В ходе финала акции сотрудники Самарского ЦГО, осуществлявшие его научно-методическое сопровождение, не только выступали в роли организаторов конкурсов защиты проектов, консультантов мегапроектов, координаторов группы региональных координаторов, но и провели среди координаторов школьных проектов из 20 территорий России социологический опрос по различным аспектам социального проектирования школьников.
Окончание. Начало в № 35
Ощущение собственной значимости
Его итоги свидетельствуют о том, что данная педагогическая технология дает ощутимый социальный и воспитательный результат гражданского становления молодых россиян.
Так, определяя качественные характеристики, приобретаемые учащимися в ходе разработки и реализации социальных проектов, педагоги на первое место выдвигают формирование у них качеств патриота и гражданина своей Родины, на втором месте – задача конкретного решения социальных проблем территории, на третьем месте – расширение социальных знаний учащихся, подготовка будущего поколения лидеров, организаторов и руководителей.
Представляет интерес рейтинг позитивных изменений, зафиксированных у участников социальных проектов в ходе их реализации:
углубление и расширение социального кругозора;
понимание актуальных проблем своей территории;
приобретение навыков общения;
осознание возможности решения острых социальных проблем территории конкретными собственными усилиями;
формирование навыков анализа социальной информации;
понимание личной ответственности за качественное выполнение порученного дела;
приобретение навыков поиска и анализа необходимой информации;
ускорение формирования гражданской позиции;
приобретение навыков самореализации и самоуправления;
приобретение практических навыков экономического расчета.
В рамках дальнейшего распространения опыта технологии социального проектирования, привлечения новых педагогических кадров необходимо всесторонне изучать опыт педагогов – координаторов проектов.
Как показал опрос, подавляющее большинство опрошенных совмещают несколько функций в организации социального проектирования, в основном координаторов, консультантов и сопровождающих на финал акции.
Работа по социальному проектированию носит командный характер не только со стороны школьников, но и со стороны педагогов. В подготовке команд участвовали, как правило, руководство школ (директора и завучи), преподаватели информатики, школьные психологи и социальные педагоги. Среднее количество педагогов, принимавших участие в одном социальном проекте, составляет 5 человек.
В школьной микросреде уровень информированности о социальных проектах достаточно высок. Как правило, о социальных проектах знают учащиеся и учителя конкретных школ, однако часто о конкретных социальных проектах имеют представление ученики и педагоги школ района, города, области (Ядринская школа республики Чувашия, п. Торосино Томской области, социальные проекты города Самары и другие). Работа по социальному проектированию и ее итоги отражаются СМИ: примерно в равной степени прессой, радио, местным ТВ. Весьма широк охват жителей территорий в ходе проектирования. Средняя частота обращения к жителям территорий в ходе подготовки проекта составляет 225 человек (включая социологические опросы). Достаточно высока степень охвата социальным проектированием среди учащихся. К основной работе группы школьников присоединяется от 100 до 400 помощников.
Подавляющее большинство социальных проектов опирается на поддержку руководителей местных администраций, СМИ, депутатов законодательных собраний различных уровней, руководителей отдельных служб и департаментов (районные военные комиссариаты, экологические службы, ГИБДД и другие). В среднем на один социальный проект приходится 4-5 адресатов обращений к органам местной власти. Энтузиазм, активность и настойчивость участников социальных проектов дают результаты. По оценке опрошенных, социальное проектирование получает большой общественный резонанс. Свидетельством этому может являться высказывание депутата Поронайского районного собрания Сахалинской области Тен Бер Ку: «Подготовка проектов требует от подростков умения правильного планирования, финансового обоснования проекта. Четкое определение цели, задач, путей решения проблемы. Выявление проблемы, правильное обоснование, поиск решения данной проблемы учит подростка конструктивному мышлению. Защита (представление) проектов обучает подростка логическому мышлению, умению мгновенно реагировать на изменяющуюся обстановку. Практическая деятельность по проектам учит подростка рациональному использованию финансов и ресурсов, даст практический опыт взаимодействия с различными секторами общества (государственный сектор, бизнес). Реализация проекта укрепляет в подростках позитивное конструктивное мышление, чувство ответственности и самостоятельности. Выполнение социально значимых проектов дает подростку ощущение собственной значимости и веру в возможность изменения социальной жизни в лучшую сторону. Воспитывается чувство гражданственности, переходящее в патриотизм. Считаю, что социальное проектирование является наиболее эффективным и современным методом работы в формировании активной гражданской личности».
Таким образом, в социальных проектах заинтересованы и образовательные учреждения, и органы власти, а также общественные организации, СМИ и в целом население территории.
Подобная заинтересованность в распространении опыта социального проектирования объясняется их эффективной практической реализацией: памятники, парки и аллеи Победы, конкретные и регулярные формы помощи инвалидам и ветеранам, благоустройство территорий и т. п.
Именно поэтому все опрошенные в целом удовлетворены своей работой в проекте. Незначительная часть респондентов (15%) отмечают наличие трудностей в понимании технологии социального проектирования и его практической реализации. К основным проблемам респонденты относят:
материальные и финансовые проблемы;
организационные трудности;
трудности поиска необходимой информации;
отсутствие навыков общения учащихся с представителями власти;
проблемы эстетического оформления стендов и портфолио;
мультимедийная презентация проекта.
Наиболее приемлемыми формами пополнения знаний в области методики социального проектирования опрошенные считают получение пакета методической литературы, обмен опытом с коллегами на семинарах, консультации с методистами Самарского регионального центра гражданского образования.
На местах ожидают определенной информационной, методической и организационной помощи: методических материалов, организации семинаров-тренингов; считают необходимым выделение часов в учебных планах на социальное проектирование, предлагают в качестве поощрения обеспечение льготной подписки участников акции и социальных проектов.
Предложения по улучшению организации Всероссийских акций «Я – гражданин России», высказанные участниками опроса, безусловно, помогут организаторам будущих акций:
применение информационных технологий в процессе подготовки проектов, оказание помощи в мультимедийном оформлении;
обучение координаторов на семинарах и выдача соответствующих сертификатов;
проведение обучающих семинаров для руководителей, организация «круглых столов» по обмену опытом;
установление постоянной обратной связи организаторов и участников акции через интернет;
более широкое освещение и пропаганда конкретных результатов социального проектирования школьников в СМИ.
Итоги V Всероссийской акции «Я – гражданин России» наглядно свидетельствуют об интересе к социальному проектированию педагогов и школьников из разных уголков России, их искреннем желании делами помочь местным сообществам в преодолении острых социальных проблем.
Владимир ПАХОМОВ, директор Самарского регионального центра гражданского образования; Сергей ЛОСЕВ, ведущий научный сотрудник Самарского регионального центра гражданского образования
Комментарии