

ИАИС внедрена во все образовательные учреждения Москвы, средства на его эксплуатацию выделяются централизованно из бюджета города.

По оценкам аналитиков, информационные объемы системы управления образованием сравнимы разве что со строительным комплексом Москвы. В среднем пять раз в год с каждой из полутора тысяч школ столицы собирается вся возможная статистика. Сначала она поступает в окружные управления, а оттуда – в департамент, где создана единая база данных. Очевидно, что вся эта информация засекречена и используется лишь по служебной надобности. Некоторые родители даже в прокуратуру обращались, настаивая, что сбор личных данных незаконен. Но после тщательной проверки был дан ответ, что в рамках своей деятельности по предоставлению образовательных услуг департамент имеет право на эти сведения, естественно, гарантируя их абсолютную сохранность и конфиденциальность.

В будущем планируем отладить школьный интерактивный сервис – систему электронного информирования родителей. В режиме реального времени – через интернет-портал, по электронной почте или при помощи SMS-сообщений – взрослые смогут узнавать учебное расписание своих детей, будут в курсе, во сколько ребенок пришел и во сколько ушел из школы, какие у него оценки и что ему задано на дом.

Выслушав рассказ Александра Яшукова, нижневартовские директора не на шутку заволновались: а кто, спрашивается, должен обслуживать все эти многочисленные информационные системы, поддерживать исправность сети и контролировать базы данных. Ведь в школах, несмотря на разразившийся ИКТ-бум, так и не введена ставка системного администратора. А учитель информатики не может, да и вовсе не обязан взваливать на себя еще и этот дополнительный функционал.

Но, оказывается, и невозможное возможно – было бы желание. Так, по словам Олега ГОЛОВАНОВА, директора Караваевской школы из Костромской области, лауреата конкурса «Лучшие школы России-2006», ему за счет надтарифного фонда удалось ввести у себя ставку администратора локальной сети. А Геннадий КОМАР, директор Пыталовской школы-интерната для детей с нарушением слуха, рассказал, что в Псковской области по распоряжению губернатора при каждом муниципалитете в отделе образования за счет целевых средств введена ставка инженера по обслуживанию компьютерной техники.

Порассуждав о компьютере как о средстве управления, учета и контроля, директора, а ведь каждый из них, хотя бы в душе, прежде всего – учитель, как-то незаметно перешли к вопросу о роли компьютера в учебном процессе. Речь, конечно, не шла о том, нужен он на уроке или нет, – это был бы спор десятилетней давности. Говорили о другом – чего с его помощью можно добиться и как приманить в стан ИКТ как можно больше педагогов.

Александр ЯШУКОВ:

– В Москве уже действует единый центр дистанционного образования. Это, естественно, помимо медиатек, которые своими силами организовывают в школах сами преподаватели. А у нас опять-таки централизованное хранилище. Сегодня доступ к нему имеют все колледжи, начинаем распространять эту систему и на школы, начав с групп слабослышащих детей. Уже этим летом с помощью дистанционных программ студенты, по какой- то причине не сдавшие вовремя экзамены, смогли рассчитаться с долгами. Потому что дистанционное образование включает в себя весь цикл: от лекций до контрольных.

Геннадий КОМАР:

– Компьютер – это новый инструмент, который должен в первую очередь удовлетворять образовательные потребности детей. Вот, например, в учебных планах школ для ребят с нарушениями слуха нет ни информатики, ни МХК, ни иностранных языков. Естественно, родители при малейшей возможности пытаются пристроить своих детей в общеобразовательную школу, где с горем пополам ученик получает более качественное и полное образование. Значит, нужно развиваться так, чтобы все эти возможности были и у нас. Ведь в наших стенах детям дается то, чего обычная школа предложить никак не может – коррекционная поддержка. Понятно, что у глухого ребенка самый активный способ восприятия – зрительный. Поэтому и обучение должно строиться через зрение, то есть через компьютер. Для того мы и наращивали в школе парк техники, параллельно учили педагогов, приобретали программное обеспечение, отслеживали эффективность всего процесса, чтобы появились у нас и элективный курс информатики, и занятия по МХК. А теперь наши дети поступают в Петербурге в вузы на факультеты дизайна и программирования.

Олег ГОЛОВАНОВ:

– Караваевскую школу считают в Костромской области самой компьютеризированной – 42 машины. Средний показатель – 18 учеников и 5 учителей на один компьютер. Создан ресурсный центр, где готовятся к урокам преподаватели, медиатека – там занимаются ученики. Одним словом, компьютер постоянно в работе. А началось все еще в 1991 году, когда информатики объединили вокруг себя единомышленников и стали обучать всех, кому это оказалось интересно. В том числе и учителей начальной школы. Так мы вступили в эксперимент по введению непрерывного курса информатики со 2-го по 11-й класс. И сегодня мои учителя начальной школы сами ведут в своих классах информатику. Затем настала очередь эксперимента по ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Сегодня 76 процентов педагогов используют на своих занятиях компьютер. Уроки становятся более динамичными, наглядными, интерактивными. Конечно, все учителя разные. Для кого-то просто включить процессор – уже подвиг, а другим, продвинутым, как их принято называть, нужно постоянно повышать планку. В такую вот планку роста и превратилась наша сетевая дистанционная профильная школа. Теперь педагоги пишут свои собственные программы и электронные учебники, так что для них компьютер не что иное, как средство повышения собственной компетентности.

Да, дело это затратное и без заказа сверху может мало что получиться. Но я и сам изначально так расставил акценты и определился с приоритетами, что у меня информатики – самый высокооплачиваемый народ. Мне их надо удерживать, и я этого не скрываю. И я постоянно придумываю всевозможные финансовые стимулы, лишь бы усадить своего учителя за монитор. И педагоги знают: у нас уравниловки нет, сколько заработал – столько и получишь.

В разгар дебатов в зале прозвучала реплика, на которую в пылу собственных рассуждений мало кто обратил внимание. Анна ХАМАРДЮК, учитель русского языка и литературы из Ямало-Ненецкого округа, заметила: «Господа, мы выбираем новые современные средства, но работаем-то на них по-старому. Ни содержание, ни наше собственное к нему отношение не изменятся от того, что вместо мела и тряпки мы возьмем в руки маркер для интерактивной доски. И какой толк от компьютера, если в электронном виде дети будут получать все то же, что 20 лет назад получали на бумаге мы сами». Хороший вопрос. Неожиданный. Лучшей темы для «круглого стола», которым вполне может открыться следующий фестиваль «Югра – территория инноваций», и не придумаешь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте